Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 19 июля 2019

Рынок MBA в России продолжил рост за счет онлайн-сегмента

По результатам оценки в 2018 году объем рынка в количестве обучающихся сократился до 7,1 тыс. человек.

Аналитики РБК Исследования рынков провели масштабное исследование российского рынка MBA, в рамках которого были рассмотрены основные тенденции, динамика рынка, положение бизнес-школ в регионах. По результатам оценки в 2018 году объем рынка в количестве обучающихся сократился до 7,1 тыс. человек.

Рынок бизнес-образования, как и любой другой рынок услуг, не связанных с услугами первой необходимости, является чувствительным к кризисным явлениям в экономике, особенно настолько масштабным, как структурный кризис, начавшийся в России в 2014 году. Несмотря на заявления органов власти о завершения кризиса, экономическая ситуация продолжает оставаться неоднозначной: реальные доходы сокращаются (причем, процесс охватывает географически всю страну), ВВП растет минимальными темпами, а перспектив существенного улучшения ситуации не видят даже Минэкономразвития и Центральный банк РФ. Сложившаяся ситуация, особенно сильно ударившая по среднему слою (данная группа потеряла минимум 10 млн чел.), оказала существенное влияние на рынок бизнес-образования в России.

Согласно проведенному анкетированию ведущих игроков, объем рынка MBA по количеству обучающихся (без учета онлайн-программ) составил в 2018 году около 7,1 тыс. человек, что на 2% ниже, чем в 2017 году. Безусловно, тренд на снижение количества обучающихся на классических MBA-программах связан не только с кризисом в экономике (хотя кризис серьезно ударил по расходам компаний на MBA, а также спрос на открытом рынке), но и с появлением онлайн-MBA, повсеместным распространением коротких программ, в т.ч. онлайн, развитием корпоративных университетов и других видов бизнес-образования.

 

Впрочем, общее число студентов на программах MBA продолжило расти за счет онлайн сегмента, где общее количество обучающихся достигло 3 300 человек в 2018 году. Безусловно, на рынке онлайн-образования сохраняются проблемы, которые были характерны для него и ранее – отсутствие аккредитации у большинства игроков и маскировка коротких программ под полноценные MBA. Впрочем, улучшения есть и в этом направлении – один из крупнейших игроков на рынке City Business School в 2018 году получила аккредитацию НАСДОБР.

РБК Исследования рынков Рынок MBA и бизнес-образования России 2019 Бесплатно
Материалы по теме
Показать еще