Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 20 июля 2021

Пандемия COVID-19 стала мощным драйвером роста рынка e-commerce

Одежда, обувь и аксессуары традиционно являются одной из наиболее развитых категорий онлайн-торговли.

Многие крупные проекты в сфере e-commerce начинались именно с продаж элементов гардероба. По данным «РБК Исследования рынков», в 2020 году 12,9% трат россиян в онлайне пришлись на покупку товаров категории fashion. 

Пандемия коронавируса в 2020 году вывела интернет-торговлю в России на новый уровень, бурный рост не обошел стороной и fashion-ретейл. За год объем интернет-торговли fashion-товарами увеличился практически на 40% и достиг ₽470 млрд с НДС.

Главной причиной столь впечатляющего роста стало расширение аудитории онлайн-ретейлеров, которому поспособствовала пандемия COVID-19, погрузившая мир в новую реальность. Именно весной, на которую пришлись пик карантина и режим самоизоляции, онлайн-ретейлеры стали единственным доступным потребителю каналом покупки одежды, обуви и аксессуаров.

Несмотря на бурный рост e-commerce, пандемия негативно сказалась на спросе, снижение доходов и неуверенность в завтрашнем дне стали причинами активизации стратегии экономии. В этих условиях усилилась конкуренция ретейлеров за онлайн-покупателя, и не все из них смогли эффективно перестроиться в новых реалиях. В выигрыше оказались крупные кросскатегорийные маркетплейсы, которые на фоне COVID-19 расширили не только пул клиентов, но и партнеров-предпринимателей, желающих отсутствие продаж в офлайне хотя бы частично скомпенсировать присутствием в онлайне.

В условиях пандемии среди наиболее стабильных e-commerce проектов в категории fashion оказались крупнейшие маркетплейсы – Wildberries, OZON и Lamoda. Компаниям удалось привлечь и удержать новых клиентов. Например, на пике первой волны пандемии, в апреле-мае 2020 года, количество новых покупателей OZON выросло на 84% год-к-году. Число новых пользователей Lamoda в марте увеличилось вдвое по сравнению с февралем в столице, а в других регионах России – в 1,5 раза. В свою очередь, за весь 2020 год покупательская аудитория Wildberries подросла на впечатляющие 18 млн пользователей и достигла аудитории в 40 млн.

РБК Исследования рынков Обувной ретейл 2021 85 000 ₽
РБК Исследования рынков Одежный ретейл 2021 85 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 25 марта 2025 Компания Гидмаркет Российский рынок психологических услуг: рекордный рост и трансформация спроса Рынок услуг психологов показал стремительный рост в 2,3 раза за 4 года

Российский рынок психологических услуг демонстрирует беспрецедентный рост: за последние четыре года его объем увеличился в 2,3 раза с 21,9 млрд рублей в 2020 году до 49,7 млрд рублей в 2024 году. Такой стремительный рост, со среднегодовым темпом в 12,6% с учетом инфляции, свидетельствует о глубоких изменениях в отношении общества к ментальному здоровью. Потребление психологических услуг на душу населения выросло со 150 до 340 рублей, что отражает растущую осознанность граждан в вопросах психологического благополучия.

Ключевым драйвером роста стали кризисные периоды в жизни страны. Пандемия COVID-19 в 2020-2021 годах привела к увеличению тревожных расстройств на 35% и вызвала первый массовый переход психологических услуг в онлайн-формат доля дистанционных консультаций выросла на 25% всего за год. Последующие геополитические события 2022-2024 годов спровоцировали новый виток спроса, особенно на терапию посттравматических стрессовых расстройств (PTSD) и семейное консультирование количество таких запросов увеличилось в 1,8 раза.

Параллельно с количественными изменениями произошла качественная трансформация общественного сознания. Согласно данным ВЦИОМ, доля россиян, считающих обращение к психологу "постыдным", сократилась с 47% в 2020 году до 22% в 2024 году. Социальные сети сыграли в этом процессе ключевую роль сегодня 70% начинающих психологов стартуют свою практику в них, делая услуги более доступными и понятными для широкой аудитории.

Показать еще