Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
Амикрон-консалтинг, 30 ноября 2018

В октябре производство цемента выросло после 8 месяцев падения

Справка за январь-октябрь 2018 года. Производство цемента в Российской Федерации

В октябре динамика экономических показателей в России улучшилась. По данным Минэкономразвития, рост ВВП составил 2,5% по отношению к октябрю прошлого года (в сентябре и августе рост оценивался на уровне 1,1%). Всего в январе-октябре рост ВВП оценивается в 1,7%. Согласно данным официальной статистики, промпроизводство в октябре выросло на 3,7% по отношению к октябрю 2017 г. (в сентябре прирост составлял 2,1%, в августе – 2,7%). Хотя грузооборот транспорта впервые с начала года уменьшился – на 0,1% (месяцем ранее прирост составлял на 1,9%), на железнодорожном транспорте грузооборот вырос – на 3,2% (в сентябре прирост составил 2,9%).

Физический объем работ по виду деятельности «строительство» в октябре вырос на 3,2% к соответствующему месяцу прошлого года (в сентябре прирост был на уровне 0,1%), всего за январь-октябрь 2018 г. спад составил 0,1%. Ввод жилья сокращается шестой месяц подряд, в октябре падение ускорилось – до 14,7% (в сентябре составляло 6,7%), всего за 10 месяцев ввод жилья уменьшился на 3,6%. У застройщиков сокращение составило 14%, в частном секторе прирост ввода жилья оценивается статистикой в 11%, госорганы объясняют его дачной амнистией, то есть фактического увеличения объемов застройки в частном секторе не было.

В октябре производство цемента выросло. Официальная статистика оценивает прирост в 10,5%, а всего за период с начала года – на 0,9%. Однако если смотреть суммарные производственные показатели по заводам, прирост в октябре был существенно ниже, а по итогам 10 месяцев по-прежнему фиксируется спад. Завышение объемов производства осуществляется статистикой по Московской области – с июня по октябрь в среднем на 300 тыс.т в месяц, учет ведется по выпуску тарированного цемента, фактически произведенного другими заводами и расфасованными в Московской области.

 

По данным «Амикрон-консалтинг», реальные объемы выпуска цемента по стране в октябре выросли на 4,2% (212 тыс.т), всего за январь-октябрь 2018 г. российскими заводами суммарно было произведено 46,9 млн.т цемента, спад по сравнению с тем же периодом 2017 г. составил 2,1% (1,01 млн.т).

 

Суммарные складские запасы у производителей сократились и достигли минимального уровня для октября – всего 1,3 млн.т. Если годом ранее в среднем по стране их хватало на 8,5 дней, то в октябре 2018 г. расчетный срок реализации запасов уменьшился до 7,1 дня. Это говорит о том, что затоваривания на рынке нет, продукция продается практически сразу же после изготовления.

Падение отгрузки цемента железнодорожным транспортом в октябре замедлилось и составило 4,1% к уровню октября 2017 г. (в сентябре спад составлял 11,3%). Всего по итогам 10 месяцев отгрузка сократилась на 7,9%. На долю жд-отгрузки в октябре пришлось 47% (годом ранее в том же месяце – 49,5%).

 

Среди регионов производственная ситуация на рынке цемента в январе-октябре оставалась неравномерной. Наиболее позитивная динамика продолжила фиксироваться в Северо-Западном ФО – прирост составил 11,1% на фоне низкой базы прошлого года. При этом в октябре темпы роста производства замедлились до 3,4%. Увеличение производства по итогам первых 10 месяцев также обеспечил Дальневосточный ФО, причем в октябре выпуск цемента здесь вырос очень значительно – на 18,3%. В Южном федеральном округе динамика выпуска цемента по итогам 10 месяцев была положительной, прирост составил 1,1%, в октябре выпуск вырос сразу на 9,7%, причем рост был на всех заводах ЮФО.

 

В остальных федеральных округах по итогам января-октября наблюдался спад. Больше всего выпуск цемента сократился в Северо-Кавказском федеральном округе – на 9,2%, при этом в октябре выпуск вырос, и значительно – сразу на 9,4%, преимущественно за счет лидера рынка завода «Кавказцемент» (ЕВРОЦЕМЕНТ груп).  Высокими темпы падения производства в январе-октябре были в Приволжском ФО – на 6,1%, в октябре объемы выпуска выросли здесь на 2,7%. В Уральском ФО в октябре производство выросло на 3,8%, но в целом с начала года спад составил 3,6%.

Большинство крупнейших игроков в октябре нарастили объемы выпуска цемента. Максимальный прирост производства обеспечили ДВ-Цемент, Dyckerhoff, HeidelbergCement – на 16-17% по отношению к тому же месяцу прошлого года. У заводов, аффилированных с Новоросцементом, Сибирского цемента, а также в среднем по независимым заводам прирост производства составил 6-7%. Единственный крупный игрок, сокративший в октябре выпуск – «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» (на 6,6%), он же продемонстрировал максимальное падение производства среди холдинговых структур по итогам первых 10 месяцев 2018 г.  – на 11,6% (1,63 млн.т).

Среди наиболее заметных событий ноября стоит отметить увеличение количества сообщений об инвестиционной активности в цементной отрасли. Продолжается реализация проектов китайских инвесторов в Башкортостане и Ульяновской области, «Себряковцемент» заявил о планах по модернизации восьмой печи для полного перехода на сухое производство цемента. «Красноярский цемент» (входит в «Сибирский цемент») сообщил о планах по модернизации основного производства и строительстве нового отделения цеха помола (планируется запустить 1 января 2020 г.). К новому строительному сезону игроки обещают начать выпуск новых видов продукции: «Топкинский цемент» (Кемеровская область, ХК «Сибирский цемент») — тампонажного портландцемента, «Жигулевские стройматериалы» (Самарская область, «ЕВРОЦЕМЕНТ груп») – белого цемента.

Показатели октября внушают некоторый оптимизм, однако пока выводы делать рано.

Более подробная информация представлена в исследовании «Российский рынок цемента в 2018 г.: ситуация в январе-октябре, события ноября».

Амикрон-консалтинг Российский рынок цемента в 2018 г.: ситуация в январе-сентябре, события октября 35 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Статья, 17 января 2020 INFOLine На конец 2019 года совокупная площадь распределительных центров TOP-100 крупнейших сетей превысит 8 млн кв.м. До 40% всех площадей РЦ приходится на X5 Retail Group (торговые сети Перекресток, Карусель, Пятерочка) и Магнит.

По данным исследования "Состояние потребительского рынка России и Рейтинг торговых сетей FMCG РФ: Итоги 2019-2020 гг.", подготовленного специалистами INFOLine, в сентябре 2019 года завершилось слияние компаний "Красное&Белое", "Дикси" и "Бристоль", в результате которого объединенная компания вышла на третье место среди крупнейших сетей. После завершения сделки по объединению розничных активов в новой компании чуть более 51% принадлежит владельцам "Дикси" и "Бристоля" – структурам Игоря Кесаева и Сергея Кациева, 49% – основателю сети "Красное&Белое" Сергею Студенникову. Бренды всех сетей будут сохранены. Отметим, что разрыв между объединенной компанией и лидерами рынка по-прежнему останется значительным. Так, в I пол. 2019 года выручка X5 Retail Group составила 839,7 млрд руб., компании "Магнит" – 643 млрд руб., а суммарная выручка объединенной компании по оценке INFOLine – около 375 млрд руб.

Показать еще