По данным «Анализа рынка грузовых автомобилей в России», подготовленного BusinesStat в 2017 г, в последние годы на отечественном рынке грузовых автомобилей наблюдалась тенденция снижения объемов производства. Лишь в 2016 г имел место рост производства на 7,2% относительно предыдущего года. Всего же за пятилетний период производство грузовых автомобилей в России сократилось на 35,2%, составив 137,3 тыс шт по итогам 2016 г против 212,0 тыс шт в 2012 г.
Отечественное производство грузовых автомобилей вносит наибольший вклад в формирование предложения техники на российском рынке. Следует отметить, что производство российских грузовых автомобилей достаточно сбалансировано по видам выпускаемых автомобилей. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в 2016 г по объему производства продукции на федеральном уровне лидировал Приволжский федеральный округ, на долю которого приходилось 92,3% российского производства – 126,7 тыс шт.
Сокращение производства грузовых автомобилей в 2013-2015 гг было обусловлено как падением спроса на грузовую технику на внутреннем рынке, так и падением спроса на российский экспорт со стороны основных торговых партнеров (стран Таможенного союза). В подобных условиях российские производители были вынуждены сократить объемы производства, чтобы не работать «на склад». На данный момент производственные мощности российских предприятий загружены всего лишь на 30-35% от максимума.
В условиях объявленного импортозамещения в российской промышленности, а также высокого курса доллара по отношению к рублю, российские производители имеют хорошую возможность укрепить позиции на внутреннем рынке. Ожидается, что, благодаря этому, в 2017-2021 гг продолжится рост российского производства. В 2021 г значение показателя составит 189,8 тыс шт (рост на 38,2% к уровню 2016 г). При этом натуральный объем производства не сможет достичь значений 2012-2013 гг в силу того, что спрос на грузовые автомобили в России еще недостаточно восстановится после кризисных изменений.