Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
SmartConsult, 25 мая 2021

Проблематика рынка ДСП: будет ли наверстан «эпидемиологический» дефицит в 2021-2022 годах?

Ключевой проблематикой рынка ДСП по итогам 2020 года стала нехватка материала на внутреннем рынке. Это, в свою очередь, спровоцировало рост цен на ДСП до +40%. Что ждет рынок в ближайшие год-два?

Ежегодный спрос на древесно-стружечные плиты ежегодно растет. К примеру, в мировой практике, по оценкам «Смарт Консалт» на основании данных зарубежных аналитики, объемы глобального сбыта ДСП выросли с 42,2 до 44,2 млн кубометров в 2018-2019 гг. Проблемный 2020 год спровоцировал снижение объемов реализации на -1,5% до ~43,5 млн кубометров.

Подобная ситуация наблюдалась и в отечественной индустрии по выпуску древесно-стружечных плит. Так, в 2020 году, в особенности в марте-мае, из-за ограничительных мер российские промышленники не имели возможности достигнуть плановых объемов выпуска. Падение объемов внутреннего производства достигло -1,3%, до 9,88 млн кубометров. Для сравнения: годом ранее этот показатель превышал 10 млн куб. м.

Снижение объемов выпуска отечественных ДСП, в свою очередь, повлекло наращивание потока импорта плит зарубежного производства. По данным «Смарт Консалт», в 2020 году в Россию ввезено свыше 0,3 млн кубометров, что выше уровня докризисного года почти на +27%. За счет этого доля импорта в период 2019-2020 гг. возросла с 2,9% до 3,6%.

Ввиду нехватки древесно-стружечных плит российского производства, а также за счет ввоза более дорогостоящих зарубежных аналогов в России во второй половине 2020 года зафиксировано галопирующее подорожание ДСП. Так, оценкам «Смарт Консалт», рост розничных цен на плиты находился в диапазоне от 22 до 40%.

Важно отметить, что рост цен на ДСП сформирован как за счет роста отпускных цен производителей (в среднем на +20-23% за последний год), так и на этапе дистрибуции (еще на +15-25%). Ряд оптово-розничных трейдеров в условиях дефицита сработали по принципу декомпенсации, успев закупить крупные партии материала по выгодным ценам в начале года и реализовав поставки по возросшей стоимости во втором полугодии. При этом сроки поставок ДСП для потребителей выросли с одной-двух недель до двух месяцев и более.

Избежать столь рекордного роста цен, по мнению экспертов отрасли, возможно было бы в том числе за счет:

  • наличия у российских производителей более емких складских площадей для обеспечения единовременного хранения большего количества изготовленных ДСП (как переходящего остатка);

  • развития в регионах собственных дилерских представительств и/или региональных складов для обеспечения устойчивости собственных отпускных ценовых предложений.

Примечательно, но на текущее время — май 2021 года — говорить о стабилизации цен на ДСП все еще очень рано. Порог дефицита на внутреннем рынке не преодолен. Позитивные сдвиги, по мнению «Смарт Консалт», возможно ожидать не ранее первого полугодия 2022 года.

Благоприятным фактором в стабилизации рынка может стать полный запрет на вывоз круглого леса из России. Данную инициативу планируется внедрить с 1 января 2022 года. Согласно ней, производители первичного древесного сырья будут мотивированы на переработку древесины на российских промышленных площадках, а не за рубежом. Это, в свою очередь, предотвратит появление дефицита на сырье, используемое в производстве древесных, в т.ч. древесно-стружечных плит.

Другой мерой, направленной на поддержку внутреннего рынка ДСП, может стать внеменное ограничение экспорта готовых плит, предложенное Минпромторгом.

Помимо этого, осознав проблематику внутренней индустрии, характерно проявившую себя в кризисный период 2020 года, российские изготовители инициировали расширение собственных логистическо-складских мощностей. А это, соответственно, в дальнейшем может сократить трейдерское «плечо» и позволит рынку снизить волатильность оптово-розничных цен на ДСП.

На представленные выше процессы возлагают большие надежды ключевые потребители ДСП — российские производители мебели. Начиная с июня 2020 года, мебельные фабрики весьма обеспокоены подорожанием сырья с одновременным ростом спроса на мебель со стороны россиян. Свидетельством остроты проблемы неудовлетворенного спроса также можно считать активный рост продаж мебели на вторичном рынке. Так, согласно данных «Авито», на фоне влияния пандемии только за 2-е полугодие 2020 года рост продаж мебели на интернет-платформе составил рекордные +48%.

Таким образом, на ближайшие два-три года на российском рынке ДСП можно будет ожидать:

  • укрепление позиций российских производителей за счет наращивания объемов производства для компенсации возникшего дефицита ДСП;
  • сокращение экспортных операций в отношении зарубежных партнерств;
  • снижения степени участия дистрибьюторов в сбытовой цепочке за счет расширения российскими производителями ДСП собственных логистическо-складских возможностей.

Усиливать представленные векторы также будут законодательные инициативы об ограничении экспортных потоков как сырья для производства ДСП, т. е. круглого леса, так и готовой продукции.

SmartConsult Анализ мирового и российского рынка древесно-стружечных плит (ДСП) 27 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 14 октября 2021 РБК Исследования рынков Отношение россиян к вакцинации от COVID-19 Тема вакцинации от коронавируса практически никого не оставила равнодушным.

С момента появления первой вакцины, успешно прошедшей тестирование и разрешенной к использованию, идут ожесточенные споры на тему того, насколько она эффективна, поможет ли переболеть в легкой форме в случае заражения, не навредит ли здоровью, кому противопоказана и т.д. Согласно результатам всероссийского опроса «РБК Исследования рынков», проведенного в июле 2021 года, мнения касательно вакцинации от COVID-19 разделились примерно поровну с некоторым перевесом в пользу сторонников вакцины. Так, на момент проведения опроса практически треть опрошенных россиян уже сделали прививку и имеют соответствующий сертификат. Еще 20,5% пока не вакцинировались, но планируют поставить прививку. Таким образом, тему вакцинации поддерживают около 52% респондентов.

Показать еще