Цена всегда являлась одним из основных факторов при принятии решения о покупке обуви, однако в кризис она стала в большинстве случаев определяющей характеристикой, что в первую очередь вызвано отсутствием положительных изменений в благосостоянии россиян. По данным опроса 2020 года, впрочем, как и в предыдущие годы, около 2/3 опрошенных россиян считают цену ключевым фактором при выборе обуви. Однако лидирующей характеристикой по значимости остается удобство и комфорт при носке, незначительно опережая ценовой фактор.
Как уже было сказано ранее, рационализация подразумевает не «слепую» экономию и переключение на некачественные заменители уже привычных товаров, а приобретение обуви достойного качества на долгий срок, однако в меньшем количестве. Таким образом, значимость качества обуви остается на высоком уровне. Более того, в последние годы заметно возросла важность такой характеристики обуви, как долговечность, тогда как критерий «нравится фасон» в годы кризиса несколько потерял в доле респондентов, что вновь подтверждает доминирование рационализаторской модели потребления.
Таким образом, несмотря на то, что в Минэкономразвития РФ прогнозировали долгожданный рост реальных располагаемых доходов населения, данный показатель все равно в ближайшем будущем останется далек от докризисного уровня. Более того, в свете последних событий, а именно пандемии коронавирусной инфекции и последующего режима карантина и самоизоляции, вызвавшего череду увольнений и потерю доходов населения, покупательская способность россиян упадет еще сильнее, что только укоренит подобный подход к потреблению, а некоторых вынудит на тотальную экономию.
Начиная со II квартала 2020 года в условиях кризиса после пандемии коронавируса COVID-19 прогнозируются изменения в оценках значимости указанных характеристик обуви. В связи с тем, что удобство при носке является обязательным критерием при выборе обуви, а также соответствует рационализаторской стратегии, данный критерий по-прежнему будет занимать лидирующую позицию. В связи с инфляцией и падением доходов, заметно увеличится в доле ценовой фактор. Произойдет это за счет уменьшения значимости таких критериев, как фасон / модель обуви, качество и материал изделия. Возможно, в связи с усилением рационализаторской стратегии качество изготовления обуви в следующем периоде все-таки войдет в тройку лидеров, однако, доля выбравших данных вариант ответа в абсолютном выражении уменьшится.
Подробнее с серией исследований российского рынка обуви можно ознакомиться по ссылке: https://marketing.rbc.ru/landings/87/