Рынок электронных закупок переживает значительную трансформацию, связанную с радикальными изменениями бизнес-среды и вынужденным сломом устоявшихся правил игры. Главным вызовом 2022 года стали антироссийские санкции.
Санкционная политика западных стран вымыла с рынка значительное количество старых участников с их товарами и услугами, потребности заказчиков привычными способами больше не закрываются. Необходимость в расширении круга контрагентов стала жизненной. При этом, согласно данным из различных источников, в электронных торгах никогда не участвовали до 90 % российских компаний. Потенциально база участников закупок огромна. Главной задачей электронных площадок становится раскрытие этого потенциала – привлечение к участию в закупках как можно большего количества новых партнеров. Рынок заказчика становится рынком поставщика. Это требует пересмотра функционала, развития технологических решений, разработки новых сервисов, которые сделают участие в закупках удобным, простым и прозрачным для компаний любого уровня из любого региона России. Кто справится с задачей лучше, тот и выиграет в конкурентной гонке за аудиторию.
То же касается и решений для заказчиков. По данным совместного исследования компании «Эксперт Бизнес-Решения» и агентства «Эксперт РА», подавляющее большинство заказчиков ранее участвовали в закупках либо из регуляторной необходимости, либо из желания сэкономить. Однако времена изменились: компании и организации вынуждены приспосабливаться к новым реалиям, в т. ч. и в части снабжения. На первый план выходят иные, чем ранее, мотивы: быстрая замена старой номенклатуры закупаемых импортных товаров новой, отечественной; диверсификация базы поставщиков и исполнителей; оперативная оценка новых контрагентов и т. д. Уже сейчас, как свидетельствуют данные нашего опроса, значительно вырос запрос на сервисы, позволяющие делать это эффективно и дешево. Все это могут обеспечить со своей стороны электронные торговые площадки.
— Каким был 2022 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?
Количество самозанятых, которое в конце 2022 года составляло около 6,5 млн. чел., уже приближается к значению 10 млн. При этом самозанятые могут работать с клиентами через специальное приложение «Мой налог», разработанное ФНС. Однако осуществлять нужные для работы операции – выставлять чеки клиентам, оплачивать налоги, просматривать информацию по доходам – можно и другим способом, с помощью интернет-банков или мобильных банков, где самозанятые являются клиентами как физические лица, а также с помощью личных кабинетов других похожих сервисов.
Объем выручки компаний, работающих на рынке розничной торговли в сегменте косметики и средств личной гигиены в России, в 2000-х и 2010-х годах уверенно рос. За период с 2005 по 2018 годы совокупный объем продаж отрасли ежегодно увеличивался (в среднем – на 18-19% ежегодно). Лишь в 2019 году продажи сократились (-10,7%). В последующем ситуация начала улучшаться, даже в «коронавирусном» 2020 году спад составил лишь около 6%, а восстановительный рост отрасли по итогам 2021 года (+29,9%) оказался более заметным, чем приросты в последние несколько лет.