Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 14 июля 2020

Пандемия коронавируса окончательно рационализирует спрос

В кризис 2015-2016 гг., вылившийся для россиян в затяжное сокращение реальных располагаемых доходов, на первый план вышла рационализаторская модель потребления, особенностями которой выступают увеличение времени принятия решения о покупке, сокращение частоты покупок / количества покупаемой обуви, рассмотрение большего количества альтернатив, стремление к экономии за счет скидок, специальных предложений и прочих инструментов, однако, не в ущерб качеству покупаемых товаров. Также россияне сократили количество спонтанных покупок, стараясь тщательно планировать свои расходы на те или иные товарные категории.

Цена всегда являлась одним из основных факторов при принятии решения о покупке обуви, однако в кризис она стала в большинстве случаев определяющей характеристикой, что в первую очередь вызвано отсутствием положительных изменений в благосостоянии россиян. По данным опроса 2020 года, впрочем, как и в предыдущие годы, около 2/3 опрошенных россиян считают цену ключевым фактором при выборе обуви. Однако лидирующей характеристикой по значимости остается удобство и комфорт при носке, незначительно опережая ценовой фактор. 

Как уже было сказано ранее, рационализация подразумевает не «слепую» экономию и переключение на некачественные заменители уже привычных товаров, а приобретение обуви достойного качества на долгий срок, однако в меньшем количестве. Таким образом, значимость качества обуви остается на высоком уровне. Более того, в последние годы заметно возросла важность такой характеристики обуви, как долговечность, тогда как критерий «нравится фасон» в годы кризиса несколько потерял в доле респондентов, что вновь подтверждает доминирование рационализаторской модели потребления. 

Таким образом, несмотря на то, что в Минэкономразвития РФ прогнозировали долгожданный рост реальных располагаемых доходов населения, данный показатель все равно в ближайшем будущем останется далек от докризисного уровня. Более того, в свете последних событий, а именно пандемии коронавирусной инфекции и последующего режима карантина и самоизоляции, вызвавшего череду увольнений и потерю доходов населения, покупательская способность россиян упадет еще сильнее, что только укоренит подобный подход к потреблению, а некоторых вынудит на тотальную экономию.

Начиная со II квартала 2020 года в условиях кризиса после пандемии коронавируса COVID-19 прогнозируются изменения в оценках значимости указанных характеристик обуви. В связи с тем, что удобство при носке является обязательным критерием при выборе обуви, а также соответствует рационализаторской стратегии, данный критерий по-прежнему будет занимать лидирующую позицию. В связи с инфляцией и падением доходов, заметно увеличится в доле ценовой фактор. Произойдет это за счет уменьшения значимости таких критериев, как фасон / модель обуви, качество и материал изделия. Возможно, в связи с усилением рационализаторской стратегии качество изготовления обуви в следующем периоде все-таки войдет в тройку лидеров, однако, доля выбравших данных вариант ответа в абсолютном выражении уменьшится.

Подробнее с серией исследований российского рынка обуви можно ознакомиться по ссылке: https://marketing.rbc.ru/landings/87/

РБК Исследования рынков Обувной ретейл 2020 85 000 ₽
РБК Исследования рынков Обувной ретейл 2020. База сетей 79 000 ₽
РБК Исследования рынков Ключевые тренды на рынке обувного ретейла 2020 55 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 28 января 2022 РБК Исследования рынков Треть респондентов ответили, что сократили свои расходы на посещение пивных ресторанов Согласно результатам социологического опроса, проведенного «РБК Исследованиями рынков» в рамках подготовки обзора «Российский рынок пивных ресторанов 2021», 32,6% респондентов сократили расходы по сравнению с прошлым годом.

В сравнении с прошлым годом в данном аспекте прослеживается положительная динамика, так как летом 2020 года подобный ответ дал каждый второй опрошенный. Самой распространенной причиной экономии стало более редкое посещение питейных заведений, так ответили 20,7% опрошенных. Это объясняется сложной эпидемиологической ситуацией, и периодически вводимыми ограничениями на время работы баров и пабов. Тот факт, что сокращение частоты визитов в бары обусловлено пандемией, подтверждают ответы на вопрос о перспективах посещения баров после стабилизации эпидемиологической ситуации: 19% респондентов ответили, что планируют чаще посещать питейные заведения после окончания пандемии.

Статья, 28 января 2022 BusinesStat Производство мясных консервов в России в 2016-2020 гг выросло на 14,4%: с 225 тыс т до 257 тыс т. Росту спроса на мясные консервы способствовует увеличение популярности отдыха на даче и на природе в период самоизоляции.

По данным «Анализа рынка мясных консервов в России», подготовленного BusinesStat в 2021 г, их производство в стране в 2016-2020 гг выросло на 14,4%: с 225 тыс т до 257 тыс т. Показатель ежегодно увеличивался, за исключением 2018 г, когда он сократился на 6,9%. В 2019 г отмечался наибольший прирост выпуска за пятилетие – на 10,9% к 2018 г. Увеличение объема производства мясных консервов в 2020 г было связано с ажиотажным спросом на продукты длительного хранения, возникшим в первые месяцы пандемии коронавируса. Росту спроса на мясные консервы способствовало и увеличение в период самоизоляции популярности отдыха на даче и на природе – консервированная продукция очень удобна в таких случаях.

Показать еще