Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
SmartConsult, 25 марта 2021

Российский рынок геомембран: динамика и перспективы

Несмотря на ограниченный перечень направлений применения, спрос на геомембраны в период 2014-2020 гг. демонстрировал уверенную положительную динамику. Сохранится ли рост в перспективе?

История геосинтетических материалов насчитывает десятки лет. Впервые они были использованы в США в середине XX века. В СССР же активное развитие геосинтетиков пришлось на 1970-е годы, но по сравнению со странами Западной Европы их внедрение отставало на 10-15 лет. В те годы особой популярностью пользовался нетканый геотекстиль, который в основном применялся при строительстве железнодорожных и автомобильных дорог.

В настоящее время существует достаточно расширенная номенклатура геосинтетических материалов, используемых в различных отраслях промышленности — строительстве, нефтегазовой отрасли, АПК, ландшафтном дизайне и др. Наибольший объем в структуре российского рынка геосинтетики в стоимостном выражении занимает сегмент геомембран (около 26,5%).

Геомембраны представляют собой изолирующую тонкую непрерывную пленку, полностью непроницаемую для жидкостей в любых условиях эксплуатации. Данный материал устойчив к воздействию агрессивных сред, не подвергается гниению и излучению ультрафиолетовых лучей.

В зависимости от состава сырья выделяют два основных вида геомембран: ПВД (LDPE) и ПНД (HDPE).

Ключевыми сегментами потребления геомембран в РФ на сегодняшний день являются следующие направления:

  • строительство полигонов ТБО и ПО;

  • дорожно-строительная отрасль;

  • строительство изоляционных сооружений и искусственных водоемов;

  • подземное строительство;

  • гидроизоляция кровли;

  • ландшафтный дизайн и пр.

Несмотря на ограниченный перечень направлений применения, спрос на геомембраны в период 2014-2020 гг. демонстрировал уверенную положительную динамику, средний ежегодный темп прироста составил около 9%. Так, согласно оценке «Смарт Консалт», в 2020 году объем рынка вырос на 8,1% достигнув - 60,4 млн кв. м.

Интересно отметить, что для данного рынка все еще актуальна тенденция импортозамещения, обозначившаяся после падения курса рубля в 2014-2015 гг. По итогам 2020 года потребление импортной продукции, на рынке геомембран, в отличие от прочих геосинтетических материалов, еще имело место, однако зарубежные поставки носили единичный характер. Таким образом, на начало 2021 года спрос более чем на 98% удовлетворяется за счет отечественной продукции.

Количество российских компаний, выпускающих геомембрану, ежегодно увеличивается. На сегодняшний день собственные производственные мощности имеют около 30 предприятий. Лидером российского рынка геомембран, согласно оценке «Смарт Консалт», по итогам 2020 года, по-прежнему, оставалась компания ООО «Лоджикруф» (ГК «ТЕХНОНИКОЛЬ») с объемом производства 13,0 млн кв. м.

В качестве существенных драйверов развития российского производства геомембран следует выделить, прежде всего, усиление спроса со стороны строительного комплекса. Так в среднесрочной перспективе в РФ планируется строительство около 350 новых полигонов ТБО, что обусловлено исчерпанием запаса вместимости имеющихся в некоторых регионах страны.

В перспективе следующих пяти лет, согласно оценке «Смарт Консалт», объем рынка геомембран сохранит повышательную динамику, CAGR составит около 7,2%, объем потребления по итогам 2025 года достигнет ~ 86-90 млн кв. м.

SmartConsult Анализ российского рынка объемных георешеток 25 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 29 ноября 2022 РБК Исследования рынков Почти 28% сетевых ресторанов присутствуют сразу в нескольких федеральных округах После ухода иностранных компаний этот показатель вырастет

Согласно исследованию «Российского сетевого рынка общественного питания 2022», количество сетевых кафе и ресторанов в России за период с сентября 2021 года по июнь 2022 года выросло лишь на 0,5%. Динамика открытий оказалась самой низкой за последнее десятилетие. Снижение темпов стало следствием переоценки потенциала развития в России со стороны международных, преимущественно западных сетевых проектов. До 2022 года именно они являлись драйвером отечественной ресторанной индустрии, однако текущий геополитический кризис заставил иностранные компании пересмотреть свои взгляды и планы. Уход McDonald’s, Starbucks и ряда других иностранных брендов сказался на доле глобальных игроков на российском рынке. Если в сентябре 2021 года на них приходилось 38,4% всех сетевых ресторанов в стране, то в июне 2022 года ― их доля снизилась до 35,6%. Падение стало результатом сокращения розницы междурядных операторов: за рассматриваемый период были закрыты 899 заведений.

Показать еще