В период с 2015 по 2018 год ежегодный прирост выручки ТОП-50 крупнейших сетевых DIY-ретейлеров составлял диапазон от 15% до 20%. Эти показатели были значительно выше темпов прироста всего рынка. Однако с 2019 года суммарный прирост выручки крупнейших российских DIY-ретейлеров сократился до величины в 8,3%. В 2020 году ожидается дальнейшее снижение данного показателя до околонулевых значений вследствие влияния пандемии коронавируса COVID-19. При этом последнее не касается лидеров, которые за счет хорошо налаженной работы интернет-магазина и частично открытых магазинов (ввиду наличия в них товаров первой необходимости) показали рост годовых оборотов. Так «Леруа Мерлен» в 2020 году увеличил выручку на 6% год к году (около ₽330 млрд). СТД «Петрович» продемонстрировал еще более впечатляющие (с точки зрения прироста) результаты, нарастив оборот более чем на 23% до ₽73,5 млрд. Очевидно, что подавляющее большинство игроков рынка не смогут похвастаться положительными результатами продаж, поскольку зачастую не представлены в интернете, имеют более высокую наценку и менее широкий ассортимент, а также были закрыты в течение карантина более длительное время.
При этом все эти годы крупные ретейлеры могли развиваться лучше отрасли в целом за счет вытеснения мелких несетевых игроков, а также строительных рынков, прежде всего, в крупных городах. Несетевая розница оказалась не в состоянии конкурировать с крупными игроками рынка и не смогла предложить своим покупателям широкий ассортимент товаров по конкурентоспособным ценам. Кроме того, крупные ретейлеры смогли быстрее развернуть собственную интернет-розницу и адаптировать ее к меняющимся потребительским предпочтениям, используя, в том числе, передовые технологии интернет-маркетинга и анализа больших данных.
В этих условиях оставшейся несетевой рознице пришлось адаптироваться в сторону предложения покупателю более глубокого ассортимента тех товаров и товарных групп, которые недостаточно представлены в сетевом ретейле. Например, данная стратегия до сих пор хорошо работает с такими товарными группами, как отопление, электрика, некоторые виды отделочных материалов.
Тем не менее, переход к подобной стратегии в целом ведет к удорожанию ассортимента за счет наличия в нем уникальных товаров, нехарактерных для крупной сетевой розницы. Поэтому подобная стратегия хорошо работает только при росте денежных доходов населения, чего не наблюдается с 2014 года. Соответственно именно дефицит доходов россиян во многом позволил крупнейшим игрокам так быстро вытеснить с рынка несетевую розницу.
На сегодняшний день сетевой ретейл занимает в сумме уже 55% от всего рынка, хотя в 2014 году значение аналогичного показателя не превышало 44%. Такой высокий уровень проникновения сетевой розницы пока недостижим для многих других розничных секторов, включая, например, fmcg-ретейл.