– 2017 год и первую половину 2018 года многие характеризуют как период стабилизации и даже улучшения общеэкономической ситуации. Как Вы оцениваете состояние рынка экспресс-доставки? Оправдались ли Ваши ожидания с точки зрения операционных результатов?
Вопрос о стабилизации в последние полтора года не прост. С одной стороны, не сбылись самые апокалиптические прогнозы: нет существенного падения ВВП, роста безработицы. С другой стороны, с российского рынка уходят игроки, особенно западные.
Рынок срочной и экспресс-доставки показывает разнонаправленные тенденции: ценовой демпинг, попытки выйти на рынок ранее не работавших на нем игроков, «охота» за крупными клиентами, создание привлекательных продуктов для мелких и средних клиентов, попытки создать предложение С2С доставки (от физических лиц физическим лицам). С другой стороны, компании стремятся увеличить операционную эффективность и монетизацию, что приводит к введению платы за ранее бесплатные услуги; все федеральные службы активно используют для расчетов «объемный вес». Все перечисленное говорит о непростом состоянии рынка.
На собственные результаты мы смотрим с осторожным оптимизмом, понимая, что в роли агрегатора должны прислушиваться к тенденциям рынка.
– Какие тенденции потребительского поведения Вашей аудитории проявились в 2017 году?
Потребитель даже в непростых условиях хочет получать улучшение сервиса доставки и уменьшение сроков при снижении цены. Особенно показательно увеличение спроса на относительно более дешевую доставку через ПВЗ (пункты выдачи заказов) и рост доли экспресс-доставки при одновременном уменьшении стоимости такой услуги.
– Растет ли доля заказов, произведенных с мобильных устройств? Прогнозируете ли изменение этой доли в обозримой перспективе?
Доля заказов с мобильных устройств увеличивается год от года. Сейчас доля по оценке разных аналитиков составляет от 17 до 30%. Рост будет продолжаться. Источники роста – изменение стереотипов действующих покупателей, вхождение в активную экономическую жизнь поколения Z и рост числа покупок из регионов, где зачастую их делают именно со смартфонов.
– Развитие e-commerce оказало значительную поддержку отрасли. Насколько Ваша компания ориентируется на данный тренд? Считаете ли Вы работу с интернет-магазинами приоритетом на ближайшие годы?
E-commerce в России и мире – это драйвер ритейла, логистики и IT отраслей. Fastery считает приоритетной работу с интернет-магазинами и, более того, видит свою миссию в помощи вендорам, производителям, оптовикам и классическому ритейлу в выходе в онлайн.
Уже сейчас доля интернет-магазинов в нашей доставке близка к 100%.
– Многие продовольственные сети сегодня активно развивают доставку продуктов, готовой кулинарии из супермаркетов. Наряду с этим стремительно растет и рынок доставки еды из ресторанов. Как Вы оцениваете перспективность данных направлений? Поделитесь своими планами или текущими результатами работы в данных сегментах.
Рынок доставки готовой еды и продуктов существовал и ранее. Утконос, курьеры пиццерий и сушимейкеров успешно доставляли заказы. Последние 2-3 года аналитики пророчат большие перспективы этому рынку. Виден бум: Delivery Club, «Яндекс.Еда», коробочные сервисы готовых рецептов с продуктами на неделю, Golamago (доставка из «Ленты» и Metro)… Еще несколько проектов на старте. По-прежнему большинство из этих проектов находятся на инвестиционной стадии, издержки порядочно выше, чем при доставке непродовольственных товаров. Достаточно перечислить очевидные сложности: минимум 4 температурных режима доставки; необходимость дополнительного оборудования; регуляторные издержки.
Существенно изменить тенденцию позволит либерализация продажи и доставки алкогольной продукции.
Сейчас мы обеспечиваем только доставку продуктов без специальных требований, например, бакалеи.
– В настоящее время популярны краудсорсинговые проекты: Dostavista, Bringo и другие аналогичные сервисы. Как они меняют рынок доставки? Считаете ли их своими конкурентами или сотрудничаете с ними?
Службы экспресс-доставки просто «взорвали» рынок доставки день-в-день (same day). Они не только забрали собственную доставку интернет-магазинов, которые сами делали доставку такой срочности, но и создали стандарт доставки с высокой скоростью. Они увеличили выкупаемость импульсных заказов и отняли долю у прежнего стандарта «на следующий день» (next day). Уже сейчас доля доставок в пределах нескольких часов составляет от 10 до 20%. У некоторых магазинов превышает и 90%.
Мы, как агрегатор доставки, приветствуем улучшение сервиса для покупателей и готовим интеграцию одного из крупнейших игроков.
– Как Вы оцениваете уровень конкуренции на российском рынке экспресс-доставки? Следует ли ожидать слияний и поглощений, банкротств, или пока еще существуют возможности для экстенсивного роста? Какие сегменты демонстрируют наиболее высокие или, напротив, низкие темпы роста?
Конкуренция на рынке срочной и экспресс-доставки в настоящее время велика и имеет тенденцию к усилению. Если единичные слияния по примеру последних 2-3 лет еще возможны по инерции, то более вероятным можно считать уход с рынка некоторых игроков. Доставка еды имеет высокие темпы роста в результате инвестиционного бума в этом сегменте. Экспресс-доставка и суперэкспресс-доставка также прирастает. Остальные в зоне стабильности или даже риска.
– Каковы Ваши планы на ближайший год?
Мы, Fastery, как агрегатор доставки видим перспективы в подключении наиболее устойчивых в финансовом отношении и перспективных для развития наших клиентов служб доставки. Служб доставки, которые создают точки роста для отрасли. Для этого мы планируем развивать нашу IT платформу, платформу агрегатора.