Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
SmartConsult, 21 января 2021

Древесные пеллеты: всё на экспорт. А что же россиянам?

Российские производители древесных пеллет, зарабатывая «очки» на международной арене, столкнулись с проблемой неинформированности о выгодах продукта среди россиян. Решится ли эта задача в будущем?

Глобальный курс на экологичность и оптимизацию промышленной деятельности задали уверенный вектор развития мирового рынка древесных пеллет — сухого возобновляемого биотоплива, изготавливаемого из отходов деревообработки. 

В 2020 году объем мирового потребления древесных гранул достиг 36 млн тонн общей стоимостью более 9 млрд долл., причем за последние пять лет эти показатели выросли вдвое. Ожидания промышленников еще более позитивны: в перспективе 2027 года прогнозируется увеличение мирового спроса на древесные пеллеты до 18 млрд долл. и более. 

Львиная доля мирового потребления древесных гранул, по данным «Смарт Консалт», приходится на Европу: свыше 70% общей стоимости изготовленной продукции. Заметен спрос на продукт со стороны стран Азии, в частности Кореи и Японии. 
Подтверждением этому служит рейтинг основных стран-импортеров древесных пеллет, закупающих продукцию на внешнем рынке:

  • Великобритания — 38,1%;
  • Дания — 12,4%;
  • Италия — 9,2%; 
  • Корея — 8,3%;
  • Япония — 6,5%; 
  • Бельгия — 4,8%;
  • Нидерланды — 4,6%; 
  • Франция — 2,4%; 
  • прочие страны Европы — 12,1%;
  • остальной мир — 1,6%.

Спрос на древесное высокоэффективное топливо в Великобритании обусловлен наличием в стране крупнейшей в мире станции, работающей на биотопливе: Drax Power Station, расположенной в Северном Йоркшире. Ее мощность составляет 2,6 ГВт по биомассе. 
Одной из самых высокоэффективных производств электроэнергии из древесных гранул является комбинированная электростанция в Японии, г. Уэно, построенная в 2015 году. Ежегодное производство электроэнергии здесь оценивается в 165 кВт. 

Развито потребление древесных гранул как экологичного и эффективного вида топлива в США и Канаде. В отличие от Европы, эти страны способны обеспечить спрос на продукт силами собственных производителей. Учитывая рост цен на традиционные топливные ресурсы — мазут и ДТ — вследствие волатильности стоимости нефти, а также нагнетания проблемы исчерпаемости углеводородов в перспективе ближайших десятилетий, в странах Северной Америки сейчас заметен рост спроса на древесные пеллеты в среднем на 7-8% в год. По оценкам зарубежных аналитиков, на долю США и Канады приходится около 12% мирового потребления. 

Интересно, что в настоящее время Китай является одним из самых быстрорастущих рынков сбыта древесных пеллет ввиду того, что в стране наметилась тенденция замены мазута и дизельного топлива на более выгодные и экологичные аналоги. 

Примечательно, что древесные пеллеты в мировой практике используются не только для отопления жилых помещений, но и в коммерческих целях. Так, на долю частного потребления приходится около 65% общемирового объема сбыта. Для отопления коммерческих площадей ежегодно потребляется около 23% общего объема пеллет. Оставшиеся 12% применяются в генерации электроэнергии в ТЭЦ. 

Как видно, мировая арена рынка древесных пеллет весьма масштабна, и Россия на ней занимает ведущие позиции. Так, отечественные производители обеспечили себе место в топ-5 стран-экспортеров, отгрузив за рубеж, по предварительным оценкам, свыше 2,2 млн тонн древесных пеллет в 2020 году. В целом, можно отметить опережающий рост российского экспорта: на +20% ежегодно за последние 5 лет. Для сравнения: в 2015 году экспорт на мировой рынок древесных гранул российского изготовления не превышал 0,9 млн тонн. При сохранении таких темпов Россия к 2022 году сможет занять 2-е место в рейтинге ведущих мировых экспортеров после США, опередив Канаду, Вьетнам и страны Балтии. 

Однако, наряду с радужными перспективами отечественных промышленников за рубежом, на внутреннем рынке России складывается неоднозначная ситуация. Отрасль имеет ярко выраженный экспортноориентированный вектор. Свыше 99% изготавливаемых пеллет отгружается на экспорт, а значит, на долю внутреннего потребления приходится чуть более 0,5%. 

С чем связана подобная ситуация? В чем причина низких объемов спроса на древесные гранулы среди россиян?

Прежде всего, заметен «провал» в осведомленности россиян о возможности использования древесных пеллет для отопления жилых помещений как альтернативы традиционным источникам энергии. По оценкам «Смарт Консалт», емкость рынка древесных пеллет в России в настоящее время оценивается не менее чем в 1 млн тонн при текущей насыщенности рынка не более 5-7%. Исследование рынка показало, что в настоящее время точечный спрос на древесные гранулы зафиксирован, прежде всего, среди владельцев загородной недвижимости вблизи крупнейших урбанистических центров — Москвы и Санкт-Петербурга. При этом наиболее емкими и перспективными для сбыта локациями могут выступать удаленные регионы России, где отсутствует традиционное твердое топливо (щепа, уголь) в свободном доступе — Юг России и Северный Кавказ. 

Согласно прогнозов маркетингового исследования, в перспективе проблема низкой информированности россиян будет решена. Ожидается, что милленниалы, как действующие амбассадоры эко-тенденций современности, будут способствовать популяризации высокоэффективного и экологичного биотоплива в России. По мнению «Смарт Консалт»,  в ближайшие 10 лет можно ожидать становление модели потребления древесных пеллет по аналогии со странами Северной Америки, где развито не только экспортноориентированное производство, но и масштабный спрос внутри страны. 

SmartConsult Обзор российской индустрии по выпуску древесных пеллет 15 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 29 ноября 2022 РБК Исследования рынков Почти 28% сетевых ресторанов присутствуют сразу в нескольких федеральных округах После ухода иностранных компаний этот показатель вырастет

Согласно исследованию «Российского сетевого рынка общественного питания 2022», количество сетевых кафе и ресторанов в России за период с сентября 2021 года по июнь 2022 года выросло лишь на 0,5%. Динамика открытий оказалась самой низкой за последнее десятилетие. Снижение темпов стало следствием переоценки потенциала развития в России со стороны международных, преимущественно западных сетевых проектов. До 2022 года именно они являлись драйвером отечественной ресторанной индустрии, однако текущий геополитический кризис заставил иностранные компании пересмотреть свои взгляды и планы. Уход McDonald’s, Starbucks и ряда других иностранных брендов сказался на доле глобальных игроков на российском рынке. Если в сентябре 2021 года на них приходилось 38,4% всех сетевых ресторанов в стране, то в июне 2022 года ― их доля снизилась до 35,6%. Падение стало результатом сокращения розницы междурядных операторов: за рассматриваемый период были закрыты 899 заведений.

Показать еще