Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 18 июля 2018
Дмитрий Журавлев

Службы экспресс-доставки изменили рынок

Уже сейчас доля экспресс-доставки достигает от 10 до 20% рынка – считает генеральный директор FASTERY

– 2017 год и первую половину 2018 года многие характеризуют как период стабилизации и даже улучшения общеэкономической ситуации. Как Вы оцениваете состояние рынка экспресс-доставки? Оправдались ли Ваши ожидания с точки зрения операционных результатов?

Вопрос о стабилизации в последние полтора года не прост. С одной стороны, не сбылись самые апокалиптические прогнозы: нет существенного падения ВВП, роста безработицы. С другой стороны, с российского рынка уходят игроки, особенно западные.

Рынок срочной и экспресс-доставки показывает разнонаправленные тенденции: ценовой демпинг, попытки выйти на рынок ранее не работавших на нем игроков, «охота» за крупными клиентами, создание привлекательных продуктов для мелких и средних клиентов, попытки создать предложение С2С доставки (от физических лиц физическим лицам). С другой стороны, компании стремятся увеличить операционную эффективность и монетизацию, что приводит к введению платы за ранее бесплатные услуги; все федеральные службы активно используют для расчетов «объемный вес». Все перечисленное говорит о непростом состоянии рынка.

На собственные результаты мы смотрим с осторожным оптимизмом, понимая, что в роли агрегатора должны прислушиваться к тенденциям рынка.

– Какие тенденции потребительского поведения Вашей аудитории проявились в 2017 году?

Потребитель даже в непростых условиях хочет получать улучшение сервиса доставки и уменьшение сроков при снижении цены. Особенно показательно увеличение спроса на относительно более дешевую доставку через ПВЗ (пункты выдачи заказов) и рост доли экспресс-доставки при одновременном уменьшении стоимости такой услуги.

– Растет ли доля заказов, произведенных с мобильных устройств? Прогнозируете ли изменение этой доли в обозримой перспективе?

Доля заказов с мобильных устройств увеличивается год от года. Сейчас доля по оценке разных аналитиков составляет от 17 до 30%. Рост будет продолжаться. Источники роста – изменение стереотипов действующих покупателей, вхождение в активную экономическую жизнь поколения Z и рост числа покупок из регионов, где зачастую их делают именно со смартфонов.

– Развитие e-commerce оказало значительную поддержку отрасли. Насколько Ваша компания ориентируется на данный тренд? Считаете ли Вы работу с интернет-магазинами приоритетом на ближайшие годы?

E-commerce в России и мире – это драйвер ритейла, логистики и IT отраслей. Fastery считает приоритетной работу с интернет-магазинами и, более того, видит свою миссию в помощи вендорам, производителям, оптовикам и классическому ритейлу в выходе в онлайн.

Уже сейчас доля интернет-магазинов в нашей доставке близка к 100%.

– Многие продовольственные сети сегодня активно развивают доставку продуктов, готовой кулинарии из супермаркетов. Наряду с этим стремительно растет и рынок доставки еды из ресторанов. Как Вы оцениваете перспективность данных направлений? Поделитесь своими планами или текущими результатами работы в данных сегментах.

Рынок доставки готовой еды и продуктов существовал и ранее. Утконос, курьеры пиццерий и сушимейкеров успешно доставляли заказы. Последние 2-3 года аналитики пророчат большие перспективы этому рынку. Виден бум: Delivery Club, «Яндекс.Еда», коробочные сервисы готовых рецептов с продуктами на неделю, Golamago (доставка из «Ленты» и Metro)… Еще несколько проектов на старте. По-прежнему большинство из этих проектов находятся на инвестиционной стадии, издержки порядочно выше, чем при доставке непродовольственных товаров. Достаточно перечислить очевидные сложности: минимум 4 температурных режима доставки; необходимость дополнительного оборудования; регуляторные издержки.

Существенно изменить тенденцию позволит либерализация продажи и доставки алкогольной продукции.

Сейчас мы обеспечиваем только доставку продуктов без специальных требований, например, бакалеи.

– В настоящее время популярны краудсорсинговые проекты: Dostavista, Bringo и другие аналогичные сервисы. Как они меняют рынок доставки? Считаете ли их своими конкурентами или сотрудничаете с ними?

Службы экспресс-доставки просто «взорвали» рынок доставки день-в-день (same day). Они не только забрали собственную доставку интернет-магазинов, которые сами делали доставку такой срочности, но и создали стандарт доставки с высокой скоростью. Они увеличили выкупаемость импульсных заказов и отняли долю у прежнего стандарта «на следующий день» (next day). Уже сейчас доля доставок в пределах нескольких часов составляет от 10 до 20%. У некоторых магазинов превышает и 90%.

Мы, как агрегатор доставки, приветствуем улучшение сервиса для покупателей и готовим интеграцию одного из крупнейших игроков.

– Как Вы оцениваете уровень конкуренции на российском рынке экспресс-доставки? Следует ли ожидать слияний и поглощений, банкротств, или пока еще существуют возможности для экстенсивного роста? Какие сегменты демонстрируют наиболее высокие или, напротив, низкие темпы роста?

Конкуренция на рынке срочной и экспресс-доставки в настоящее время велика и имеет тенденцию к усилению. Если единичные слияния по примеру последних 2-3 лет еще возможны по инерции, то более вероятным можно считать уход с рынка некоторых игроков. Доставка еды имеет высокие темпы роста в результате инвестиционного бума в этом сегменте. Экспресс-доставка и суперэкспресс-доставка также прирастает. Остальные в зоне стабильности или даже риска.

– Каковы Ваши планы на ближайший год?

Мы, Fastery, как агрегатор доставки видим перспективы в подключении наиболее устойчивых в финансовом отношении и перспективных для развития наших клиентов служб доставки. Служб доставки, которые создают точки роста для отрасли. Для этого мы планируем развивать нашу IT платформу, платформу агрегатора.

РБК Исследования рынков Российский рынок доставки готовой еды 2017 59 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 30 июля 2021 РБК Исследования рынков Чуть менее половины россиянок планируют экономить на одежде в 2021 году Ухудшение экономической ситуации и снижение реальных доходов населения на фоне пандемии COVID-19 сказались на готовности россиянок тратить деньги на женскую одежду

Согласно результатам опроса, проведенного в рамках подготовки обзора «Российский рынок женской одежды 2021», 35% респонденток планируют в текущем году экономить на шопинге и реже обновлять гардероб, годом ранее так отвечали только 28% опрошенных. О снижении потребительской уверенности говорит и падение доли опрошенных, которые не намерены менять свои привычки в отношении обновления гардероба. Если в марте 2020 года 45% опрошенных планировали сохранить потребление на уровне предыдущего года, то в 2021 году показатель снизился на 9 процентных пунктов, до 36%. Помимо этого, часть респонденток намерены экономить, покупая одежду более дешевых брендов. Об этом заявили 14% опрошенных россиянок. Более характерна такая модель экономии для покупательниц, состоящих в браке и имеющих детей. В данных социально-демографических группах перейти на более дешевые бренды намерены 16% женщин, тогда как свободные от семейных обязательств дамы давали аналогичный ответ в 12% случаев.

Статья, 30 июля 2021 РБК Исследования рынков Из-за пандемии COVID-19 импорт обуви в Россию сократился на 15% Пандемия коронавируса непосредственным образом отразилась и на импорте обуви в Россию

Из месячной динамики видно, что постепенный рост импорта продолжился бы и в 2020 году: в январе прирост поставок составил +24% в натуральном выражении и +15% в стоимостном. Так, российские ретейлеры, не имеющие собственного производства, в большинстве случаев продолжают отдавать предпочтение импортной обуви в силу более выигрышного сочетания цена-качество по сравнению с отечественной продукцией. Тем не менее, так как импорт обуви осуществляется преимущественно из Китая, уже в феврале-марте появились проблемы с поставками в Россию в связи с захлестнувшей Китай эпидемией новой коронавирусной инфекции. Однако первым «провальным» месяцем в торговле, производстве и импорте стал апрель – месяц всеобщих «каникул» и самоизоляции. В стоимостном выражении падение оказалось еще более сильным, что связано с резкой девальвацией рубля по отношению к доллару. 

Показать еще