В 2022 г оборот рынка PropTech технологий в России сократился на 4,8% и составил 32,1 млрд руб. Ранее, в 2018-2021 гг российский рынок IT-решений в сфере недвижимости ежегодно возрастал и увеличился за период более чем в 1,5 раза: с 19,5 до 33,8 млрд руб. Росту способствовало массовое внедрение PropTech решений в деятельность строительных компаний и девелоперов.
Наибольший прирост в 2018-2021 гг показал сегмент систем для моделирования и планирования процессов строительства (BIM технологии). Объем BIM сегмента увеличился в 2,5 раза: с 3,6 млрд руб в 2018 г до 8,8 млрд руб в 2021 г. Большую роль в этом сыграло введение обязательного порядка использования BIM решений в строительном процессе.
Введенные в 2022 г санкции хотя и привели к краткосрочному снижению объема рынка, но вместе с тем усилили интерес к отечественным решениям со стороны бизнеса и инвесторов. В России имеются собственные лидеры PropTech рынка, такие как Циан, НМаркет.ПРО, TraceAir, PropTech Групп, Адепт, Profitbase, Bimlib, предлагающие отечественные системы для организации большинства процессов, связанных со строительством и недвижимостью. Активный интерес к PropTech решениям начинают проявлять застройщики, в числе которых ПИК, ЛСР, Самолет. В долгосрочном периоде это приведет к наращиванию доли российских аналогов программного обеспечения и ускоренному развитию рынка.
«Анализ рынка IT-решений в сфере недвижимости (PropTech) в России», подготовленный BusinesStat, включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив его развития:
В обзоре приводится информация по сегментам PropTech рынка:
При подготовке обзора используется официальная статистика и собранные данные.
Информация профильных ведомств:
Информация, собранная BusinesStat:
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБЗОРА РЫНКА
КЛАССИФИКАЦИЯ ИТ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ НЕДВИЖИМОСТИ
ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА PROPTECH РЫНОК
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА PROPTECH ТЕХНОЛОГИЙ
Государственные органы регулирования
Нормативно-правовые акты и лицензирование
Программы господдержки
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА СТРОИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ОБОРОТ РОССИЙСКОГО РЫНКА IT-РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ НЕДВИЖИМОСТИ
СЕГМЕНТЫ РОССИЙСКОГО РЫНКА IT-РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ НЕДВИЖИМОСТИ
Новые сегменты и факторы их развития
Замедляющиеся сегменты и факторы их стагнации
ДРАЙВЕРЫ, БАРЬЕРЫ И ТРЕНДЫ РЫНКА PROPTECH
Драйверы развития рынка
Барьеры развития рынка
Тренды PropTech технологий
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ PROPTECH ТЕХНОЛОГИЙ
Инвестиционная привлекательность рынка
ЛИДЕРЫ PROPTECH РЫНКА
Стратегии лидеров рынка
ПРОФИЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ
ООО «Айриэлтор»
ООО «Клаудпэйментс»
ООО «Аскон»
ООО «Трэйсэйр»
ООО «Ренга Софтвэа»
ООО «Содис Лаб»
БАЗА ДАННЫХ РОССИЙСКИХ PROPTECH РЕШЕНИЙ ПО СЕГМЕНТАМ
Предпроектная стадия строительства
Стадия проектирования
Стадия строительства
Стадия реализации
Стадия эксплуатации
Таблица 1. Оборот рынка IT-решений в сфере недвижимости в России в 2018-2022 гг (млрд руб)
Таблица 2. Прогноз оборота рынка IT-решений в сфере недвижимости в России в 2023-2027 гг (млрд руб)
Таблица 3. Оборот рынка IT-решений в сфере недвижимости по сегментам в России в 2018-2022 гг (млрд руб)
Таблица 4. Прогноз оборота рынка IT-решений в сфере недвижимости по сегментам рынка в России в 2023-2027 гг (млрд руб)
— Каким был 2022 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?
Количество самозанятых, которое в конце 2022 года составляло около 6,5 млн. чел., уже приближается к значению 10 млн. При этом самозанятые могут работать с клиентами через специальное приложение «Мой налог», разработанное ФНС. Однако осуществлять нужные для работы операции – выставлять чеки клиентам, оплачивать налоги, просматривать информацию по доходам – можно и другим способом, с помощью интернет-банков или мобильных банков, где самозанятые являются клиентами как физические лица, а также с помощью личных кабинетов других похожих сервисов.
Объем выручки компаний, работающих на рынке розничной торговли в сегменте косметики и средств личной гигиены в России, в 2000-х и 2010-х годах уверенно рос. За период с 2005 по 2018 годы совокупный объем продаж отрасли ежегодно увеличивался (в среднем – на 18-19% ежегодно). Лишь в 2019 году продажи сократились (-10,7%). В последующем ситуация начала улучшаться, даже в «коронавирусном» 2020 году спад составил лишь около 6%, а восстановительный рост отрасли по итогам 2021 года (+29,9%) оказался более заметным, чем приросты в последние несколько лет.