По данным «Анализа рынка трамваев в России», подготовленного BusinesStat в 2019 г, российские производители трамваев в значительной степени защищены от конкуренции со стороны иностранных производителей. Согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», начиная с 01 января 2015 г запрещены поставки трамвайных вагонов из иностранных государств, за исключением произведенных в странах ЕАЭС. Действие Федерального закона в совокупности с ослаблением рубля сделало импортные трамваи неконкурентоспособными на российском рынке, что дало толчок для развития и роста отечественного производства.
В 2016-2017 гг наблюдался значительный рост производства трамваев, который происходил на фоне заключения договора между администрацией Москвы и ОАО «Метровагонмаш» («Трансмашхолдинг») на поставку 300 современных трехсекционных трамваев 71-931М «Витязь-М» в течение 2017-2019 гг, обновления парка трамвайного парка перед Чемпионатом мира по футболу 2018 г в городах, задействованных для проведения турнира, а также необходимости замены старых изношенных трамваев с истекшим сроком эксплуатации. По итогам 2018 г объем производства трамваев в России снизился и составил 136 штук.
По прогнозам BusinesStat, в 2019-2023 гг объем производства трамваев будет ежегодно расти и в 2023 г составит 180 штук. Росту производства главным образом будет содействовать модернизация трамвайного парка Москвы и Санкт-Петербурга. При этом росту объемов производства также может поспособствовать открытие нового предприятия-производителя – свои планы по открытию производства трамваев в Санкт-Петербурге озвучила швейцарская компания «Stadler». На текущий момент у компании есть завод в Минске, подвижной состав которого используется на частной трамвайной линии «Чижик», а с 2018 г в тестовом виде – и на муниципальных трамвайных линиях города.