В последние годы данные по рынку демонстрировали заметный спад совокупной выручки российских компаний, работающих в сфере организации похорон и предоставлении связанных услуг. С середины 2000-х годов самыми тяжелыми для рынка стали 2017 год, когда совокупная выручка упала почти на треть (с 9,6 млрд. до 6,7 млрд.), и 2015 год, когда падение было не столь резким, но также довольно существенным (-21,4%, до 10,5 млрд. руб.).
2019 год российская отрасль ритуальных услуг закончила с небольшим спадом выручки (-3,4% к прошлогодним результатам, 6,4 млрд. руб. в стоимостном выражении). С началом пандемии коронавируса эксперты говорили о возможных негативных трендах, связанных со снижением покупательской способности и, соответственно, спаде продаж похоронных контор: ожидалось, что россияне будут отказываться от пышных и дорогостоящих похорон и будут стараться экономить. Начало года, в целом, подтвердило эти цифры: в первом квартале текущего года наблюдалось падение (-7,1% YoY). Однако в апреле-июне выручка в отрасли резко – на 44,9% - увеличилась. В денежном выражении она составила за этот период 2,4 млрд. руб., а за первое полугодие целиком – 3,9 млрд. руб.
Примечательно, что, если в 2018 и 2019 годах наибольшая доля выручки приходилась на предприятия из Северо-Западного федерального округа (20,6% и 19,5% соответственно), в первом полугодии 2020-го лидером стал Центральный регион (31,7%). При этом он вышел на первое место с довольно заметным отрывом: следовавший за ним СЗФО занимал теперь долю 17,2%, а на замыкавшее тройку лидеров Приволжье приходилось 15,1%.
Что касается конкретных регионов, генерируют наибольшую выручку вовсе не российские столицы: так, в топ-3 (рэнкинг за 2019 год) здесь попали Свердловская, Новосибирская и Кемеровская области.
Подробный анализ рынка ритуальных услуг, ключевых игроков и тенденций – в новом исследовании от маркетингового агентства «AnalyticResearchGroup».