Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 13 мая 2019
Владимир Денисенко

О ключевых тенденциях рынка обуви и развитии сети «Юничел»

Генеральный директор АО Обувная фирма «Юничел»

- Каким для Вас оказался прошедший 2018 год? Подверглась ли корректировке ценовая, ассортиментная и сбытовая политика Вашей сети в условиях восстановления российской экономики? Оправдались ли ожидания с точки зрения операционных и финансовых результатов?

- Любой здравомыслящий человек, занимающийся производством или торговлей, скажет, что никакого восстановления экономики нет. Продолжается спад, вялотекущая стагнация. Доходы населения падают, и мы это видим по поведению покупателей и снижению продаж в среднем на 2-3%.

Работы по совершенствованию ассортимента ведутся непрерывно. Улучшаем качество моделей и вместе с этим ведем их оптимизацию. Стремимся к сокращению их количества, чтобы оставить только стопроцентно продаваемые и высоколиквидные. Потребителя сегодня интересуют легкость, экологичность, актуальность. Для нас это важная задача еще и потому, что нами взят курс на торговые центры. До этого мы уверенно себя чувствовали в стрит-ретейле, но сегодня должны идти туда, где большая проходимость наших потенциальных покупателей.

Натуральная кожа не перестает пользоваться спросом. Категорически не согласен с заявлениями о том, что с появлением новых материалов и технологий кожа перестала быть конкурентным преимуществом. Это придумали недобросовестные продавцы и маркетологи. Плохую синтетику нельзя носить, а качественная стоит в 2 раза дороже. Но по теплопроводности, гигиеничности, влаго- и воздухообмену ничто не сравнится с кожей.

- Какие тенденции потребительского поведения Вашей аудитории проявились в 2018 году? Меняются ли требования покупателей к ценам, качеству и дизайну обуви? На что в большей степени ориентируется потребитель при выборе обуви?

- Потребительское поведение меняется. Люди не становятся богаче, у них все меньше денег остается на покупки. Причем, на еде не экономят, а меньше тратят на товары народного потребления: мебель, изделия легкой промышленности. И пока все идет только в сторону ужесточения: из-за того, что нет денег, приобретаются дешевые товары зачастую ненадлежащего качества.

В обслуживании потребитель привык к внимательному отношению к себе и меньшее уже не воспринимает. Но и мода на чересчур навязчивый сервис тоже прошла, его никто не любит. Назойливость, когда продавец кидается на покупателя, неприятна. Покупатель считывает и различает желание помочь и желание «впарить». Поэтому я убежден, что все должно быть в меру: общение – уважительным, торговый зал – чистым, достойным, мерчандайзинг— понятным.

Что касается дизайна, то здесь Россия всегда отличалась притязательностью. В отличие от европейцев, например. Некоторые немецкие марки производят свою обувь на основе одной и той же подошвы в течение 20 лет. У нас же тенденции постоянно меняются и люди стараются следить за этой модой. Особенно женщины. Нация наша так устроена, что мы более восприимчивы к красивому. Это наше национальное достоинство. Мы больше понимаем в природе, в красоте и к этому тянемся.

Что касается общего направления, которое пользуется популярностью сегодня, – это casual-спорт. Каблуков продается в половину меньше, чем 5-6 лет назад. Активно развивается спортивное, кедовое направление. Совпадают человеческие потребности и предложения рынка. Окружающий мир — быстрый, динамичный, многозадачный. В моде здоровый образ жизни, движение. Отсюда и новые требования к обуви, которая должна быть комфортной, неброской, универсальной. Стираются грани между обувью для работы и обувью на выход. Есть одни кроссовки, в которых можно и в пир, и в мир, и в добрые люди. 

Но, к сожалению, сегодня определяющим фактором покупки выступает цена. Покупают не то, что красиво, а то, что дешево. И первыми всегда продаются недорогие модели, а уже потом, в том числе и с распродаж, уходит остальное. Кажется, что люди уже привыкли, что все вокруг китайское, даже с пометкой немецкое, финское. Уже относятся скептически и в конечном счете все равно покупают то, что дешевле.

- Развиваете ли Вы канал интернет-продаж и как преодолеваете барьеры на пути к омниканальности? Какова доля онлайна в продажах сети? Какие платформы Вы используете помимо традиционного интернет-магазина (мобильные приложения, соцсети и пр.)? Сотрудничаете ли с маркетплейсами Wildberries и Lamoda?

- Бренд активно развивает интернет-торговлю. С конца прошлого года стартовали продажи в интернет-магазине unichel-shop.ru и на мировых интернет-площадках Lamoda и Wildberries.ru, которые представляют обувь «Юничел» не только в России, но и в Белоруссии и Украине.

Всего через интернет за 2018 год было продано свыше 30 тыс. пар женской, мужской и детской обуви.

Но, надо признать, что мы затянули с внедрением онлайн-магазина. Мы заходили позднее, массированно и сразу на все уровни. Но у нас все получилось. Потому что самое главное есть – качественный, недорогой и пользующийся спросом ассортимент.

Опасения, связанные с интернет-торговлей, были. Мы считали, что в онлайне будет дешевле, чем в торговой сети. Но оказалось, что торговая наценка в наших магазинах небольшая и мы вполне конкурируем с цифровыми площадками. Кроме того, большинство наших магазинов не могут вместить всю коллекцию. Тогда актуальным становится предложение купить в сети.

Покупательские предпочтения зависят от площадки. На Lamoda, которая позиционирует себя как fashion-платформа, продаются яркие, нарядные модели, которые в традиционных магазинах привлекают умеренное внимание. Да и в целом онлайн-покупатели поддержали именно наш модный ассортимент. Классические модели больше пользуются популярностью в оффлайне. Хорошо продается в сети детская обувь. По ней наши позиции особенно сильны, потому что «правильную» детскую обувь, сделанную по ГОСТу из натуральных материалов, днем с огнем не сыскать.

- Миллениалы и поколение Z формируют новую культуру потребления. В частности, возрастает роль digital-технологий и социальных медиа как каналов общения и продаж. Как Вы адаптируете свою бизнес-модель к новым запросам потребителей? На Ваш взгляд, какие современные технологии имеют ключевое значение для увеличения продаж на рынке обуви?

- Мы стремимся, чтобы в магазинах велась работа с покупателями и по интернет-продажам. Тем, кто не нашел для себя подходящую модель, консультант всегда предложит электронный каталог и помощь в оформлении заказа. Онлайн-продажи растут, и весь мир идет в эту сторону. Если покупатель знает марку, он легко может купить онлайн. Тем более, что фирменная сеть не охватывает пока ряд регионов в должном объеме, а также компания имеет такой широкий выбор обуви, который не может вместить традиционный магазин.

Это одно направление, а второе направление – это интернет-продажи как способ привлечения в магазин. То есть мы делаем магазины пунктами выдачи, чтобы человек пришел и померил. У нас уже есть опыт, когда человек резервирует модель, приходит и с вероятностью в 50% он ее купит. В 30% случаев он купит другую модель и только в 20% – откажется от покупки.

- Многие игроки отмечают засилье контрафактной продукции на рынке обуви. На Ваш взгляд, обязательная маркировка решит проблему контрафакта или приведет лишь к увеличению издержек «законопослушных» компаний?

- Мера, безусловно, правильная. Но вопрос в другом! Кто это будет проверять и будет ли вообще, если сейчас не проверяется даже сам товар. Я считаю, в первую очередь надо наводить порядок на границе и в торговле. Тем более, президент дал соответствующую команду. Считаю, что эту проблему нужно решать совместно с Роспотребнадзором, таможенниками, МВД.

Однако, к сожалению, сейчас даже жалоба покупателя не является поводом для проверки Роспотребнадзора. Его отправляют разбираться с самим продавцом. А продавец возвращает деньги без лишних вопросов и чеков — ведь это дешевле, чем любая мало-мальски серьезная проверка.

Маркировка нужна, и мы ее будем делать. Не так уж это и затратно. Но, к сожалению, большого эффекта от этого проекта я не жду. Было бы желание – навели бы порядок уже сейчас. В решение проблемы только с появлением маркировки я не верю. Хотя это создаст несомненные трудности контрабандистам.

- К каким изменениям на рынке обуви приведет рост ставки НДС до 20% в 2019 году? Планируете ли Вы предпринять какие-либо меры для сглаживания последствий увеличения налога?

- Это абсолютно неправильное решение. Налоги можно повышать на растущем рынке, но не когда идет стагнация и спад. Например, Китай в условиях затруднения экономики наоборот снизил НДС на 1 процент. Людей с доходом менее 50 тысяч рублей (если переводить на наши деньги) отнес к категории малообеспеченных и освободил от всех видов налогов. А мы делаем вид, что у нас экономика растет, и нагружаем ее налогами, хотя на самом деле это не так. В результате выживет только сильнейший, тот, кто может снизить свои издержки и цены для потребителей. Мы тоже к этому стремимся: примерно на 5-7% в этом году будут снижены отпускные цены на всю продукцию. А в розничных магазинах, в том числе за счет уменьшения торговой надбавки, снижение достигнет 7-10%. Но это работа без прибыли, ради выживания, сохранения людей и в надежде на будущее. Мы также активно работаем с поставщиками. Благодаря своему влиянию на рынке не допускаем повышения цен на сырье. Главная задача сейчас – не допустить роста себестоимости.

- Каковы приоритетные направления развития компании в ближайшей перспективе? Собираетесь ли Вы расширять географию присутствия сети или откажетесь от количественного роста в пользу качественного развития? Какие регионы рассматриваются менеджментом как наиболее перспективные для экспансии?

- Развитие нашей сети и рост числа магазинов происходит только органически, мы ежегодно прирастаем на 30-40 магазинов. В первую очередь мы активно растем там, где наша обувь пользуется спросом – это север, Дальний Восток. Хорошо представлены на Урале и в Сибири.

Мы осторожно заходим в южные регионы, непросто и не быстро развиваемся в центральной России: Московской области, Воронеже, Липецке, Рязани. Высокая конкуренция, избалованный покупатель, много контрафактной продукции, высокие арендные ставки. Мы прежде всего сильны своей осенней и зимней обувью. Это наш конек! Натуральная кожа, которая не трескается на морозе, натуральный мех, толстая, нескользкая подошва, которая сохраняет тепло. Мы сами живем и работаем на Урале, поэтому не понаслышке знаем, что такое затяжные зимы и промозглые ветра, и поэтому, в отличие от европейцев и китайцев, понимаем толк в зимней обуви. Зимняя обувь — это наши основные деньги и авторитет, но такие модели не сильно востребованы на юге. Конечно, мы делаем легкие, модные летние модели, но круглогодичного объема в некоторых территориях нам все равно не получить.

- Каковы Ваши прогнозы по развитию российского рынка обуви в 2019-2020 гг.? Какие драйверы и барьеры для роста рынка Вы видите?

- Барьер один – спрос, который не растет. Если изменится уровень жизни потребителя, начнет расти зарплата, то это создаст предпосылки для роста продаж товаров народного потребления. Пока этого не происходит. Европейская, американская и китайская модели доказали, что потребительский спрос может быть драйвером роста, а наши экономисты считают, что нет, и не создают условий для роста доходов.

Поэтому в 2019-2020 годах ожидаем вялотекущую стагнацию.

РБК Исследования рынков Розничные сети по продаже обуви 2019 75 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 18 сентября 2020 ROIF EXPERT Рынок кваса в России: производители интенсифицируют экспортные поставки Российские производители наращивают экспортные отгрузки кваса на фоне проседания внутреннего рынка

Отечественный рынок кваса в рамках  последних лет демонстрирует стабильную тенденцию наращивания экспорта, при этом устойчивым трендом является углубление экспорта. В годовом рассмотрении значительно увеличились поставки в адрес американских потребителей, и значение долевого эквивалента поставок в обозначенный регион показало рост до 7,7% от совокупной объемности экспорта. Согласно данным исследования «Рынок кваса в России: исследование и прогноз до 2024 года», подготовленного маркетинговым агентством ROIF Expert в 2020 году, суммарная же стоимость экспорта кваса отечественными производителями в годовом рассмотрении уже превысила отметку в 4,2 млн. долларов.

Статья, 16 сентября 2020 BusinesStat За 2015-2019 гг производство рыбной муки в России выросло на 46% и достигло 126 тыс т. Высокие темпы производства связаны с освоением технологий переработки рыбных отходов и ужесточением контроля за соблюдением природоохранного законодательства.

По данным «Анализа рынка рыбной муки в России», подготовленного BusinesStat в 2020 г, за 2015-2019 гг ее производство в стране выросло на 46% и достигло 126 тыс т. Существенные темпы роста отечественного производства обусловлены развитием технологий переработки рыбных отходов. Несмотря на то, что, согласно российскому законодательству, все отходы рыбоперерабатывающих производств должны быть утилизированы, не все предприятия исполняют эти предписания. Результатом несоблюдения правил является загрязнение окружающей среды, а также экономические потери предприятий-переработчиков в виде недополучения прибыли от продаж продукции, которые возможно произвести на основе рыбных отходов. Освоение технологий переработки отходов рыбных производств, а также ужесточение контроля за соблюдением законодательства в сфере охраны окружающей среды от промышленных загрязнений ведут к наращиванию объемов производства рыбной муки в стране.

Показать еще