Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 26 июля 2021

Рационализация потребления в пандемию COVID-19

Эпидемия коронавируса оказала непосредственное влияние на покупательские привычки россиян, доходы которых в последние годы и без того сокращались, вынуждая их крайне рационально подходить к покупкам

Пандемия же привела к сложностям работы предприятий в большинстве отраслей и, как следствие, череде увольнений, сокращений заработной платы работников и т.д. Сыграл свою роль и очередной виток падения национальной валюты, что привело к росту цен на товары и услуги. «…Многие покупатели в этом году были вынуждены ограничиться покупкой всего одной пары обуви, а, значит, она должна быть удобной, практичной, подходящей на все случаи жизни. … Покупательские предпочтения, если и изменились, то, скорее, с точки зрения цены и осознанности выбора «цена-качество». К примеру, почти в два раза сократились покупки по кредитным продуктам, значит, люди не уверены в завтрашнем дне, нет ощущения стабильности. И большим спросом после пандемии пользовались коллекции прошлых сезонов, представленные со скидками», – поделился в интервью «РБК Исследования рынков» генеральный директор российской обувной компании «Юничел» Владимир Денисенко. 

Действительно, заметное падение благосостояния россиян отражает динамика факторов выбора обуви. Так, цена всегда являлась одним из основных факторов при принятии решения о покупке обуви, однако в «коронакризис» она стала в большинстве случаев определяющей характеристикой. По данным опроса 2021 года 7 из 10 опрошенных россиян считают цену ключевым фактором при выборе обуви. Более того, в текущих условиях ценовой фактор сравнялся по значимости с характеристикой удобства и комфорта при носке, которая всегда выступала безоговорочным лидером рейтинга. В настоящее же время даже ее значимость несколько сократилась, что является негативным показателем настроений и финансовых возможностей россиян. Кроме того, критерий «нравится фасон» продолжает терять в доле респондентов. Другими словами, покупатели готовы мириться с непривлекательностью обуви, если у них будет возможность сэкономить денежные средства. Значимость качества обуви, впрочем, как и долговечности, остается на высоком уровне, что вписывается в модель сугубо рационального потребления с точки зрения длительного срока использования купленной обуви.

Таким образом, крайне рациональный подход к потреблению останется доминирующим до тех пор, пока реальные располагаемые доходы россиян не увеличатся как минимум до уровней 2013-2014 гг., чего по всей видимости не стоит ожидать в ближайшие годы в свете последних событий. Более того, в случае продолжения падения благосостояния населения часть россиян перейдет в режим тотальной экономии, однако, вероятность наступления данного сценария невелика.

РБК Исследования рынков Ключевые тренды на рынке обувного ретейла 2021 55 000 ₽
РБК Исследования рынков Обувной ретейл 2021 85 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 24 апреля 2024 AnalyticResearchGroup (ARG) Искусственный интеллект и бизнес «под ключ»: интересные новинки функционала дистанционных сервисов для юридических лиц Российские банки продолжают воплощать в жизнь инновационные концепции, развивая сервисы интернет-банкинга и мобильного банкинга для юридических лиц.

В двенадцатой волне исследования рынка систем дистанционного обслуживания для бизнеса в России, выпущенной в прошлом году, аналитики «ARG» разобрались, какие новинки в этой сфере были выпущены на отечественном рынке. Проанализировав 200+ сообщений об обновлениях систем и запуске нового функционала, анонсированных 20-ю российскими банками, авторы пришли к выводу, что среди видов дистанционного обслуживания больше всего новостей касалось систем мобильного банкинга. При этом почти половина новостей относится к развитию услуг и расширению функционала существующих сервисов, а по числу размещенных новостей лидировали Бланк Банк, ВТБ и УРАЛСИБ.

Показать еще