Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
SmartConsult, 20 января 2021

Российское производство полиэфирного стеклопластика: текущее состояние и перспективы развития

На сегодняшний день стеклопластиковые изделия представлены в России повсеместно. Однако, несмотря на интенсивную повышательную динамику спроса, рынок все еще далек от насыщения.

Российский рынок композитных материалов, активно развивавшейся в советское время, к началу 90-х годов ХХ века пришел в полный упадок. Новый виток его роста можно проследить уже после 2000 года. На сегодняшний день, производство композитов и, в частности стеклопластика, в РФ — крупное направление национальной промышленности, однако его объемы все еще в разы отстают от аналогичных в развитых странах.

Рынок стеклопластиковых изделий принято разделять на сегменты по типу связующего, при этом два наиболее крупных сегмента — эпоксидный и полиэфирный в совокупности занимают около 98%. Первый представлен, прежде всего, композитной арматурой, а также трубами для нефтегазовой отрасли. Эпоксидное связующее, ввиду его особенностей, целесообразно применять в условиях высокого давления и высоких температур транспортируемого продукта (до 130 0С), а также в агрессивная средах. Во всех прочих направлениях, где такие свойства не требуются, производители используют полиэфирные смолы.

Согласно оценке отраслевых экспертов рынка стеклопластиковых изделий, объем российского производства полиэфирного стеклопластика по итогам 2019 года составил около 38,5 тыс. тонн или 12,6 млрд руб.

Данный объем был сформирован следующими продуктами (ниже представлены доли товарных сегментов в натуральном выражении от общего объема внутреннего производства в 2019 году):

  • конструкционные элементы для строительства - 34%

  • емкости и резервуары —25,9%;

  • сантехнические изделия — 12,9%;

  • элементы для машиностроения (в том числа автомобилестроения, пассажирского транспорта, судостроения, авиастроения, космической и оборонной промышленности) — 13%;

  • трубы — 12,4%;

  • прочие изделия (декоративные готовые изделия, спортивные снаряды, рекламные конструкции, и т. д.) - 1,8%.

Интересно отметить, что наиболее крупные сегменты российской стеклопластиковой промышленности — конструкционные элементы для строительства и емкости объединяет общая черта — на них фактически отсутствуют крупные игроки, зато количество небольших участников очень велико и ежегодно значение возрастает.

Данная тенденция обусловлена рядом причин: во-первых, простота технологии производства как конструкционных изделий, так и резервуаров. Во-вторых, относительно несложные для выполнения требования к качеству продукции со стороны потребителей на фоне стабильного развивающегося спроса. В-третьих, развитие отечественного производства прочих, технологически более сложных композитных направлений: нередко производители, специализирующиеся преимущественно на композитной арматуре или трубах загружают свободные мощности строительными профилями или резервуарами.

Согласно оценкам экспертов, на российском рынке композитных емкостей представлено более 30 компаний при этом ТОП-4 лидеров занимали в совокупности в 2019 году не более 40% объема внутреннего производства в натуральном выражении. Крупнейшими российскими производителями стеклопластиковых емкостей, согласно оценкам экспертов из числа поставщиков сырья для производства композитных материалов, в 2019 году выступили:

• ООО «Биопласт»;

• АО «Флотенк» ;

• ООО «Эколайн»;

• ООО «Самитек».

Согласно собственной оценке «Смарт Консалт», стеклопластиковые конструкционные элементы для строительства в совокупности производит более 100 российских компаний, крупнейшими среди которых являются:

• ООО «Татнефть-Пресскомпозит»; ;

• ООО «Нанотехнологический центр композитов»;

• ООО «Этерус-Техно»;

• ООО «Прессион Групп Менеджмент — Городское пространство»;

• АО «Стеклонит»;

• ООО «Гален»;

• АО «Флотенк»;

• ООО «Лабара-Рус»;

• ООО «НПО «Центротех»;

• ООО «ЭРСТЕ;

• ООО «Армпласт»;

• ООО «Пултра»;

• ООО «Знаменский композитный завод»;

• ООО «Ступинский завод стеклопластиков».

Совершенно иная ситуация наблюдается на российском рынке стеклопластиковых труб. Производство в стране осуществляют всего четыре компании, при этом одна их них — ООО «Новые трубные технологии» является безусловным лидером. Согласно оценке генерального директора компании — Маслова Артема Дмитриевича, доля предприятия в 2019 году составляла около 65% совокупного объема отечественного выпуска.

Артем Дмитриевич отметил также, что «Новые Трубные технологии» видят свою задачу в постепенной консолидации участников рынка стеклокомпозитных труб, в результате которой образуется один крупный игрок, обладающий несколькими производственными площадками. В перспективе такое предприятие будет выводить рынок на новый уровень, и, в том числе, выстраивать системную работу с ключевыми заказчиками путем обучения подрядчиков. Данная проблема крайне актуальная в ввиду отсутствия на сегодняшний день у российских подрядчиков опыта работы с инновационным материалом.

Второе место по объему производства полиэфирных стеклопластиковых труб занимает ООО «ПК «Стеклокомпозит». Доля компании в 2019 году составляла 25-30% внутреннего производства. При этом, согласно оценке заместителя генерального директора предприятия — Байбородиной Виктории Викторовны, в 2020 году доля Стеклокомпозит может достичь 40%.

Оставшийся объем, по данным эксперта, приходится на компанию ООО «Технологии стеклопластиковых труб», занимающую до 10%.

Кроме того, Виктория Викторовна отметила, что эпизодическое производство стеклопластиковых труб еще сохраняет компания «Биопласт» (торговая марка Helix). Так в 2019 году их доля составила около 4%.

В качестве ключевого барьера, сдерживающего развитие национального производства стеклопластиковых труб, Виктория Байбородина выделяла: значительное лоббирование традиционных материалов (чугун, полиэтилен, сталь) со стороны должностных лиц.

Еще более монополизированными являются рынки стеклопластиковых элементов для машиностроения. Внутреннее производство стало развиваться в РФ не более семи-восьми лет назад. До этого момента все композитные комплектующие, используемые российскими автомобильными заводами, а также машиностроительными предприятиями, были импортными. На сегодняшний день данный сегмент все еще остается наиболее импортозависимым.

Согласно оценкам аналитиков  "Смарт Консалт", внутреннее производство осуществляют следующие компании:

  • ООО «Автопласт»;

  • ООО «Этерус-Техно»

  • ООО «Фабрика Композитов»

  • ООО «Татнефть-Пресскомпозит» и его дочерняя компания «Каматек».

Объем выпуска Автопласт в 2019 составил около 3,5 тыс. тонн, Татнефть-Пресскомпозит — 1,3 тыс. тонн. Оба предприятия выпускают широкий ассортимент стеклопластиковых комплектующих для автомобилей, пассажирского и специального транспорта, в том числе предлагают комплексные решения.

Компания «Фабрика композитов» ежегодно выпускает не менее 1 тыс. тонн стеклопластиковых изделий для пассажирского транспорта.

Компания Этерус-Техно, входящая в группу «Автопласт», согласно оценке заместителя генерального директора Сайгина Юрия Юрьевича, специализируется на производстве плоского листового стеклопластика для автомобилестроения (прежде всего облицовки фургонов коммерческого транспорта, автобусов). Кроме того, предприятие осуществляет выпуск профилированного стеклопластикового листа для строительства.

Юрий Юрьевич отмечает, что рост рынка листового стеклопластика отмечался на протяжении нескольких предшествующих лет, за исключением 2019 года, когда было зафиксировано падение примерно на 10-15 %. При этом в перспективе 2020-2022 гг. эксперт ожидает положительную динамику на уровне 20-25%.

По оценке экспертов, одним из ключевых драйверов спроса со стороны автомобильной промышленности в 2020-2024 гг. станет ПАО «КАМАЗ», которое, в настоящее время совместно с ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» разрабатывает проект полностью композитной кабины весом до 300 кг для грузовых автомобилей.

Сегмент стеклопластиковой сантехники является одним их немногих b2c направлений композитного рынка и характеризуется наиболее развитым спросом. Многие участники сходятся на том, что потребление в 2019 году уже прошло свой пик на уровне около 5 тыс. тонн и в последующие годы будет демонстрировать стагнацию. Количество игроков в сегменте также достаточно велико, однако производители ТОП-3 контролируют до 76% рынка.

Наибольший объем производства на протяжении последних трех лет демонстрирует компания «Тритон» (ООО «Мерион») — крупнейший в РФ и Европе производитель акриловых ванн. Компания производит стеклопластик для использования в качестве укрепляющего слоя акриловых ванн среднего и высокого ценового сегмента.

Объем производства в 2019 году, согласно оценки участников данного рынка и поставщиков сырья, составил около 2,2 тыс. тонн. Также значительные объема выпуска стеклопластика для аналогичного направления демонстрирует предприятие из Калужской области — ООО «Аквасити»: немногим более 1 тыс. тонн.

Переходя от анализа текущего состояния основных товарных сегментов рынка стеклопластиковых изделий к прогнозам - важно отметить, что в РФ присутствуют существенные драйверы для развития внутреннего производства:

  • наличие в стране производства качественного стекловолокна. Так, в положительном ключе участниками отрасли отмечена деятельность завода АО «ОС «Стекловолокно» (входит в состав американской компании OWENS CORNING) в г. Гусь-Хрустальный;

  • наличие развитого внутреннего производства полиэфирных смол.

Согласно оценке Зорана Павловича, учредителя компании «ДУГАЛАК» - лидера российского рынка полиэфирных смол, удельный вес отечественной продукции составил по итогам 2019 году 76,6% в натуральном выражении. Объем внутреннего производства в период 2014- 2019 гг. демонстрировал уверенную положительную динамику, по итогам прошлого года национальный выпуск составил 37,5 тыс. тонн.

Зоран Павлович отметил также, что на сегодняшний день фактически не существует зарубежных аналогов ненасыщенных полиэфирных смол, которые не производятся в РФ. Таким образом, отечественные производители композитов имеют возможность импортозамещению.

При этом, согласно оценке экспертов, цены на российские полиэфирные смолы все равно находится в прямой зависимости от динамики курса иностранных валют ввиду высокой сырьевой импортозависимости этих направлений.

Ожидаемый в 2021 году запуск производства малеинового ангидрида компанией СИБУР на заводе в Тобольске в среднесрочной перспективе может стать значимым фактором для снижения сырьевой импортозависимости и, следовательно, развития внутреннего выпуска полиэфирных смол. Производственная мощность нового предприятия составит 45 тыс. тонн. Также проект по открытию производства малеинового ангидрида мощностью 50 тыс. тонн озвучивает компания ПАО «Татнефть». Завод будет располагаться в Республике Татарстан, в Альметьевском муниципальном районе.

Таким образом, в перспективе 2020-20224 гг, согласно оценкам экспертов, внутреннее производство стеклопластиковых изделий на основе полиэфирных смол будет демонстрировать уверенную положительную динамику. CAGR в период 2020-2024 гг. составит около 7,3%. Таким образом, по итогам 2024 года объем производства достигнет 54,1 тонн или 20,9 млрд руб.

SmartConsult Анализ российского рынка труб с фокусом на стеклопластиковый сегмент 27 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще