По данным "Анализа рынка фанеры в странах СНГ", подготовленного BusinesStat в 2021 г, за 2016-2020 гг ее продажи в регионе выросли на 2%: с 1,91 млн м3 до 1,95 млн м3. В 2017-2018 гг наблюдался прирост на 3,1-7,5%, в 2019-2020 гг – снижение на 0,5% и 7,4% относительно прошлых лет соответственно.
На общую динамику показателя влияла динамика продаж в России, на долю которой в 2016-2020 гг приходилось в среднем 70,4% от суммарного объема реализации фанеры в странах СНГ. За исследуемый период рост продаж на российском рынке наблюдался только в 2018 г (+6,4% к уровню предыдущего года). Факторами, которые сдерживают развитие рынка фанеры в стране, эксперты называют консерватизм российских потребителей и производителей: в России, существует всего три варианта продукта в серийном производстве. Экономическая привлекательность экспорта фанеры создала ситуацию, когда в условиях стагнации внутреннего спроса российские производители не имеют жесткой необходимости в его стимулировании. В 2020 г продажи фанеры в России резко сократились (на 14,1% по сравнению с предыдущим годом) из-за негативных последствий пандемии коронавируса. В результате по итогам 2020 г в стране было продано фанеры на 13,5% меньше, чем в 2016 г.
При этом объемы реализации фанеры в остальных странах СНГ (кроме Туркменистана) показали существенный прирост в исследуемый период. Спрос на фанеру формирует множество отраслей промышленности – мебельное производство, отделочные работы, упаковка и пр. К драйверам роста, повлиявшим на продажи фанеры в регионе, можно отнести развитие строительного и ремонтного сегментов, автотранспортной логистики.
В 2021 г, как ожидается, продажи фанеры в России снизятся ещё на 5,8%, и увеличение объемов реализации в остальных странах СНГ не сможет компенсировать этого падения. В результате продажи в регионе сократятся на 2,0% относительно 2020 г. В 2022-2025 гг прогнозируется рост показателя на 5,8-3,4% в год до 2,29 млн м3 в 2025 г. В России ожидается реализация отложенного спроса – ремонты и обновление мебели, которые были отложены «до лучших времен» в кризисный период, будут реализованы спустя несколько лет. В остальных странах регионах сохранится тенденция роста спроса на фанеру.