Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 12 декабря 2019
Павел Поляков

Сегодня мы стараемся быть максимально аккуратными в части инвестирования

Генеральный директор сети пабов Harat`s Russia – о подходе к расширению сети

Как Вы оцениваете текущее состояние рынка общественного питания? Оправдались ли Ваши ожидания с точки зрения операционных и финансовых результатов в 2018 году?

Прогнозируя показатели 2018 года, мы не ждали никаких коммерческих чудес. И год ничем нас принципиально не удивил: как операционные, так и финансовые результаты соответствуют ожидаемым величинам, а наблюдаемый небольшой рост мы оцениваем как корреляцию инфляции. В сети Harat`s Russia отдельно взятые предприятия растут в среднем на пять-семь процентов в год. Общий оборот компании показывает более высокие темпы роста: мы наращиваем показатели по работе с поставщиками, увеличивается количество пабов в разных городах страны. Открыты три новых предприятия в Москве, также стартовали пабы в Красноярске, Брянске, Орле и Мурманске. В целом же состояние рынка общественного питания можно охарактеризовать как стабильное при сохранении тенденции к незначительному росту. 

В 2018 году впервые за 5 лет отмечается рост реальных доходов россиян на 0,1%. Какие изменения в потребительском поведении Вы заметили за прошедший год? Наблюдаете ли улучшение покупательской способности клиентов?

Выводы о характере изменений в потребительском поведении и покупательской способности наших гостей мы делаем исходя из сформировавшейся по итогам года математики. И все наши опорные цифры – размер среднего чека и количество посещений – увеличения не отражают. Находясь на уровне 2016-17 гг., данные показатели едва ли могут свидетельствовать о росте доходов населения.

Прошлым летом в России прошел Чемпионат мира по футболу. Как Вы оцениваете результаты работы сети в этот период? Расскажите, пожалуйста, получилось ли сформировать базу новых лояльных клиентов после проведения мундиаля или эффект от мероприятия был только краткосрочным?

Чемпионат мира по футболу – мероприятие такого масштаба, которое, безусловно, оказывает свое влияние и на отрасль в целом, и на отдельно взятые сети и предприятия. Ярче всего это влияние проявилось, разумеется, в тех городах, где Harat`s и мундиаль фактически пересеклись. Полтора месяца чемпионата – это время возрастания выручки в городах проведения турнира на 50-100 процентов. В городах, где непосредственно игры не проводились, тоже наблюдался рост, усиливавшийся в момент трансляции матчей с участием российской сборной. Всем хорошо понятно, что любое – даже самое крупное и значимое – мероприятие имеет свои пространственно-временные рамки, за которыми начинается обычная жизнь. Единственным исключением в нашей сети стал Санкт-Петербург. Это город, где с завершением чемпионата не началось снижение выручки. Хотя это, как мне видится, в большей степени связано не с мундиалем как таковым, а с высоким интересом к Питеру вообще – как со стороны россиян, так и со стороны зарубежных туристов.

В текущих экономических условиях рестораторам тяжело завоевать лояльность потребителей. Какими инструментами Вы пользуетесь для привлечения и удержания клиентов? На что делаете ставку: акции, сезонное меню, атмосфера в заведении, сервис, качество блюд и др.?

Маркетинговый инструментарий Harat`s достаточно разнообразен: мы регулярно запускаем акции для гостей, делаем спецпредложения по блюдам и напиткам, активно работаем с соцсетями и т.д. Но атмосфера – это главное. Это то, что делает паб пабом. А живой и энергетически наполненной эта атмосфера становится благодаря главным носителям барной культуры – нашим барменам! В компании большое внимание уделяется обучению барменов, внедрению мотивационных и развивающих программ для них. Бармен Harat`s – это тот человек, который может по-настоящему стать лицом заведения и заслужить не просто лояльность, а настоящую любовь гостей!

Сегодня многие компании используют социальные сети в качестве механизма продвижения. Какие задачи для Вас решает данный канал коммуникации? На каких площадках наблюдаете наибольшую отдачу? Привлекаете ли блогеров / инфлюенсеров для рекламы сети?

Аудитория Harat`s очень динамичная, современно мыслящая и активно использующая социальные сети. Этот канал коммуникации очень важен для сети. Традиционно франчайзи в разных городах сами организуют SMM-кампании (в том числе – и с участием местных блогеров), ведут свои аккаунты в ВК и Instagram. Именно эти площадки наиболее продуктивны для нас. Главная идея контента наших соцсетей – Harat`s как бренд. Также значимым блоком в работе Instagram пабов Harat`s является event-направление – продвижение вечеринок, фестивалей, других локальных мероприятий.   

Многие пивные заведения привлекают клиентов крафтовым пивом. В 2019 году в Госдуму внесли законопроект, согласно которому производители пива и пивных напитков должны изготавливать продукцию по ГОСТу.  Прокомментируйте, как Вы готовитесь к нововведениям, которые вступят в силу в случае принятия законопроекта.

При формировании пивного ассортимента Harat`s мы, прежде всего, опираемся на наше партнерство с крупными импортерами, со всемирно известными пивоварнями, которые могут продвигать свою марку, имеют серьезные маркетинговые бюджеты. Объем проливаемого в Harat`s крафтового пива очень незначителен, упор на данную категорию напитков мы никогда не делали и не делаем. Что касается пивных ГОСТов, то уверен: говорить об этом еще рано, наша компания никаких приготовлений не начинала, работаем в штатном режиме.

В 2018-2019 годах стартовали несколько крупных проектов формата «гастромаркет»: «Вокруг света», Streat, «Депо» и др. Что Вы думаете о перспективах данного сегмента? Представлена ли Ваша сеть на подобных площадках? Есть ли планы по открытию точек в фуд-холлах?

«Гастромаркет» как формат лично мне невероятно симпатичен! И перспективы у него прекрасные. Такой гастрономический кластер – это и способ продвижения и реализации локальных продуктов, возможность знакомиться с поварами и их видением кухни в одном пространстве, презентация самых разных концепций: от самой сытной мясной до веганской и т.д. Это, кроме того, интересно туристам, это становится своего рода достопримечательностью. Мне нравится «Депо», я бывал в местах подобного формата и в Барселоне, и в ряде других европейских городов. Также это отличная возможность для создания и развития межотраслевых коллабораций: рестораны плюс продуктовые лавки, например. При этом гастромаркеты и фуд-холлы – это сравнительно новая форма работы и взаимодействия в сфере общественного питания, и наша сеть пока не рассматривает возможность своего участия в подобных проектах. Поживем – увидим. 

Каковы приоритетные направления развития компании в ближайшей перспективе? Собираетесь ли Вы расширять географию присутствия ресторанной сети? Какие регионы рассматриваются менеджментом как наиболее перспективные для экспансии?

География франшизы – это, пожалуй, то, чему никогда не помешает дополнительный размер. Безусловно, мы стремимся расширять географию присутствия и расти в отношении количества точек тоже. Однако сегодня мы стараемся быть максимально аккуратными в части инвестирования, подбора городов для открытия предприятий сети, мониторинга потенциальных франчайзи. Мы продолжаем работу по запуску новых предприятий в Москве и Московской области, также рассматривается ряд городов-миллионников в других регионах России.

Каковы Ваши прогнозы по развитию российского ресторанного рынка в 2019-2020 гг.? Какие драйверы и барьеры для роста Вы видите?

Мне нравится утверждение, что рестораны – это четкий барометр экономического развития страны. Как только деньги появляются в экономике, они тут же появляются и в нашей отрасли. Люди становятся более свободны в средствах, чаще едят и празднуют вне дома. Пока такого движения средств в ресторанную сферу я отметить не могу. Прогнозирование – дело неблагодарное вообще, а в нашей стране в особенности. Но рискну предположить, что 2019 год по итогам будет аналогичен двум предыдущим годам. Небольшой рост в пять-семь процентов будет связан, в первую очередь, с повышением цены. Барьеры останутся прежними! Это, в первую очередь, платежеспособный спрос и (как без этого) влияние государства на регулирование процессов внутри отрасли. Так, не первый год ведутся разговоры о запрете кальянов. И, вероятнее всего, что в ближайшие пару лет это произойдет. Что касается развития разных направлений отрасли, то она едва ли нас чем-то удивит. Понятное дело, что могут быть вспышки, схожие с бургерной историей, на которой рестораторы получили свой хайп, но уже ощущают охлаждение аудитории к бургерам. Какие-то проекты останутся на рынке, поймав новую волну, кто-то с дистанции сойдет – мы проходили это уже много раз. Думаю, что важным трендом будущих нескольких лет по-прежнему будут демократичные форматы. Также по-прежнему будет расти delivery как форма взаимодействия с потребителем, будут открываться все новые и новые dark kitchen – проще говоря, кухни без зала, предназначенные для обслуживания определенного района и работающие исключительно на доставку. Считаю эту концепцию перспективной, но при одном условии. Бренд. Неопытный и достаточно мелкий игрок не выдержит на этом рынке долго. А если за этими локальными пунктами, работающими на доставку, будет стоять бренд – крепкая компания со своими стандартами, материально-технической базой, поставленной работой курьеров и т.д., то это направление будет успешно развиваться.

РБК Исследования рынков Российский рынок пивных ресторанов 2019 65 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 23 января 2020 Компания "Строительная информация" Рынок вододисперсионных лакокрасочных материалов Рост рынка вододисперсионных ЛКМ строительного назначения составил 4% в натуральном выражении. В деньгах рынок вырос на 2%.

По данным исследования, проведенного компанией «Строительная информация», в сегменте вододисперсионных ЛКМ по итогам первого полугодия 2019 года отмечен рост рынка на 4%. По предварительной оценке, по году в целом темп прироста не увеличится, по сравнению с 2018 годом прирост останется на уровне 3-4%.
Емкость рынка водных ЛКМ по итогам 2019 года в натуральном выражении можно оценить на уровне 930-940 тыс. тонн. Стоимостная оценка рынка текущего года порядка 169 млрд. рублей. В следующем году в натуральном выражении можно ожидать рост рынка на те же 3-4%. При этом вряд ли рынок в деньгах в 2020 году вырастет пропорционально тоннажу. С учетом перераспределения структуры потребления в сторону более дешевых продуктов внутри групп материалов, а также пусть небольшого, но все-таки снижения доли более дорогих импортных материалов, в деньгах рынок водных ЛКМ в 2020 году увеличится приблизительно на 2%.
Динамика выпуска и потребления в отдельных товарных группах не одинакова – с более высоким, чем в целом по рынку темпом росли продажи готовых шпатлевок и грунтовок, наименьший темп прироста зафиксирован применительно к краскам, лакам, антисептикам.

Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Показать еще