Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 1 ноября 2018

Объем рынка DIY превысил докризисные показатели

Российский рынок строительных и отделочных материалов, как и другие потребительские рынки, пострадал от последствий кризиса 2014-2016 гг

К началу 2015 года в российской экономике сложились довольно сложные условия: падение доходов россиян на фоне подорожания большинства продовольственных и непродовольственных товаров привело к преобладанию рационализаторских настроений среди населения. В 2015-2016 гг. российский рынок DIY-товаров сокращался на 1,8% и 1,5% соответственно. Тем не менее, это показатели были значительно лучше, чем в других розничных секторах экономики, например, в fashion-ретейле, индустрии общепита, а также FMCG-товаров.

Поддержку отрасли в кризисные годы оказал рынок жилищного строительства, который вопреки кризису побил рекорд 2014 года. Объем ввода в действие жилых домов по итогам 2015 года достиг 85,3 млн кв. м., что оказалось на 1,3% выше показателя 2014 года. В последующие годы объем строительства также оказывался выше, чем в докризисный период. Например, в 2017 году объем ввода в действие жилых домов составил 79,2 млн кв. м, что выше показателя 2013 года на 12,3%. Тем не менее, поскольку в кризисный период в строительной отрасли наблюдался острый дефицит инвестиций, активизации строительства в следующие 2-3 года ожидать пока не приходится.

Одной из важных особенностей выживания рынка DIY-товаров в кризис стало развитие импортозамещения. Ослабление рубля и падение реально располагаемых доходов населения способствовали наращиванию доли товаров российских производителей. К тому же многие ретейлеры активно стали продвигать товары под собственными торговыми марками.

Тем не менее, рынок DIY-товаров сохраняет потенциал роста за счет активизации россиян в обустройстве и ремонте приобретенных квартир. Сегодня рынок жилой первичной недвижимости наполнен предложением. В свою очередь, покупатели квартир ввиду сложной экономической ситуации были вынуждены откладывать проведение ремонта до лучших времен, либо ограничиваться минимальными ремонтными работами.

Тем не менее, начиная с 2017 года вслед за выходом российской экономики из кризиса на траекторию восстановления рынок DIY товаров отреагировал быстрым ростом на 9,6%. Покупатели квартир, откладывавших ремонт в 2015-2016 гг., начали обустройство приобретенной недвижимости. Тренд на рост рынка сохранится и в 2018 году, однако темпы уменьшатся до 5,7% вследствие ослабления курса рубля и замедления темпов восстановления экономики.

РБК Исследования рынков Розничные сети по продаже строительных материалов и товаров для дома (DIY) 2018 69 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 8 июля 2025 BusinesStat В 2024 г продажи камер видеонаблюдения в России снизились на 4% и составили 6 млн шт. Спад продаж был во многом связан с уходом из России китайского вендора Hikvision.

По данным «Анализа рынка камер видеонаблюдения в России», подготовленного BusinesStat в 2025 г,  в 2024 г их продажи в стране снизились на 4% к предыдущему году и составили 6 млн шт. Сложившаяся ситуация была связана как с внутренними, так и с внешними причинами. С одной стороны, исчерпался эффект отложенного спроса: в 2023 г покупки совершали те, кто отложил приобретение новых и замену устаревших устройств в 2022 г, а в 2024 г потребность в них была удовлетворена, и при этом существенно выросла ключевая ставка Банка России, что сказалось на доступности кредитов. С другой стороны, о своем уходе с рынка сообщил один из крупнейших поставщиков Hikvision (Китай), занимавший около трети продаж видеокамер в стране. Позднее компания вернулась под новым брендом iFlow, но на протяжении нескольких месяцев в 2024 г техника Hikvision была недоступна.

Показать еще