Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 18 июля 2018
Дмитрий Журавлев

Службы экспресс-доставки изменили рынок

Уже сейчас доля экспресс-доставки достигает от 10 до 20% рынка – считает генеральный директор FASTERY

– 2017 год и первую половину 2018 года многие характеризуют как период стабилизации и даже улучшения общеэкономической ситуации. Как Вы оцениваете состояние рынка экспресс-доставки? Оправдались ли Ваши ожидания с точки зрения операционных результатов?

Вопрос о стабилизации в последние полтора года не прост. С одной стороны, не сбылись самые апокалиптические прогнозы: нет существенного падения ВВП, роста безработицы. С другой стороны, с российского рынка уходят игроки, особенно западные.

Рынок срочной и экспресс-доставки показывает разнонаправленные тенденции: ценовой демпинг, попытки выйти на рынок ранее не работавших на нем игроков, «охота» за крупными клиентами, создание привлекательных продуктов для мелких и средних клиентов, попытки создать предложение С2С доставки (от физических лиц физическим лицам). С другой стороны, компании стремятся увеличить операционную эффективность и монетизацию, что приводит к введению платы за ранее бесплатные услуги; все федеральные службы активно используют для расчетов «объемный вес». Все перечисленное говорит о непростом состоянии рынка.

На собственные результаты мы смотрим с осторожным оптимизмом, понимая, что в роли агрегатора должны прислушиваться к тенденциям рынка.

– Какие тенденции потребительского поведения Вашей аудитории проявились в 2017 году?

Потребитель даже в непростых условиях хочет получать улучшение сервиса доставки и уменьшение сроков при снижении цены. Особенно показательно увеличение спроса на относительно более дешевую доставку через ПВЗ (пункты выдачи заказов) и рост доли экспресс-доставки при одновременном уменьшении стоимости такой услуги.

– Растет ли доля заказов, произведенных с мобильных устройств? Прогнозируете ли изменение этой доли в обозримой перспективе?

Доля заказов с мобильных устройств увеличивается год от года. Сейчас доля по оценке разных аналитиков составляет от 17 до 30%. Рост будет продолжаться. Источники роста – изменение стереотипов действующих покупателей, вхождение в активную экономическую жизнь поколения Z и рост числа покупок из регионов, где зачастую их делают именно со смартфонов.

– Развитие e-commerce оказало значительную поддержку отрасли. Насколько Ваша компания ориентируется на данный тренд? Считаете ли Вы работу с интернет-магазинами приоритетом на ближайшие годы?

E-commerce в России и мире – это драйвер ритейла, логистики и IT отраслей. Fastery считает приоритетной работу с интернет-магазинами и, более того, видит свою миссию в помощи вендорам, производителям, оптовикам и классическому ритейлу в выходе в онлайн.

Уже сейчас доля интернет-магазинов в нашей доставке близка к 100%.

– Многие продовольственные сети сегодня активно развивают доставку продуктов, готовой кулинарии из супермаркетов. Наряду с этим стремительно растет и рынок доставки еды из ресторанов. Как Вы оцениваете перспективность данных направлений? Поделитесь своими планами или текущими результатами работы в данных сегментах.

Рынок доставки готовой еды и продуктов существовал и ранее. Утконос, курьеры пиццерий и сушимейкеров успешно доставляли заказы. Последние 2-3 года аналитики пророчат большие перспективы этому рынку. Виден бум: Delivery Club, «Яндекс.Еда», коробочные сервисы готовых рецептов с продуктами на неделю, Golamago (доставка из «Ленты» и Metro)… Еще несколько проектов на старте. По-прежнему большинство из этих проектов находятся на инвестиционной стадии, издержки порядочно выше, чем при доставке непродовольственных товаров. Достаточно перечислить очевидные сложности: минимум 4 температурных режима доставки; необходимость дополнительного оборудования; регуляторные издержки.

Существенно изменить тенденцию позволит либерализация продажи и доставки алкогольной продукции.

Сейчас мы обеспечиваем только доставку продуктов без специальных требований, например, бакалеи.

– В настоящее время популярны краудсорсинговые проекты: Dostavista, Bringo и другие аналогичные сервисы. Как они меняют рынок доставки? Считаете ли их своими конкурентами или сотрудничаете с ними?

Службы экспресс-доставки просто «взорвали» рынок доставки день-в-день (same day). Они не только забрали собственную доставку интернет-магазинов, которые сами делали доставку такой срочности, но и создали стандарт доставки с высокой скоростью. Они увеличили выкупаемость импульсных заказов и отняли долю у прежнего стандарта «на следующий день» (next day). Уже сейчас доля доставок в пределах нескольких часов составляет от 10 до 20%. У некоторых магазинов превышает и 90%.

Мы, как агрегатор доставки, приветствуем улучшение сервиса для покупателей и готовим интеграцию одного из крупнейших игроков.

– Как Вы оцениваете уровень конкуренции на российском рынке экспресс-доставки? Следует ли ожидать слияний и поглощений, банкротств, или пока еще существуют возможности для экстенсивного роста? Какие сегменты демонстрируют наиболее высокие или, напротив, низкие темпы роста?

Конкуренция на рынке срочной и экспресс-доставки в настоящее время велика и имеет тенденцию к усилению. Если единичные слияния по примеру последних 2-3 лет еще возможны по инерции, то более вероятным можно считать уход с рынка некоторых игроков. Доставка еды имеет высокие темпы роста в результате инвестиционного бума в этом сегменте. Экспресс-доставка и суперэкспресс-доставка также прирастает. Остальные в зоне стабильности или даже риска.

– Каковы Ваши планы на ближайший год?

Мы, Fastery, как агрегатор доставки видим перспективы в подключении наиболее устойчивых в финансовом отношении и перспективных для развития наших клиентов служб доставки. Служб доставки, которые создают точки роста для отрасли. Для этого мы планируем развивать нашу IT платформу, платформу агрегатора.

РБК Исследования рынков Российский рынок доставки готовой еды 2017 59 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 1 декабря 2021 SmartConsult Стеклопластиковые настилы: потенциал развития спроса в РФ и перспективы экспорта Композитные настилы - оптимальное решение для промышленного строительства. Тем не менее спрос в РФ до настоящего момента развит слабо. В чем причина?

При строительстве промышленных объектов особое внимание уделяется напольному покрытию, так как оно испытывает на себе высокие физические и химические нагрузки. Оптимальным решением, обеспечивающим долговечность перекрытий, по праву считается использование решетчатого настила. Ячеистая структура таких покрытий не только предотвращает накопление неблагоприятного осадка на рабочей поверхности, но и значительно упрощает процесс ее очистки. Стоит отметить, что настилы в России, чаще всего, изготавливаются из металла или композитов, реже — из дерева, пластика или бетона.

Статья, 1 декабря 2021 РБК Исследования рынков На фоне распространения дистанционных и комбинированных форматов занятости россияне стали заказывать доставку еды на более позднее время суток Согласно результатам опроса, проведенного в рамках подготовки отчета «Российский рынок доставки готовой еды 2021», большинство россиян предпочитают заказывать доставку еды на работу в обеденное время – в интервале с 12:00 до 14:59.

Таких респондентов 55,4%. Другие временные интервалы не так популярны среди россиян: 12% опрошенных заказывают еду на завтрак в промежутке с 9:00 до 11:59, вторую половину дня с 15:00 до 17:59 предпочитают 13%, а 14,5% респондентов выбирают время с 18:00 до 21:00. Если рассматривать популярное время доставки в динамике, то можно заметить, как за последний год оно сместилось в сторону более позднего времени суток. Отчасти, такой эффект мог быть обеспечен распространением дистанционных и комбинированных форматов работы, которые предполагают более свободное планирование рабочего дня. 

Показать еще