Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России и стран СНГ
***
Идея проекта: организация мобильного и высокоэффективного комплекса по дроблению строительных отходов, железобетона, асфальта и каменных пород. Проект предусматривает использование передвижной гусеничной дробильной установки.
Характеристика обрабатываемых отходов:
• строительные отходы (бетон, кирпич, железобетон, асфальт);
• грунт с включениями;
• промышленный мусор;
• древесные отходы;
• крупногабаритные элементы;
• отходы с объектов демонтажа.
Рыночная ситуация:
1. Для Москвы и Московской области характерен стабильно высокий объем образования отходов (как ТКО, так и строительного мусора), при этом темпы роста переработки не успевают за фактическим увеличением общего потока. Несмотря на модернизацию сортировочных комплексов и частичное снижение доли захоронения, региональная инфраструктура продолжает работать на пределе возможностей. Сохраняется значительный разрыв между образуемым объёмом отходов и объёмом, который перерабатывается или утилизируется.
2. В Московском столичном регионе глубина переработки остаёеся недостаточной: сортировка обеспечивает лишь отбор полезных фракций, тогда как большая часть потока продолжает направляться на объекты захоронения или минимального обезвреживания. Нехватка мощностей по переработке строительных отходов, железобетона, асфальтобетона, древесных и промышленных отходов приводит к накоплению непрерабатываемых фракций и повышению нагрузки на полигоны. Региональная система обращения с отходами по-прежнему далека от замкнутого циклического оборота материалов.
3. Республика Татарстан также демонстрирует высокий уровень образования отходов при сравнительно низкой доле переработки: по данным региона, лишь около четверти ТКО проходит обработку и утилизацию. Мощности по переработке строительных отходов и сложных фракций развиты слабо, география перерабатывающих объектов ограничена крупными городами, а инфраструктура в районах не обеспечивает равномерный доступ к современным технологиям обращения с отходами.
4. На фоне высокой плотности строительства, роста объемов демонтажа, увеличения объёмов ТКО и промышленного мусора, а также недостатка перерабатывающих мощностей в обоих регионах, проект создания мобильного комплекса по переработке строительных и коммунальных отходов обладает высокой стратегической значимостью. Он закрывает критические инфраструктурные дефициты, позволяет перерабатывать отходы непосредственно на площадке образования, снижает нагрузку на полигоны, уменьшает логистические затраты и формирует эффективную систему вторичного использования материалов.
Маркетинговые инструменты: имиджевая презентация, размещение информации на отраслевых порталах, дополнительные маркетинговые инструменты.
Финансовые показатели проекта:
|
Показатели для компании |
Ед. изм. |
Значение |
|
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
19 020 |
|
NPV |
тыс. руб. |
*** |
|
Индекс прибыльности (PI) |
раз |
15,90 |
|
IRR |
% |
*** |
|
Срок окупаемости |
мес. |
7 |
|
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
|
Доходность по сложному проценту |
% |
90% |
Выдержки из исследования
Рынок обращения ТКО в Москве и Московской области
В последние годы Москва и Московская область продолжают сталкиваться с серьёзными вызовами в сфере обращения с отходами. Несмотря на внедрение современных сортировочных комплексов и усиление нормативного регулирования, объёмы образования ТКО остаются стабильно высокими, а инфраструктура переработки по-прежнему испытывает значительную нагрузку.
Данные за 2020-2024 годы показывают, что совокупный объём образования ТКО в Москве и Московской обл. остается стабильно высоким от *** до *** млн тонн ежегодно. Несмотря на отдельные колебания, обусловленные пандемией, изменением деловой активности и оптимизацией системы раздельного сбора в Москве, общий рынок остаётся перегруженным, а инфраструктура до сих пор не способна обеспечить переработку большинства генерируемых отходов.
Диаграмма 1. Количество образованных ТКО, Москва и Московская обл., 2020-2024 гг., тыс. тонн
***
Особенно проблемным остаётся уровень захоронения отходов. Несмотря на ощутимое снижение объемов захоронения в Москве благодаря модернизации системы МЭОК и перераспределению потоков, Москва и Московская обл. продолжает ежегодно направлять на полигоны *** млн тонн отходов. Это критически высокий показатель для региона с плотной застройкой, ограниченным ресурсом полигонов и высоким экологическим давлением на население. Московская область продолжает выполнять функцию основного полигона для мегаполиса, что приводит к быстрому исчерпанию ресурсов и росту нагрузки на региональных операторов, которые уже не справляются с текущими объёмами.
Диаграмма 2. Количество направленных на захоронение ТКО, Москва и Московская обл., 2020-2024 гг., тыс. тонн
***
На фоне высокой нагрузки наблюдается и нестабильность в сегменте обезвреживания отходов. Объёмы, направляемые на обезвреживание, колебались от *** до *** тыс. тонн в разные годы, что указывает на отсутствие устойчивой инфраструктуры, способной равномерно принимать, перерабатывать и обезвреживать сложные отходы. Нехватка таких мощностей приводила к увеличению потоков на полигоны и сортировочные станции, часть из которых фактически работают на перегрузочных режимах. Эта зависимость системы от нескольких крупных комплексов делает рынок уязвимым и ограничивает возможности развития переработки.
Диаграмма 3. Количество направленных на обезвреживание ТКО, Москва и Московская обл., 2020-2024 гг., тыс. тонн
***
При этом объёмы, направленные на обработку, демонстрируют рост, что говорит об увеличении площадей сортировки и улучшении логистики потока отходов. Совокупный показатель региона в 2024 году превысил *** млн тонн, что формально выглядит положительным трендом. Однако следует учитывать, что обработка не означает переработку: сортировочные линии лишь выделяют полезные фракции, а большая часть остаточных отходов всё равно направляется на захоронение или обезвреживание. Нехватка мощностей глубокой переработки приводит к тому, что эффективность обработки остаётся низкой, а конечная доля полезного вторсырья крайне мала.
Диаграмма 4. Количество направленных на обработку ТКО, Москва и Московская обл., 2020-2024 гг., тыс. тонн
***
Именно этот дисбаланс наиболее ясно виден в статистике утилизации. Совокупная утилизация в Москве и Московской области составляет всего 380 тыс. тонн в 2020 году и около *** млн тонн в 2024 году, что по-прежнему значительно ниже необходимого уровня для формирования устойчивой «зелёной» экономики. Даже с учётом роста переработки в Московской области доля повторно используемых материалов остаётся недостаточной для перераспределения общего объёма отходов. По сути, перерабатывающие предприятия физически не успевают обрабатывать сырьё, поступающее после сортировки.
Диаграмма 5. Количество направленных на утилизацию ТКО, Москва и Московская обл., 2020-2024 гг., тыс. тонн
***
Таким образом, анализ пяти лет показывает, что существующая инфраструктура обращения с отходами в Московском столичном регионе работает на пределе своих возможностей и не может обеспечивать переработку растущих потоков строительных отходов, несортированных ОССиГ, грунтов, древесины, пластика и смешанных коммунальных отходов. Региональные операторы, несмотря на модернизацию материально-технической базы, уже не справляются с объёмами, что приводит к перегрузке сортировочных станций, росту очередей на утилизацию и дополнительной нагрузке на дорожную сеть.
На этом фоне появляется объективная потребность в создании новых перерабатывающих мощностей, способных взять на себя обработку грунтов, строительного мусора, ТКО и промышленных отходов, а также выпуск вторичного щебня и товарного вторсырья.
Использование мобильной дробильной установки позволит разгрузить существующие комплексы, снизить объём захоронения, сократить транспортные расходы, повысить уровень экологической безопасности и улучшить показатели повторного использования материалов, формируя устойчивую модель обращения с отходами на уровне региона.
Рынок обращения ТКО в Республике Татарстан
В последние годы Республика Татарстан сталкивается с серьёзными вызовами в сфере обращения с отходами. Несмотря на активное строительство инфраструктуры и усилия по модернизации, объёмы образования твёрдых коммунальных отходов (ТКО) и строительных/других отходов остаются значительными, а производственная база переработки и утилизации – недостаточно развита.
По данным региона, за год в Татарстане образуется порядка *** млн куб. м. ТКО (примерно ***млн тонн). При этом отмечается, что лишь около ***% этих объёмов перерабатывается.
Особенно проблемным остаётся уровень переработки и утилизации отходов. С одной стороны, инфраструктура сортировки и размещения полигонов имеет выраженные узкие места. Например, анализ территориальной структуры размещения полигонов показывает, что максимальная концентрация полигонов ТКО отмечается вблизи крупных городов республики — таких как Казань, Набережные Челны, Нижнекамск – что свидетельствует об ограниченной географии мощностей.
С другой стороны, функционирование инфраструктуры переработки строительных отходов (бетон, ЖБИ, асфальт, древесина) сталкивается с тем, что нормативно-отработанная схема обращения с ТКО не охватывает все виды отходов – например, строительный мусор часто не входит в тарифные отношения регионального оператора.
На фоне этих факторов можно отметить следующие ключевые характеристики:
• Объём образования отходов остаётся высоким и не полностью охвачен переработкой.
• Существующие мощности переработки и утилизации не соответствуют запросу – как по объему, так и по глубине переработки (особенно для строительных/демонтажных отходов).
• Инфраструктура сосредоточена преимущественно вблизи крупных городов; для удалённых территорий доступ к переработке ограничен.
• Отдельный сегмент — древесные, демонтажные отходы и строительный мусор — остается слабо интегрирован в систему обращения с отходами региона.
• Эффективная доля выделения вторичных ресурсов пока остаётся низкой: хотя сортировка развивается, большая часть остатка всё равно поступает на захоронение или минимальную обработку.
Анализ показывает, что существующая система обращения с отходами в Республике Татарстан не способна полностью обеспечить переработку растущих потоков строительных и коммунальных отходов. Возникает объективная потребность в создании дополнительных мощностей по переработке строительных и демонтажных отходов, организации мобильных решений и выпуску вторичных материалов. В том числе — мобильная дробильная установка позволит разгрузить действующие комплексы, сократить логистические и экологические издержки, повысить долю вторичного использования материалов и обеспечить устойчивую модель обращения с отходами на уровне региона.
|
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
|
Резюме проекта |
7 |
|
Раздел 1. Описание проекта |
10 |
|
1.1. Суть проекта |
10 |
|
1.2. Регионы реализации проекта |
14 |
|
1.3. Описание планируемой деятельности |
18 |
|
1.4. Преимущества реализации проекта для регионов |
20 |
|
Раздел 2. Анализ рынка |
23 |
|
2.1. Рынок обращения ТКО в Москве и Московской области |
23 |
|
2.2. Рынок обращения ТКО в Республике Татарстан |
28 |
|
2.3. Выводы |
29 |
|
Раздел 3. Конкурентное окружение |
32 |
|
Раздел 4. Маркетинговый план |
35 |
|
4.1. Имиджевая презентация |
35 |
|
4.2. Размещение информации на отраслевых порталах |
36 |
|
4.3. Дополнительные маркетинговые инструменты |
37 |
|
Раздел 5. Организационный план |
38 |
|
5.1. Технические характеристики мобильной дробильной установки |
38 |
|
5.2. Персонал |
40 |
|
Раздел 6. Финансовый план |
42 |
|
6.1. Допущения, принятые для расчетов |
42 |
|
6.2. Сезонность |
44 |
|
6.3. Цены |
44 |
|
6.4. Объемы реализации |
45 |
|
6.5. Выручка от реализации |
46 |
|
6.6. Персонал |
47 |
|
6.7. Затраты |
48 |
|
6.8. Налоги |
49 |
|
6.9. Расчет собственного оборотного капитала (СОК) |
50 |
|
6.10. Инвестиции |
51 |
|
6.11. Капитальные вложения |
51 |
|
6.12. Амортизация |
52 |
|
6.13. Отчет о прибыли и убытках |
52 |
|
6.14. Отчет о движении денежных средств |
55 |
|
6.15. Баланс |
57 |
|
6.16. Показатели экономической эффективности |
58 |
|
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
62 |
|
7.1. Анализ чувствительности |
62 |
|
7.2. Анализ безубыточности |
68 |
|
Общие выводы по проекту |
71 |
|
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
74 |
|
Диаграммы |
|
|
Диаграмма 1. Количество образованных ТКО, Москва и Московская обл., 2020-2024 гг., тыс. тонн |
23 |
|
Диаграмма 2. Количество направленных на захоронение ТКО, Москва и Московская обл., 2020-2024 гг., тыс. тонн |
24 |
|
Диаграмма 3. Количество направленных на обезвреживание ТКО, Москва и Московская обл., 2020-2024 гг., тыс. тонн |
25 |
|
Диаграмма 4. Количество направленных на обработку ТКО, Москва и Московская обл., 2020-2024 гг., тыс. тонн |
26 |
|
Диаграмма 5. Количество направленных на утилизацию ТКО, Москва и Московская обл., 2020-2024 гг., тыс. тонн |
27 |
|
Диаграмма 6. Сезонность по продажам |
44 |
|
Диаграмма 7. Динамика выручки проекта, тыс. руб. без НДС |
46 |
|
Диаграмма 8. Центры прибыли, % |
47 |
|
Диаграмма 9. Распределение затрат по группам (усредненно), % |
49 |
|
Диаграмма 10. График вложения первоначальных инвестиций, тыс. руб. без НДС |
52 |
|
Диаграмма 11. Чистая прибыль/убыток, тыс. руб. без НДС |
54 |
|
Диаграмма 12. Чистая прибыль (убыток)/EBITDA, тыс. руб. без НДС |
54 |
|
Диаграмма 13. Вложения со стороны инвестора, тыс. руб. |
57 |
|
|
|
|
Рисунки |
|
|
Рисунок 1. Внешний вид дробильной установки |
12 |
|
Рисунок 2. Декларация о соответствии |
13 |
|
Рисунок 3. Мобильная гусеничная дробилка |
40 |
|
Рисунок 4. Сезонность по среднему чеку |
44 |
|
Рисунок 5. Денежные средства на конец периода, тыс. руб. |
56 |
|
Рисунок 6. Денежные потоки по проекту накопленным итогом, тыс. руб. |
61 |
|
Рисунок 7. Расчет точки безубыточности, тыс. руб. |
70 |
|
Таблица 1. Описание региона реализации проекта: Москва и Московская область |
14 |
|
Таблица 2. Описание региона реализации проекта: Республика Татарстан |
17 |
|
Таблица 3. Ежемесячные объемы переработки |
19 |
|
Таблица 4. Региональные операторы, Московская обл. |
32 |
|
Таблица 5. Региональные операторы, Республика Татарстан |
33 |
|
Таблица 6. Основные технические характеристики мобильной гусеничной дробилки |
39 |
|
Таблица 7. Штат персонала |
40 |
|
Таблица 8. Описание базовых допущений |
42 |
|
Таблица 9. Числовые значения базовых допущений |
43 |
|
Таблица 10. Рост цен с учетом инфляции |
44 |
|
Таблица 11. Объемы реализации продукции |
45 |
|
Таблица 12. Выручка от реализации продукции, тыс. руб. без НДС |
46 |
|
Таблица 13. Фонд оплаты труда и налоги на фонд оплаты труда, тыс. руб. |
47 |
|
Таблица 14. Затраты по проекту, тыс. руб. без НДС |
48 |
|
Таблица 15. Распределение налоговых отчислений, тыс. руб. |
49 |
|
Таблица 16. Норматив собственного оборотного капитала (СОК), дней |
50 |
|
Таблица 17. Собственный оборотный капитал, тыс. руб. без НДС |
51 |
|
Таблица 18. Первоначальные инвестиции в проект, руб. с НДС |
51 |
|
Таблица 19. Капитальные вложения, тыс. руб. без НДС |
51 |
|
Таблица 20. Амортизационные отчисления, тыс. руб. без НДС |
52 |
|
Таблица 21. Отчет о прибылях и убытках, тыс. руб. без НДС |
53 |
|
Таблица 22. Отчет о движении денежных средств, тыс. руб. |
56 |
|
Таблица 23. Бухгалтерский баланс, тыс. руб. |
58 |
|
Таблица 24. Показатели экономической эффективности по проекту |
61 |
|
Таблица 25. Расчет точки безубыточности, тыс. руб. |
69 |