32 000 ₽
Демоверсия
Бизнес-план мини-завода по сбору, обработке и утилизации отходов III-V класса опасности, а также утилизации отходов строительства, сноса и грунта (ОССиГ) и отходов ТБО
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
VTSConsulting

Бизнес-план мини-завода по сбору, обработке и утилизации отходов III-V класса опасности, а также утилизации отходов строительства, сноса и грунта (ОССиГ) и отходов ТБО

Дата выпуска: 9 декабря 2025
Количество страниц: 76
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 82057
32 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание Иллюстрации Таблицы Выпуски
Описание

Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России и стран СНГ

 

***

Идея проекта: создание современного мини-завода, способного обеспечивать полный цикл работы с отходами III-V класса опасности, включая строительные отходы, отходы сноса и грунтов (ОССиГ), твёрдые бытовые отходы (ТБО), а также загрязнённые грунты и техногенные массы.

Рыночная ситуация:

1. Несмотря на снижение доли захоронения в Москве и частичное снижение в Московской области, общий объём образования ТКО остаётся стабильно высоким, а динамика роста переработки не успевает за увеличением объёмов отходов, что создаёт устойчивый разрыв между количеством образованных отходов и их фактической утилизацией.

2. Москва и Московская область по-прежнему демонстрируют низкую долю утилизации отходов: даже при высоких показателях обработки на сортировочных комплексах глубина переработки остаётся недостаточной. Региональная система переработки не обеспечивает замкнутый цикл обращения с отходами, что требует дополнительных мощностей по переработке строительных отходов, грунтов и ТКО.

3. Владимирская область характеризуется крайне высокой долей захоронения и минимальными объёмами утилизации. Несмотря на рост образования ТКО, инфраструктура переработки остаётся недоразвитой: мощности сортировки нестабильны, а глубокая переработка практически отсутствует. Это делает регион одним из наиболее несбалансированных по структуре обращения с отходами в ЦФО.

4. На фоне высоких объёмов образования отходов, недостатка утилизирующих и перерабатывающих мощностей, а также стабильного спроса на инфраструктуру для переработки строительных отходов, грунтов и ТКО, проект создания мини-завода обладает высокой стратегической значимостью. Он закрывает ключевые инфраструктурные дефициты обоих регионов, обеспечивает рост доли переработки, снижает нагрузку на полигоны и создаёт востребованную промышленную площадку, ориентированную на долгосрочный устойчивый спрос.

Конкурентное окружение: региональные операторы в Московской и Владимирской областях.

Маркетинговые инструменты: имиджевая презентация, размещение информации на отраслевых порталах, дополнительные маркетинговые инструменты.

Финансовые показатели проекта:

Показатели для компании

Ед. изм.

Значение

Необходимые инвестиции

тыс. руб.

228 182

NPV

тыс. руб.

***

Индекс прибыльности (PI)

раз

1,89

IRR

%

***

Срок окупаемости

мес.

23

Дисконтированный срок окупаемости

мес.

***

Доходность по сложному проценту

%

28%

 

Финансовые показатели для инвестора:

Показатели для инвестора

Ед. изм.

Значение

Доля инвестора в проекте

%

***

NPV

тыс. руб.

237 276

Индекс прибыльности

раз

***

IRR

%

61%

Срок окупаемости

мес.

***

Дисконтированный срок окупаемости

мес.

32

Итого доходность годовых

%

***

 

 

 

 

Выдержки из исследования

 

Рынок обращения ТКО в Москве и Московской области

В последние годы Москва и Московская область продолжают сталкиваться с серьёзными вызовами в сфере обращения с отходами. Несмотря на внедрение современных сортировочных комплексов и усиление нормативного регулирования, объёмы образования ТКО остаются стабильно высокими, а инфраструктура переработки по-прежнему испытывает значительную нагрузку.

Данные за 2020-2024 годы показывают, что совокупный объём образования ТКО в Москве и Московской обл. остается стабильно высоким от *** до *** млн тонн ежегодно. Несмотря на отдельные колебания, обусловленные пандемией, изменением деловой активности и оптимизацией системы раздельного сбора в Москве, общий рынок остаётся перегруженным, а инфраструктура до сих пор не способна обеспечить переработку большинства генерируемых отходов.

Диаграмма 1. Количество образованных ТКО, Москва и Московская обл., 2020-2024 гг., тыс. тонн

***

Особенно проблемным остаётся уровень захоронения отходов. Несмотря на ощутимое снижение объемов захоронения в Москве благодаря модернизации системы МЭОК и перераспределению потоков, Москва и Московская обл. продолжает ежегодно направлять на полигоны *** млн тонн отходов. Это критически высокий показатель для региона с плотной застройкой, ограниченным ресурсом полигонов и высоким экологическим давлением на население. Московская область продолжает выполнять функцию основного полигона для мегаполиса, что приводит к быстрому исчерпанию ресурсов и росту нагрузки на региональных операторов, которые уже не справляются с текущими объёмами.

Диаграмма 2. Количество направленных на захоронение ТКО, Москва и Московская обл., 2020-2024 гг., тыс. тонн

***

На фоне высокой нагрузки наблюдается и нестабильность в сегменте обезвреживания отходов. Объёмы, направляемые на обезвреживание, колебались от *** до ***тыс. тонн в разные годы, что указывает на отсутствие устойчивой инфраструктуры, способной равномерно принимать, перерабатывать и обезвреживать сложные отходы. Нехватка таких мощностей приводила к увеличению потоков на полигоны и сортировочные станции, часть из которых фактически работают на перегрузочных режимах. Эта зависимость системы от нескольких крупных комплексов делает рынок уязвимым и ограничивает возможности развития переработки.

Диаграмма 3. Количество направленных на обезвреживание ТКО, Москва и Московская обл., 2020-2024 гг., тыс. тонн

***

При этом объёмы, направленные на обработку, демонстрируют рост, что говорит об увеличении площадей сортировки и улучшении логистики потока отходов. Совокупный показатель региона в 2024 году превысил 9 млн тонн, что формально выглядит положительным трендом. Однако следует учитывать, что обработка не означает переработку: сортировочные линии лишь выделяют полезные фракции, а большая часть остаточных отходов всё равно направляется на захоронение или обезвреживание. Нехватка мощностей глубокой переработки приводит к тому, что эффективность обработки остаётся низкой, а конечная доля полезного вторсырья крайне мала.

Диаграмма 4. Количество направленных на обработку ТКО, Москва и Московская обл., 2020-2024 гг., тыс. тонн

***

Именно этот дисбаланс наиболее ясно виден в статистике утилизации. Совокупная утилизация в Москве и Московской области составляет всего *** тыс. тонн в 2020 году и около ***млн тонн в 2024 году, что по-прежнему значительно ниже необходимого уровня для формирования устойчивой «зелёной» экономики. Даже с учётом роста переработки в Московской области доля повторно используемых материалов остаётся недостаточной для перераспределения общего объёма отходов. По сути, перерабатывающие предприятия физически не успевают обрабатывать сырьё, поступающее после сортировки.

Диаграмма 5. Количество направленных на утилизацию ТКО, Москва и Московская обл., 2020-2024 гг., тыс. тонн

***

Таким образом, анализ пяти лет показывает, что существующая инфраструктура обращения с отходами в Московском столичном регионе работает на пределе своих возможностей и не может обеспечивать переработку растущих потоков строительных отходов, несортированных ОССиГ, грунтов, древесины, пластика и смешанных коммунальных отходов. Региональные операторы, несмотря на модернизацию материально-технической базы, уже не справляются с объёмами, что приводит к перегрузке сортировочных станций, росту очередей на утилизацию и дополнительной нагрузке на дорожную сеть.

На этом фоне появляется объективная потребность в создании новых перерабатывающих мощностей, способных взять на себя обработку грунтов, строительного мусора, ТКО и промышленных отходов, а также выпуск вторичного щебня и товарного вторсырья. Такой мини-завод позволит разгрузить существующие комплексы, снизить объём захоронения, сократить транспортные расходы, повысить уровень экологической безопасности и улучшить показатели повторного использования материалов, формируя устойчивую модель обращения с отходами на уровне региона.

 

Рынок обращения ТКО во Владимирской области

Рынок обращения твёрдых коммунальных отходов во Владимирской области в последние годы демонстрирует выраженную нестабильность, связанную как с изменением объёмов образования отходов, так и с недостаточным развитием инфраструктуры их переработки и утилизации. На фоне общероссийского тренда по снижению доли захоронения Владимирская область остаётся регионом с крайне ограниченными возможностями глубокой переработки ТКО и высокой зависимостью от полигонов, что делает область одним из наиболее уязвимых в центральном федеральном округе по уровню экологической нагрузки.

Объёмы образования ТКО в регионе в 2020-2024 гг. демонстрировали разнонаправленную динамику. После умеренного уровня в ***тыс. тонн в 2020 году показатель резко вырос более чем в два раза в 2021 году, достигнув *** тыс. тонн. Последующие годы принесли дальнейшее увеличение вплоть до максимальных значений в *** тыс. тонн в 2023 году. Эти скачки отражают повышение экономической активности, изменение системы учёта и перераспределение отходопотоков между соседними регионами. В 2024 году образование ТКО снизилось до *** тыс. тонн, однако объём остаётся значительно выше уровня 2020 года.

Диаграмма 6. Количество образованных ТКО, Владимирская обл., 2020-2024 гг., тыс. тонн

***

Наиболее критичным показателем является объём отходов, направленных на захоронение. На протяжении всех пяти лет доля захоронения фактически составляла абсолютное большинство от общего потока отходов. В 2020 году на полигоны отправлялось *** тыс. тонн, а в 2024 году – *** тыс. тонн. При этом даже в годы максимального образования отходов уровень переработки почти не растёт, что говорит о системной зависимости региона от полигонов.

Диаграмма 7. Количество направленных на захоронение ТКО, Владимирская обл., 2020-2024 гг., тыс. тонн

***

Сегмент обработки отходов за исследуемый период показывает определённый рост, но также остаётся крайне нестабильным. С *** тыс. тонн в 2020 году показатель вырос до *** тыс. тонн в 2023 году, однако, уже в 2024 году снизился более чем в два раза до *** тыс. тонн. Такие резкие колебания свидетельствуют о том, что инфраструктура сортировки работает не системно, зависима от логистики потоков и не способна обеспечить стабильную переработку. Важным фактором является отсутствие крупных сортировочных комплексов, оснащённых современными технологиями разделения смешанных отходов.

Диаграмма 8. Количество направленных на обработку ТКО, Владимирская обл., 2020-2024 гг., тыс. тонн

***

Наиболее ярко инфраструктурная проблема региона проявляется в показателях утилизации. Несмотря на рост общего объёма ТКО, на переработку направляется от *** до ***тыс. тонн, то есть менее ***% от общего объёма. Это крайне низкий показатель, фактически свидетельствующий об отсутствии развитой индустрии переработки отходов в регионе. Такая ситуация приводит к тому, что даже после обработки значительная доля фракций всё равно направляется на полигоны, что увеличивает нагрузку на захоронение и ограничивает возможности повторного использования материалов.

Диаграмма 9. Количество направленных на утилизацию ТКО, Владимирская обл., 2020-2024 гг., тыс. тонн

***

В совокупности данные демонстрируют, что Владимирская область испытывает серьёзный дефицит перерабатывающих и утилизирующих мощностей. Существующая система работает преимущественно в режиме сбора и захоронения отходов, без создания полноценного цикла обращения с ТКО. Отсутствие обезвреживающих мощностей также усиливает нагрузку на полигоны и сортировочные площадки, поскольку регион не может локально перерабатывать отходы, требующие уничтожения или химической обработки. Такая структура рынка приводит к росту экологических рисков, ускоренному заполнению полигонов и увеличению межрегионального трафика отходов.

В конечном итоге Владимирская область обладает значительным нереализованным потенциалом развития отрасли переработки отходов, но для этого необходимы новые мощности, ориентированные на обработку, утилизацию, переработку строительных отходов, грунтов, ТКО и смешанных фракций. Создание современного мини-завода позволит существенно повысить уровень экологической безопасности региона, сократить полигонную нагрузку, обеспечить промышленность вторичными ресурсами и сформировать устойчивую систему обращения с отходами, что особенно важно на фоне роста объёмов образования ТКО и отсутствия соответствующей инфраструктуры.

Развернуть
Содержание

Перечень таблиц, диаграмм, рисунков

4

Резюме проекта

7

Раздел 1. Описание проекта

10

1.1. Идея проекта

10

1.2. Местоположение реализации проекта

12

1.3. Описание планируемой деятельности

13

1.4. Преимущества реализации проекта для региона

15

Раздел 2. Анализ рынка

17

2.1. Рынок обращения ТКО в Москве и Московской области

17

2.2. Рынок обращения ТКО во Владимирской области

22

Выводы

26

Раздел 3. Конкурентное окружение

27

Раздел 4. Маркетинговый план

31

4.1. Имиджевая презентация

31

4.2. Размещение информации на отраслевых порталах

32

4.3. Дополнительные маркетинговые инструменты

33

Раздел 5. Организационно-производственный план

34

5.1. Этапы организации и запуска проекта

34

5.2. Персонал

37

Раздел 6. Финансовый план

38

6.1. Допущения, принятые для расчетов

38

6.2. Сезонность

40

6.3. Цены

40

6.4. Объемы переработки

42

6.5. Выручка от реализации

42

6.6. Персонал

44

6.7. Затраты

46

6.8. Налоги

47

6.9. Расчет собственного оборотного капитала (СОК)

47

6.10. Инвестиции

49

6.11. Капитальные вложения

51

6.12. Амортизация

52

6.13. Отчет о прибыли и убытках

53

6.14. Отчет о движении денежных средств

55

6.15. Баланс

57

6.16. Показатели экономической эффективности

59

6.17. Показатели экономической эффективности для инвестора

62

Раздел 7. Анализ рисков проекта

64

7.1. Анализ чувствительности

64

7.2. Анализ безубыточности

70

Общие выводы по проекту

73

ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting»

76

Развернуть
Иллюстрации

Диаграммы

 

Диаграмма 1. Количество образованных ТКО, Москва и Московская обл., 2020-2024 гг., тыс. тонн

17

Диаграмма 2. Количество направленных на захоронение ТКО, Москва и Московская обл., 2020-2024 гг., тыс. тонн

18

Диаграмма 3. Количество направленных на обезвреживание ТКО, Москва и Московская обл., 2020-2024 гг., тыс. тонн

19

Диаграмма 4. Количество направленных на обработку ТКО, Москва и Московская обл., 2020-2024 гг., тыс. тонн

20

Диаграмма 5. Количество направленных на утилизацию ТКО, Москва и Московская обл., 2020-2024 гг., тыс. тонн

21

Диаграмма 6. Количество образованных ТКО, Владимирская обл., 2020-2024 гг., тыс. тонн

22

Диаграмма 7. Количество направленных на захоронение ТКО, Владимирская обл., 2020-2024 гг., тыс. тонн

23

Диаграмма 8. Количество направленных на обработку ТКО, Владимирская обл., 2020-2024 гг., тыс. тонн

24

Диаграмма 9. Количество направленных на утилизацию ТКО, Владимирская обл., 2020-2024 гг., тыс. тонн

25

Диаграмма 10. Сезонность по продажам

40

Диаграмма 11. Динамика выручки проекта, тыс. руб. без НДС

43

Диаграмма 12. Центры прибыли, %

44

Диаграмма 13. Распределение затрат по группам (усредненно), %

47

Диаграмма 14. График вложения первоначальных инвестиций, тыс. руб. без НДС

52

Диаграмма 15. Чистая прибыль/убыток, тыс. руб. без НДС

54

Диаграмма 16. Вложения со стороны инвестора, тыс. руб.

57

Диаграмма 17. Денежные потоки инвестора накопленным итогом, тыс. руб.

63

 

 

Рисунки

 

Рисунок 1. Сезонность по среднему чеку

40

Рисунок 2. Чистая прибыль (убыток)/EBITDA, тыс. руб. без НДС

54

Рисунок 3. Денежные средства на конец периода, тыс. руб.

57

Рисунок 4. Денежные потоки по проекту накопленным итогом, тыс. руб.

62

Рисунок 5. Расчет точки безубыточности, тыс. руб.

72

Развернуть
Таблицы

Таблица 1. Направления деятельности проекта

13

Таблица 2. Региональные операторы, Московская обл.

27

Таблица 3. Региональные операторы, Владимирская обл.

28

Таблица 4. Штат персонала

37

Таблица 5. Описание базовых допущений

38

Таблица 6. Числовые значения базовых допущений

39

Таблица 7. Рост цен с учетом инфляции

40

Таблица 8. Объемы реализации продукции

42

Таблица 9. Выручка от реализации продукции, тыс. руб. без НДС

42

Таблица 10. Фонд оплаты труда и налоги на фонд оплаты труда, тыс. руб.

44

Таблица 11. Затраты по проекту, тыс. руб. без НДС

46

Таблица 12. Распределение налоговых отчислений, тыс. руб.

47

Таблица 13. Норматив собственного оборотного капитала (СОК), дней

48

Таблица 14. Собственный оборотный капитал, тыс. руб. без НДС

49

Таблица 15. Первоначальные инвестиции в проект, руб. с НДС

49

Таблица 16. Капитальные вложения, тыс. руб. без НДС

51

Таблица 17. Амортизационные отчисления, тыс. руб. без НДС

52

Таблица 18. Отчет о прибылях и убытках, тыс. руб. без НДС

53

Таблица 19. Отчет о движении денежных средств, тыс. руб.

56

Таблица 20. Бухгалтерский баланс, тыс. руб.

58

Таблица 21. Показатели экономической эффективности по проекту

61

Таблица 22. Показатели экономической эффективности для потенциального инвестора

62

Таблица 23. Расчет точки безубыточности, тыс. руб.

71

Развернуть
Выпуски