Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 30 января 2018
Андрей Жемчугов

Для нас кризис стал мощным стимулом роста операционной эффективности

Первый заместитель финансового директора ПАО «Трансконтейнер» о нацеленности компании на развитие и повышение эффективности

2015 – 2016 годы оказались сложными для многих компаний, как из сферы ретейла, так и промышленности. Падение потребительского спроса, а также рост издержек ввиду девальвации рубля существенно усложнили правила игры на рынке. Как Вы можете охарактеризовать прошедшие годы? Каких результатов достигла компания вопреки, а, может быть, и благодаря сложившейся рыночной конъюнктуре?

В 2015 году контейнерный рынок пережил спад примерно на 8%, но уже в 2016 году полностью отыграл падение: объемы железнодорожных контейнерных перевозок выросли более чем на 10% к предыдущему году, уверенный рост продолжился и в 2017 году.

Для нас этот кризис стал мощным стимулом роста операционной эффективности: существенно улучшились показатели оборачиваемости парка платформ, выросла производительность труда, доля сквозных контейнерных сервисов, были внедрены принципиально новые в нашей отрасли цифровые инструменты продаж и исполнения заказа.

Контрсанкции, принятые в августе 2014 года, внесли значительные корректировки в деятельность компаний, осуществляющие поставки из ЕС, США и иных стран, подвергнутых эмбарго. Спустя годы как Вы оцениваете последствия подобных мер? Насколько сильно изменилась география грузоперевозок? Какие направления стали более востребованными в Вашем портфеле? Как Вы оцениваете вероятность и последствия отмены контрсанкций?

Непосредственно на деятельности «ТрансКонтейнера» санкции практически не отразились. С точки зрения контейнерного рынка, в 2015 и 2016 годах мы видели опережающий рост внутреннего рынка, который частично является следствием импортозамещения, а также рост доли Китая в международных груженых перевозках, которая выросла с 34% в 2015 до 39% в 2016 году. При этом доля китайских грузоотправителей в груженом импорте увеличилась с 50% до 54%.

Безусловно, отмена взаимных санкций окажет положительное воздействие на экономику, но в контейнерной отрасли оно будет проявляться, скорее в общем улучшении делового климата и бизнесе наших клиентов.

Как Вы оцениваете уровень конкуренции на российском рынке транспортно-логистических услуг? Следует ли ожидать слияний и поглощений, банкротств, или пока еще существуют возможности для экстенсивного роста? Какие сегменты ТЛУ демонстрируют наиболее высокие или, напротив, низкие темпы роста?

В сегменте контейнерных перевозок уровень конкуренции очень высокий, поскольку мы конкурируем не только на контейнерном рынке с другими операторами, но и в сегменте перевозок потенциально контейнеризуемых грузов в целом. И здесь конкурентная борьба уже идет и с автоперевозчиками, и с морскими линиями, и с операторами других видов подвижного состава.

Несмотря на это, в сегменте контейнерных перевозок с рынка практически никто не ушел ни в 2009, ни в 2015 году, что, видимо, свидетельствует о его сохраняющемся высоком потенциале.

В сегменте железнодорожных контейнерных перевозок последние два года наиболее высокие темпы демонстрирует транзит, что связано с активным развитием перевозок в направлении Китай-Европа-Китай.

Какие изменения могут произойти в 2018 году? Какие факторы и каким образом окажут положительное/отрицательное влияние на развитие отрасли за этот период?

В 2017 году темпы роста рынка даже ускорились по сравнению с прошлым годом, и мы ожидаем сохранения повышательного тренда и на будущий год. Основные положительные факторы – это продолжающееся восстановление российской экономики, динамичное развитие транзита и продолжающийся рост контейнеризации.

В качестве основных рисков, помимо возможных макроэкономических и геополитических шоков, можно выделить опережающий рост тарифов естественных монополий, который может оказать негативное влияние на процесс контейнеризации.

Ощущаете ли Вы тенденции по улучшению рыночной ситуации?

Да, безусловно. За первое полугодие рынок железнодорожных контейнерных перевозок вырос на 19,8%. Выручка ПАО «ТрансКонтейнер» по МСФО за тот же период увеличилась на 30% и составила 30,6 млрд рублей. Выручка, скорректированная на стоимость услуг соисполнителей, выросла на 30,4 % год к году до 13 млрд рублей. EBITDA возросла на 63% до 5,2 млрд рублей. Чистая прибыль удвоилась и составила 2,8 млрд рублей.

Поделитесь, пожалуйста, Вашими планами на 2018 год? Намерены ли Вы расширить географию доставки, филиальную сеть, внедрить умные логистические решения, обновить парк транспорта или приобрести/арендовать новые складские площади.

На фоне продолжающегося роста рынка ПАО «ТрансКонтейнер» после двухлетней паузы возобновило инвестиции в приобретение фитинговых платформ; в 2017 году на эти цели выделено около 5,5 млрд рублей. Продолжается расширение парка крупнотоннажных контейнеров. Компания заключила соглашения о вхождении в капитал контейнерных терминальных активов в стратегически важных Московском и Санкт-Петербургском регионах.

В будущем году, при сохранении существующих рыночных тенденции, компания планирует продолжать активную инвестиционную политику, ориентированную на развитие и повышение эффективности и парка платформ, и контейнеров, развитие критически важной для нашего бизнеса IT-инфраструктуры. Кроме того, в 2018 году компания планирует расширять бизнес в перспективном сегменте перевозок в специализированных контейнерах.

На какие KPI Вы ориентируетесь? Для повышения эффективности компании инвестируете ли Вы в обучение сотрудников? Какие технологические новации, разрабатываемые или приобретаемые Вами, способствуют повышению конкурентоспособности компании на рынке? Имеются ввиду инновации в сфере складских услуг, отслеживания местоположения и состояния грузовых автомобилей и перевозимых ими товаров, а также повышения скорости доставки.

Поскольку «ТрансКонтейнер» является публичным акционерным обществом, основные КПЭ менеджмента нацелены на создание стоимости для наших акционеров. Что касается технологических инноваций, компания активно работает над проектами по развитию электронных каналов продаж и совершенствованию процессов исполнения заказа.

В части повышения скорости доставки основное внимание направлено на повышение доли отправок в ускоренных контейнерных поездах и сокращению сроков обработки контейнерных грузов на терминалах компании.

Немаловажным является и вопрос обеспечения безопасности на транспорте. Какие меры предпринимаются Вами для защиты водителей, а также сохранности груза?

Вопросам безопасности в компании уделяется первостепенное внимание. О результатах проводимой работы свидетельствует тот факт, что с 2015 года в компании не зафиксировано ни одного серьезного случая производственного травматизма.

РБК Исследования рынков Российский рынок транспортно-логистических услуг 2017 79 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 16 ноября 2018 ROIF EXPERT Рынок замороженных фруктов, ягод в России: где РЕАЛЬНО импортозамещение? На сегодняшний момент в структуре рынка замороженных фруктов, ягод в России около 80% мороженой продукции являются продуктом зарубежного происхождения

Отечественный рынок замороженных фруктов и ягод, имеет огромный потенциал в области развития стратегически важных составляющих для своего качественного и количественного улучшения, но не полностью их задействует. Без сомнений, отечественному рынку замороженной фруктовой и ягодной продукции не хватает дополнительных мощностей по производству замороженных ягод, фруктов, дистрибуции, логистики и необходимой поддержки от государственного сектора по предложению адекватных мер мотивирующего характера для роста рынка заморозки ягод, фруктов (субсидирование, налоговые льготы, инвестиционное участие и прочие).
Выпуск продукции в секторе замороженных фруктов, ягод на российском рынке увеличивается, однако скорость этого увеличения существенным образом не может удовлетворить рыночный спрос на замороженные фрукты, ягоды с точки зрения ключевых сегментов-потребителей - пищевой промышленности, сектора HoReCa и домохозяйств.
В то же самое время, очень значимая часть рынка до сих пор представлена товарами зарубежных продуцентов. На сегодняшний момент в структуре рынка замороженных фруктов, ягод в России около 80% мороженой продукции являются продуктом зарубежного происхождения, на российскую заморозку приходится около 20% соответственно. Огромный разрыв, а если представить это на языке цифр, то ситуация представляется хуже некуда.
Ведущие поставщики замороженных фруктов и ягод на отечественный рынок в 2018 году это Сербия (25% от общего объема импортных поставок в денежных показателях), Беларусь, Китай (по 22% соответственно) и Египет (21%). Все вместе эти 4 страны на текущий момент 2018 года поставили на отечественный рынок замороженных фруктов, ягод на сумму в 68 млн. долларов, а общая стоимость импортных замороженных ягод и фруктов на отечественный рынок была равна индикатору в 75 млн. долларов. В тоже время темп роста импортной замороженной ягодной, фруктовой продукции по стоимости в 2018 году просто колоссальный - 69%. Учитывая текущую динамику и сезонность объема импортных замороженных фруктов и ягод на отечественный рынок годовые индикаторы объемности ввозимого товара составят примерно 120 млн. долларов.
Основополагающими причинами такой существенной динамики роста импортной продукции являются, с одной точки зрения рост цен на замороженные фрукты и ягоды, с другой рост физических объемов завезенной на рынок замороженной фруктовой, ягодной продукции. Совершенно ясно, что главной предпосылкой роста является увеличение спроса потребителей на замороженные фрукты, ягоды на рынке и рост цен. В годовом эквиваленте цены возросли на 28% в текущем периоде 2018 года, на 18% возросли цены при импорте на мороженые фрукты, ягоды на рынок в 2017 году.

Показать еще