Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 14 июля 2020

Пандемия коронавируса окончательно рационализирует спрос

В кризис 2015-2016 гг., вылившийся для россиян в затяжное сокращение реальных располагаемых доходов, на первый план вышла рационализаторская модель потребления, особенностями которой выступают увеличение времени принятия решения о покупке, сокращение частоты покупок / количества покупаемой обуви, рассмотрение большего количества альтернатив, стремление к экономии за счет скидок, специальных предложений и прочих инструментов, однако, не в ущерб качеству покупаемых товаров. Также россияне сократили количество спонтанных покупок, стараясь тщательно планировать свои расходы на те или иные товарные категории.

Цена всегда являлась одним из основных факторов при принятии решения о покупке обуви, однако в кризис она стала в большинстве случаев определяющей характеристикой, что в первую очередь вызвано отсутствием положительных изменений в благосостоянии россиян. По данным опроса 2020 года, впрочем, как и в предыдущие годы, около 2/3 опрошенных россиян считают цену ключевым фактором при выборе обуви. Однако лидирующей характеристикой по значимости остается удобство и комфорт при носке, незначительно опережая ценовой фактор. 

Как уже было сказано ранее, рационализация подразумевает не «слепую» экономию и переключение на некачественные заменители уже привычных товаров, а приобретение обуви достойного качества на долгий срок, однако в меньшем количестве. Таким образом, значимость качества обуви остается на высоком уровне. Более того, в последние годы заметно возросла важность такой характеристики обуви, как долговечность, тогда как критерий «нравится фасон» в годы кризиса несколько потерял в доле респондентов, что вновь подтверждает доминирование рационализаторской модели потребления. 

Таким образом, несмотря на то, что в Минэкономразвития РФ прогнозировали долгожданный рост реальных располагаемых доходов населения, данный показатель все равно в ближайшем будущем останется далек от докризисного уровня. Более того, в свете последних событий, а именно пандемии коронавирусной инфекции и последующего режима карантина и самоизоляции, вызвавшего череду увольнений и потерю доходов населения, покупательская способность россиян упадет еще сильнее, что только укоренит подобный подход к потреблению, а некоторых вынудит на тотальную экономию.

Начиная со II квартала 2020 года в условиях кризиса после пандемии коронавируса COVID-19 прогнозируются изменения в оценках значимости указанных характеристик обуви. В связи с тем, что удобство при носке является обязательным критерием при выборе обуви, а также соответствует рационализаторской стратегии, данный критерий по-прежнему будет занимать лидирующую позицию. В связи с инфляцией и падением доходов, заметно увеличится в доле ценовой фактор. Произойдет это за счет уменьшения значимости таких критериев, как фасон / модель обуви, качество и материал изделия. Возможно, в связи с усилением рационализаторской стратегии качество изготовления обуви в следующем периоде все-таки войдет в тройку лидеров, однако, доля выбравших данных вариант ответа в абсолютном выражении уменьшится.

Подробнее с серией исследований российского рынка обуви можно ознакомиться по ссылке: https://marketing.rbc.ru/landings/87/

РБК Исследования рынков Обувной ретейл 2020 85 000 ₽
РБК Исследования рынков Обувной ретейл 2020. База сетей 79 000 ₽
РБК Исследования рынков Ключевые тренды на рынке обувного ретейла 2020 55 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 28 февраля 2024 BusinesStat В 2019-2023 гг оборот рынка франчайзинга в России увеличился на 12%: с 2,6 до 2,9 трлн руб. Уход западных компаний притормозил развитие рынка, но не привел к сокращению выручки.

По данным «Анализа рынка франчайзинга в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2019-2023 гг оборот этого рынка в стране увеличился на 12%: с 2,6 до 2,9 трлн руб. Прибыльность и перспективность франшиз привлекала крупных инвесторов, а также малый и средний бизнес, способствуя росту рынка. Вместе с тем, до 2022 г все большее количество зарубежных франчайзинговых брендов обращали свое внимание на российский рынок. Международные компании видели в России большой потенциал и готовы были инвестировать во франчайзинговые проекты, чтобы расширить свое присутствие в стране. Такое сотрудничество стимулировало развитие отечественных франчайзинговых компаний и способствовало повышению качества и росту количества предлагаемых проектов.

Показать еще