Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 17 марта 2021
Дэнни Перекалски

Одной из главных задач стало масштабирование собственных мощностей

Катализатором для экспансии и открытия новых складов стала недостаточная пропускная способность с марта по май, ставшая серьезным сдерживающим фактором для роста бизнеса – рассказывает генеральный директор «Утконос Онлайн»

– Как Вы можете охарактеризовать результаты работы компании за 2020 год? Все ли поставленные цели достигнуты? Какие факторы препятствовали развитию бизнеса, а какие, напротив, сыграли положительную роль?

– За прошедший год «Утконос Онлайн» не только стал сверхдинамичной компанией. Мы открыли в себе новый уровень гибкости, перестроили множество процессов и научились быстро принимать решения, реализовывать масштабные проекты. Одним из ключевых достижений можно назвать выход в Санкт-Петербург – ведь это первый город-милллионнер для нашей компании, помимо Москвы, в который мы вышли с момента создания компании. Кроме того, в короткие сроки были открыты 3 новых фулфилмент-центра в формате «Утконос Мини» – это стало самым серьезным ростом логистических мощностей за последние 20 лет. Катализатором для экспансии и открытия новых складов стала недостаточная пропускная способность с марта по май, ставшая серьезным сдерживающим фактором для роста бизнеса. Сейчас с уверенностью можно говорить о нашей готовности к сценариям с кратным увеличением заказов.

– Как в целом оцениваете состояние российского e-commerce в вашем сегменте?

– Безусловно, пандемия стала самым большим импульсом для развития как e-grocery, так и e-commerce в целом за всю историю интернет-торговли. За последний год огромное количество людей открыли для себя удобство заказов в онлайн-магазинах, и для многих этот способ получения продуктов и услуг сохранится в будущем. Мы уже сейчас видим, как покупатели, сделавшие в этом году в «Утконосе» свой первый заказ, продолжают совершать покупки регулярно.

– Пандемия COVID-19 затронула все сферы экономики России. Как отразились эти события на вашем бизнесе? С какими вызовами пришлось столкнуться компании, и что помогло с ними справиться?

– Одной из главных задач стало масштабирование собственных мощностей, чтобы доставлять заказы всем, кто ждал их. Именно поэтому весной всего за 2 месяца мы открыли новый фулфилмент-центр «Мосрентген», позволивший увеличить общую пропускную способность операций более чем на 10 тыс. заказов в сутки. Также стоит отметить, что достаточно серьезным вызовом стал найм сотрудников: меньше чем за год мы увеличили численность штата почти в 2 раза: на текущий момент в «Утконосе» трудятся более 5 200 человек.

– Какие трансформации в поведении клиентов Вы заметили за последний год? Как вел себя спрос в период карантина и после снятия строгих ограничений? Изменилось ли что-то осенью, когда рост заболеваемости снова пошел вверх? Что происходило с количеством заказов и средним чеком в эти периоды?

– Первый всплеск спроса на доставку продуктов произошел в середине марта во время роста заболеваемости и ввода ограничительных мер. Покупатели начали запасаться впрок, отдавая предпочтение товарам с длительным сроком хранения, а наибольшей популярностью пользовались консервы, туалетная бумага, крупы и различные средства дезинфекции и гигиены. В среднем в марте заказы содержали около 60 товаров. С наступлением лета и снятием режима самоизоляции спрос начал стабилизироваться, покупатели стали возвращаться к сбалансированному набору продуктов, хотя количество заказов сохранялось на достаточно высоком уровне.

– Как Вы считаете, сохранится ли высокий уровень востребованности услуг доставки продуктов после окончания пандемии COVID-19?

– За время пандемии многие покупатели оценили удобство покупок продуктов с доставкой на дом, ведь это позволяет проводить больше времени за своими делами. Кроме того, новые покупатели «Утконоса» по-настоящему смогли познакомиться с высоким уровнем сервиса, качеством продуктов и высочайшими стандартами обслуживания. Абсолютно точно для многих людей формат покупки продуктов с доставкой станет хорошей постоянной привычкой, а востребованность онлайн-заказов будет только расти.

– Работаете ли Вы в области экспресс-доставки и если нет, то планируете ли развивать это направление? Как Вы оцениваете перспективы модели гиперлокальных складов (дарксторов)?

– Мы уже активно развиваем направление быстрой доставки и благодаря открытию трех новых складов в формате «Утконос Мини» жителям Москвы и Подмосковья доступен ассортимент более чем из 20 000 товаров с доставкой от 2-х часов. В Санкт-Петербурге доставка от 3-х часов стала доступна жителям города уже при открытии. Мы видим, что покупатели высоко оценивают удобство такого формата. Мы будем дальше его развивать, в том числе планируем сокращать временное плечо от момента оформления заказа до получения покупок.

– Расскажите, пожалуйста, о планах компании по развитию на 2021 год. На каких направлениях деятельности будете сфокусированы? Намерены ли расширять географию продаж? 

– В 2021 году мы продолжим двигаться в сторону увеличения скорости доставки, будем еще больше фокусироваться на развитии наших фулфилмент-центров. Для этого планируем расширение ассортимента – он будет включать больше 100 000 наименований товаров, включая непродовольственные товары. Также продолжим развивать доставку в Санкт-Петербурге и усиливать свое присутствие. Этот опыт поможет нам при выходе в новые города. Мы будем фокусироваться на запущенной в этом году программе cashback «Утконос Club», которая помогает еще больше персонализировать наши коммуникации с покупателями.

– Каковы Ваши прогнозы по дальнейшему развитию российского рынка e-commerce в целом и Вашего сегмента в частности? Какие сценарии Вы рассматриваете?

– Безусловно, спрос во время пандемии послужил катализатором для экспоненциального роста российского e-grocery. Согласно прогнозам, прирост ожидается на уровне 40%, а сегмент e-grocery покажет рост более чем в 2 раза.

В следующем году рынок будет продолжать расти, так как воспользовавшись онлайн-доставкой и получив удобный сервис, покупатели все чаще будут обращаться к онлайн-магазинам. Это позволяет экономить время и проводить его с близкими людьми за любимыми занятиями. Мы готовимся, что в ближайшие несколько лет рынок будет расти на высокую двузначную величину.

РБК Исследования рынков Российский рынок интернет-торговли продуктами питания 2020 79 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 6 февраля 2025 AnalyticResearchGroup (ARG) Электронная коммерция в сегменте товаров для сада: рост числа покупателей и продаж Рынок e-commerce товаров для сада и огорода в России растет: объем продаж в 2023 году достиг $200,4 млн, а число покупателей продолжает увеличиваться.

Рынок электронной коммерции в сегменте товаров для сада и огорода в России демонстрирует умеренный, но стабильный рост. По данным «Statista», в 2023 году объем продаж через e-commerce достиг $200,4 млн (примерно 17,1 млрд руб.). В 2024 году ожидался прирост на 6,7%, до $213,9 млн. В данную категорию товаров входят садовые инструменты и электрооборудование, растения, инвентарь для садовых работ, товары для хранения, а также грили (кроме электрических) и аксессуары к ним.

Долгосрочные прогнозы свидетельствуют о том, что годовой темп роста (CAGR) в период 2024–2029 годов составит 3,00%. Это позволит рынку к 2029 году достичь объема в $248,0 млн.

Несмотря на положительную динамику, Россия пока не входит в число стран-лидеров по объему продаж в этом сегменте. Лидирующие позиции занимают США, Китай и Канада, что отражает разницу в масштабах рынка e-commerce в целом и уровне развития рынка в целевом сегменте.

Число российских онлайн-покупателей товаров для сада и огорода в 2023 году увеличилось на 7,7%, достигнув 4,2 млн человек. Ожидалось, что в 2024 году эта цифра должна была вырасти до 4,4 млн, а к 2029 году она достигнет 5,6 млн.

В 2023 году только 3,3% россиян покупали товары из этой категории через интернет, но уровень проникновения продолжает расти. К 2029 году доля покупателей может увеличиться до 4,0%, что указывает на постепенное расширение аудитории.

Умеренные темпы роста и увеличение числа покупателей отражают устойчивый интерес россиян к покупкам товаров для сада и огорода, поддерживаемый доступностью заказа в онлайн-каналах. Однако для ускорения динамики участникам рынка важно предлагать более широкий ассортимент продукции, учитывать сезонные потребности и внедрять удобные решения для доставки товаров, что поможет укрепить позиции России и увеличить объем продаж.

Получить детальную информацию о развитии рынка можно в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Интернет-торговля в России: товары для сада и огорода. Май, 2024».

Показать еще