Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 26 июля 2021

Рационализация потребления в пандемию COVID-19

Эпидемия коронавируса оказала непосредственное влияние на покупательские привычки россиян, доходы которых в последние годы и без того сокращались, вынуждая их крайне рационально подходить к покупкам

Пандемия же привела к сложностям работы предприятий в большинстве отраслей и, как следствие, череде увольнений, сокращений заработной платы работников и т.д. Сыграл свою роль и очередной виток падения национальной валюты, что привело к росту цен на товары и услуги. «…Многие покупатели в этом году были вынуждены ограничиться покупкой всего одной пары обуви, а, значит, она должна быть удобной, практичной, подходящей на все случаи жизни. … Покупательские предпочтения, если и изменились, то, скорее, с точки зрения цены и осознанности выбора «цена-качество». К примеру, почти в два раза сократились покупки по кредитным продуктам, значит, люди не уверены в завтрашнем дне, нет ощущения стабильности. И большим спросом после пандемии пользовались коллекции прошлых сезонов, представленные со скидками», – поделился в интервью «РБК Исследования рынков» генеральный директор российской обувной компании «Юничел» Владимир Денисенко. 

Действительно, заметное падение благосостояния россиян отражает динамика факторов выбора обуви. Так, цена всегда являлась одним из основных факторов при принятии решения о покупке обуви, однако в «коронакризис» она стала в большинстве случаев определяющей характеристикой. По данным опроса 2021 года 7 из 10 опрошенных россиян считают цену ключевым фактором при выборе обуви. Более того, в текущих условиях ценовой фактор сравнялся по значимости с характеристикой удобства и комфорта при носке, которая всегда выступала безоговорочным лидером рейтинга. В настоящее же время даже ее значимость несколько сократилась, что является негативным показателем настроений и финансовых возможностей россиян. Кроме того, критерий «нравится фасон» продолжает терять в доле респондентов. Другими словами, покупатели готовы мириться с непривлекательностью обуви, если у них будет возможность сэкономить денежные средства. Значимость качества обуви, впрочем, как и долговечности, остается на высоком уровне, что вписывается в модель сугубо рационального потребления с точки зрения длительного срока использования купленной обуви.

Таким образом, крайне рациональный подход к потреблению останется доминирующим до тех пор, пока реальные располагаемые доходы россиян не увеличатся как минимум до уровней 2013-2014 гг., чего по всей видимости не стоит ожидать в ближайшие годы в свете последних событий. Более того, в случае продолжения падения благосостояния населения часть россиян перейдет в режим тотальной экономии, однако, вероятность наступления данного сценария невелика.

РБК Исследования рынков Ключевые тренды на рынке обувного ретейла 2021 55 000 ₽
РБК Исследования рынков Обувной ретейл 2021 85 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 25 января 2022 РБК Исследования рынков Наталья Лазарева С начала пандемии мы понимали, что столкнулись с серьезным вызовом Как можете охарактеризовать результаты работы компании в 2020 – I полугодии 2021 гг.? Все ли поставленные цели достигнуты? Как пандемия COVID-19 отразилась на вашем бизнесе и отрасли в целом? С какими вызовами пришлось столкнуться компании и что помогло с ними справиться? Были ли «бонусы» и преимущества у пандемии?

С начала пандемии мы понимали, что столкнулись с серьезным вызовом: выручка снижалась с огромной скоростью и достигла минимума, когда был введен локдаун. В этот период она составила всего 20% от уровня до прихода COVID-19. Пока научными подразделениями ЦНИИ Эпидемиологии велась работа над методами диагностирования вируса и разработкой тест-систем, специалисты, отвечающие за продажи лабораторных услуг, боролись с паникой среди партнеров и вводили антикризисные меры. Испуганы были абсолютно все, но для нашей команды было очевидно, что лучший способ взять контроль над ситуацией – действовать.

Статья, 25 января 2022 РБК Исследования рынков Доля россиян, посещавших пивные рестораны, снизилась на 8,4 процентных пункта в 2021 году Согласно результатам социологического опроса, проведенного «РБК Исследованиями рынков» в рамках подготовки обзора «Российский рынок пивных ресторанов 2021», в период с июля 2020 по июль 2021 года доля россиян, посещавших пивные рестораны, пабы и бары (далее – рестораны) снизилась год к году несмотря на постепенный рост в течение предыдущих трех лет.

В результате пивные рестораны посещали только 29,2% россиян, принимавших участие в опросе. Для сравнения, годом ранее в таких ресторанах бывали более трети опрошенных – 37,6%. Снижение аудитории связано с пандемией и отмечалось также во всех остальных рассмотренных сегментах рынка общественного питания. При этом доля посетителей пивных ресторанов снижалась как в городах-миллионниках, так и просто в больших и крупных городах с населением 100–500 тыс. человек.

Показать еще