Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 14 июля 2020

Пандемия коронавируса окончательно рационализирует спрос

В кризис 2015-2016 гг., вылившийся для россиян в затяжное сокращение реальных располагаемых доходов, на первый план вышла рационализаторская модель потребления, особенностями которой выступают увеличение времени принятия решения о покупке, сокращение частоты покупок / количества покупаемой обуви, рассмотрение большего количества альтернатив, стремление к экономии за счет скидок, специальных предложений и прочих инструментов, однако, не в ущерб качеству покупаемых товаров. Также россияне сократили количество спонтанных покупок, стараясь тщательно планировать свои расходы на те или иные товарные категории.

Цена всегда являлась одним из основных факторов при принятии решения о покупке обуви, однако в кризис она стала в большинстве случаев определяющей характеристикой, что в первую очередь вызвано отсутствием положительных изменений в благосостоянии россиян. По данным опроса 2020 года, впрочем, как и в предыдущие годы, около 2/3 опрошенных россиян считают цену ключевым фактором при выборе обуви. Однако лидирующей характеристикой по значимости остается удобство и комфорт при носке, незначительно опережая ценовой фактор. 

Как уже было сказано ранее, рационализация подразумевает не «слепую» экономию и переключение на некачественные заменители уже привычных товаров, а приобретение обуви достойного качества на долгий срок, однако в меньшем количестве. Таким образом, значимость качества обуви остается на высоком уровне. Более того, в последние годы заметно возросла важность такой характеристики обуви, как долговечность, тогда как критерий «нравится фасон» в годы кризиса несколько потерял в доле респондентов, что вновь подтверждает доминирование рационализаторской модели потребления. 

Таким образом, несмотря на то, что в Минэкономразвития РФ прогнозировали долгожданный рост реальных располагаемых доходов населения, данный показатель все равно в ближайшем будущем останется далек от докризисного уровня. Более того, в свете последних событий, а именно пандемии коронавирусной инфекции и последующего режима карантина и самоизоляции, вызвавшего череду увольнений и потерю доходов населения, покупательская способность россиян упадет еще сильнее, что только укоренит подобный подход к потреблению, а некоторых вынудит на тотальную экономию.

Начиная со II квартала 2020 года в условиях кризиса после пандемии коронавируса COVID-19 прогнозируются изменения в оценках значимости указанных характеристик обуви. В связи с тем, что удобство при носке является обязательным критерием при выборе обуви, а также соответствует рационализаторской стратегии, данный критерий по-прежнему будет занимать лидирующую позицию. В связи с инфляцией и падением доходов, заметно увеличится в доле ценовой фактор. Произойдет это за счет уменьшения значимости таких критериев, как фасон / модель обуви, качество и материал изделия. Возможно, в связи с усилением рационализаторской стратегии качество изготовления обуви в следующем периоде все-таки войдет в тройку лидеров, однако, доля выбравших данных вариант ответа в абсолютном выражении уменьшится.

Подробнее с серией исследований российского рынка обуви можно ознакомиться по ссылке: https://marketing.rbc.ru/landings/87/

РБК Исследования рынков Обувной ретейл 2020 85 000 ₽
РБК Исследования рынков Обувной ретейл 2020. База сетей 79 000 ₽
РБК Исследования рынков Ключевые тренды на рынке обувного ретейла 2020 55 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 24 апреля 2024 AnalyticResearchGroup (ARG) Искусственный интеллект и бизнес «под ключ»: интересные новинки функционала дистанционных сервисов для юридических лиц Российские банки продолжают воплощать в жизнь инновационные концепции, развивая сервисы интернет-банкинга и мобильного банкинга для юридических лиц.

В двенадцатой волне исследования рынка систем дистанционного обслуживания для бизнеса в России, выпущенной в прошлом году, аналитики «ARG» разобрались, какие новинки в этой сфере были выпущены на отечественном рынке. Проанализировав 200+ сообщений об обновлениях систем и запуске нового функционала, анонсированных 20-ю российскими банками, авторы пришли к выводу, что среди видов дистанционного обслуживания больше всего новостей касалось систем мобильного банкинга. При этом почти половина новостей относится к развитию услуг и расширению функционала существующих сервисов, а по числу размещенных новостей лидировали Бланк Банк, ВТБ и УРАЛСИБ.

Показать еще