Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 2 ноября 2020

Пандемия усугубила трудности российского бьюти-рынка в 2020 году

По итогам 2019 года объем российского рынка бьюти-услуг составил ₽235 млрд, что на 1,3% ниже, чем годом ранее.

При этом перспективы индустрии в условиях постпандемии вряд ли можно назвать позитивными. С учетом простоя, закрытий и падения потребительских доходов к концу 2020 года рынок скорее всего сократится более чем на 15%. Падение объемов рынка на протяжении 2019 года, впрочем, уже было спровоцировано снижением потребительского трафика.

В то же время, карантин ощутимо обострил конкуренцию с частными мастерами, несмотря на то, что данная тенденция наметилась еще несколько лет назад. Пандемия COVID-19 заставила ситуацию принять новый оборот: многие клиенты, привыкшие к регулярным бьюти-процедурам в салонах, не готовы были отказаться от них, даже нарушая режим самоизоляции, и прибегали к помощи мастеров, работающих на дому. В свою очередь, специалисты, работавшие в компании и оказавшиеся в ситуации непредсказуемости и нестабильности, начали принимать клиентов в частном порядке. По оценкам экспертов рынка, именно по этой причине не все из «потерянных» за время пандемии клиентов вернутся в свои привычные салоны.

Основные сегменты отечественной бьюти-индустрии: салоны красоты, барбершопы и моностудии, по-разному завершили 2019 год и пережили карантин. Динамика ключевых показателей упомянутых сегментов свидетельствует о том, что устойчивее прочих в 2019-2020 годах в России развивались мужские парикмахерские. В то время как классические салоны красоты стагнировали, а моностудии теряли клиентов, барбершопы демонстрировали стабильный рост. В 2020 году данный сегмент вероятнее всего уйдет лишь в незначительный минус даже при учете негативных последствий COVID-19.

Устойчивый спрос на базовые бьюти-услуги является тем фактором, который поможет отрасли выйти из кризиса. Более того, динамичное появление новых форматов на рынке: экспресс, лоукост и других, скорее всего станет катализатором развития индустрии в 2020-2021 годах. Тем не менее, возврат к докризисным показателям в условиях работы под новыми ограничениями Роспотребнадзора займет не один месяц. 

Эконом-сегмент становится драйвером российского бьюти-рынка

В актуальных условиях бюджетные парикмахерские привлекают все больше клиентов и увереннее других чувствуют себя в условиях нестабильности. По данным «РБК Исследований», за 12 месяцев, начавшихся февралем 2019 года, именно низкий ценовой сегмент стал наиболее быстрорастущим в сравнении с прочими сегментами. Так, число салонов красоты и парикмахерских, работающих в «экономе» выросло за указанный период более чем на 50%, в то время как максимальный прирост прочих сегментов не превышал 25%. Подобная динамика обусловлена как неоднозначной динамикой доходов населения, так и внедрением новых форматов, зачастую сочетающих в себе быстрое обслуживание в формате живой очереди, автоматизацию и низкую стоимость услуг. Поэтому уже летом 2020 года в список ТОП-3 наиболее динамично развивающихся компаний на отечественном бьюти-рынке вошли сети, работающие именно в низком ценовом сегменте.

Пандемия COVID-19 значительно ударила по благосостоянию части населения, и вернула многие семьи к сберегательной модели потребления - уже в I квартале года Росстат зафиксировал снижение реальных располагаемых доходов на 0,2%, что, впрочем, не учитывает долю россиян, работавших в «сером» секторе, которые пострадали из-за карантина еще более ощутимо. Следует полагать, что данная ситуация только ускорит захват бьюти-рынка эконом-сегментом. Так, большинство экспертов индустрии отмечают «бум» эконом-сегмента как одну их ключевых тенденций на ближайшие несколько лет.

Действительно, в 2020-2021 годах следует ожидать как количественного, так и качественного развития сегмента «эконом» на рынке красоты, так как доступность станет ключевым преимуществом заведения в глазах клиента. В свою очередь, игроки будут работать над новыми демократичными проектами и улучшать сервис в рамках уже действующего бизнеса параллельно со сдерживанием уровня цен.

Потребитель хочет получать услуги в формате «экспресс»

Ускорение ритма жизни в большинстве крупных российских городов привело к росту популярности экспресс-обслуживания в салонах красоты, моностудиях и барбершопах. Подобный сервис позволяет сетям как повысить эффективность работы мастеров, так и увеличить средний чек, при этом удовлетворяя растущую потребность клиентов в быстром обслуживании. Стоимость подобных комплексных услуг, как правило, превышает цену на традиционные опции.

Популярность быстрого обслуживания среди потребителей индустрии красоты находит свое отражение и в показателях сетей, предлагающих быстрые услуги. Так, три наиболее быстрорастущих компании на российском рынке все работают в экспресс-формате, как правило, используя терминалы и модель «без записи».

Согласно данным "РБК Исследований рынков", экспресс-обслуживание наиболее характерно для сегмента моностудий: среди крупных сетей 70% предлагают клиентам услуги, оказываемые «в 4 руки». Чаще всего это услуги ногтевого сервиса, однако, те, кто особенно ценят свое время, могут получить и быструю укладку, и оформление бровей. Среди сетей салонов красоты, управляющих более 10 точками в России, быстрое обслуживание предлагают 50% компаний. Наименее всего распространено быстрое обслуживание среди барбершопов, которые часто делают фокус на атмосфере, предлагают своим посетителям насладиться напитками и футбольным матчем. Среди них «экспресс» представлен только у 13,3% игроков.

Вектор развития рынка продолжает вести к консолидации

Тренд на консолидацию российского рынка салонов красоты и парикмахерских берет свое начало еще в 2016 году – именно до тех пор на рынке наблюдался динамичный рост числа игроков, занятых в бьюти-сфере. С тех пор темпы роста показателя пошли на спад: федеральные операторы поглощали локальных игроков, а местные предприниматели с небольшим бюджетом не всегда выдерживали конкуренцию со стороны лидеров рынка. Для предпринимателя все выгоднее становилось развивать бизнес в качестве партнера известной сети, нежели чем начинать с нуля. С данной точки зрения трехмесячный простой бизнеса можно рассматривать как катализатор, ускоривший уход с рынка некрупных игроков. Ожидается, что в 2020 году общее число игроков российского бьюти-рынка снизится на 3,4% по сравнению с прошлым годом.

Впрочем, сейчас доля сетевых салонов в индустрии по-прежнему невелика и составляет 3,7% от общего числа заведений красоты, работающих на территории России. Тем не менее, анализируя динамику открытий точек за год, предшествующий COVID-19, становится очевидно, что доля сетей будет только расти. В условиях экономической нестабильности бизнес будет держаться за сильные управляющие компании, располагающие грамотным антикризисным управлением и финансовыми резервами.

РБК Исследования рынков Тренды российского рынка бьюти-услуг 2020 20 000 ₽
РБК Исследования рынков Структура российского рынка бьюти-услуг 2020 25 000 ₽
РБК Исследования рынков Салоны красоты 2020 30 000 ₽
РБК Исследования рынков Моностудии 2020 30 000 ₽
РБК Исследования рынков Барбершопы 2020 30 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще