Объектом исследования является российский рынок биологически активных добавок (БАД).
БАД — биологически активные вещества и их композиции, предназначенные для непосредственного приема с пищей или введения в состав пищевых продуктов. Важно отметить, что подобные добавки не являются лекарственными средствами. Они используются как дополнительный источник биологически активных веществ для ликвидации их дефицита и оптимизации рациона.
Целью исследования является комплексный анализ рынка биологических активных добавок в России.
Задачи исследования:
Определение объема рынка.
Конкурентный анализ.
Ассортиментный анализ.
Ценовой анализ.
Анализ потребителей.
Анализ факторов, влияющих на развитие рынка.
Построение прогнозов развития рынка.
География исследования: Россия.
Хронология исследования:
ретроспектива — 2019-2021 гг.;
прогноз — 2022-2025 гг.
Содержание исследования
Отчет об исследовании состоит из семи глав.
В первой главе представлен обзор российского рынка БАД, в том числе данные об объеме и динамике рынка, его тенденциях.
Вторая глава посвящена анализу внешней торговли БАД.
В третьей главе проведен анализ потребителей: типы, портрет потенциального потребителя, значимые критерии и факторы выбора БАД.
Четвертая глава содержит информацию об участниках российского рынка биологически активных добавок. Также здесь представлены ассортиментный и ценовой анализы актуального на 2022 год предложения отечественного рынка. Дан анализ целевой аудитории и поиск перспективных направлений в области БАД.
Пятая глава посвящена эффективности работы сайтов и приложений ключевых игроков рынка.
В шестой главе содержит анализ факторов и перспектив развития рынка БАД в России.
В седьмой главе сформулированы прикладные рекомендации для нового игрока.
1. Анализ российского рынка БАД..............................................................................11
1.1. Объем и динамика потребления БАД в РФ в 2019-2021 гг., общая характеристика рынка.........11
1.2. Актуальные тенденции российского рынка БАД.............................................................................13
1.3. Баланс российского рынка БАД в 2019-2021 гг...............................................................................15
1.4. Структура рынка БАД по назначению в 2021 году..........................................................................16
1.5. Структура рынка БАД в разрезе брендов в 2021 году.....................................................................18
1.6. Структура рынка БАД в разрезе каналов приобретения конечными потребителями в 2021 году
2. Анализ внешней торговли БАД................................................................................22
2.1. Анализ импорта БАД в РФ в 2019-2021 гг........................................................................................23
2.1.1. Объем и динамика импорта в 2019-2021 гг....................................................................................................23
2.1.2. Структура импорта в разрезе стран-производства в 2021 году.....................................................................26
2.1.3. Структура импорта в разрезе компаний-производителей в 2021 году.........................................................27
2.1.4. Структура импорта в разрезе брендов в 2021 году........................................................................................28
2.1.5. Структура импорта в разрезе компаний-получателей в 2021 году...............................................................29
2.2. Анализ экспорта БАД в РФ в 2019-2021 гг.......................................................................................31
3. Анализ особенностей потребительского поведения на рынке БАД.....................34
3.1. Типы потребителей на рынке БАД....................................................................................................34
3.2. Портрет потенциального потребителя, структура потребления по уровню дохода, гендеру, возрасту ......................................................................................................................................................................35
3.3. Значимые критерии и факторы выбора БАД....................................................................................42
4. Конкурентный анализ................................................................................................45
4.1. Профили конкурентов.........................................................................................................................45
Эвалар, ЗАО...............................................................................................................................................................45
Solgar Inc....................................................................................................................................................................56
Солгар Витамин, ООО..............................................................................................................................................56
STADA Arzneimittel AG.............................................................................................................................................58
АО «Нижфарм»..........................................................................................................................................................59
ООО «Хемофарм».....................................................................................................................................................60 Отисифарм, АО..........................................................................................................................................................61 Лаборатория современного здоровья, ООО.............................................................................................................63
Queisser Pharma GmbH & Co. KG.............................................................................................................................67
ООО «Квайссер Фарма»............................................................................................................................................68 UNIPHARM INC........................................................................................................................................................70
ООО «Юнифарм»......................................................................................................................................................70
Optimum Nutrition......................................................................................................................................................72 ИП Прокушенов Алексей Викторович.....................................................................................................................72 АлтайВитамины, АО.................................................................................................................................................73
Фармамед, АО............................................................................................................................................................75 Биннофарм Групп, ООО............................................................................................................................................77 4.2. Анализ целевой аудитории выделенных конкурентов....................................................................80
4.3. Ассортимент продукции и цены на них, особенности ценообразования конкурентов................84
4.4. Анализ клиентоориентированности конкурентов (обзор программ лояльности, партнерских программ и т. д.)..............................................................................................................................................................91
4.5. Поиск перспективных инновационных направлений или продуктов (услуг), предлагаемых конкурентами, оценка их востребованности и перспектив в России.............................................................................92
5. Анализ эффективности работы сайтов и приложений конкурентов....................97
5.1. Обзор сайтов конкурентов..................................................................................................................97
5.2. Анализ маркетинговой активности конкурентов (особенности продвижения и оценка эффективности) ....................................................................................................................................................................101
6. Факторы и прогноз развития рынка БАД в РФ.....................................................110
6.1. Драйверы развития рынка БАД в РФ..............................................................................................110
6.1.1. Восстановление реальных располагаемых денежных доходов населения в России.................................110
6.1.2. Государственное регулирование как драйвер развития рынка....................................................................111
6.1.3. Популяризация здорового образа жизни и превентивной медицины среди российского населения.......112
6.1.4. Расширение каналов сбыта БАД...................................................................................................................114
6.1.5. Реализация инвестиционных проектов на территории России...................................................................114
6.1.6. Повышение информированности конечных потребителей и медицинского сообщества.........................115
6.2. Барьеры развития рынка БАД в РФ.................................................................................................116
6.2.1. Наличие фальсифицированной продукции на рынке..................................................................................116
6.2.2. Несовершенство нормативно-правовой базы...............................................................................................116
6.2.3. Сложности в продвижении и рекламе БАД..................................................................................................117
6.2.4. Импортозависимость сырья..........................................................................................................................117
6.2.5. Низкая осведомленность потребителей........................................................................................................118
6.3. Прогноз развития рынка БАД в РФ до 2025 года...........................................................................118
7. Резюме проекта........................................................................................................122
7.1. Выводы относительно перспективных направлений на рынке БАД, прикладные рекомендации для бизнес проекта Заказчика........................................................................................................................122
7.2. Выводы относительно конкурентной среды развития бизнеса, прикладные рекомендации для бизнеспроекта Заказчика по построению стратегии конкурентной борьбы в РФ........................................123
Рисунок 1. Оценка объема и динамики рынка БАД в России в денежном выражении в 2019- 2021 гг., млн руб., %
Рисунок 2. Оценка объема и динамики рынка БАД в России в натуральном выражении в 2019-2021 гг., млн упак., % Рисунок 3. ТОП-16 брендов БАД, лидирующих на российском рынке по итогам 2021 года, в стоимостном выражении Рисунок 4. Структура рынка БАД в РФ в 2021 году в разрезе каналов приобретения конечными потребителями, % от общего объема потребления в денежном выражении
Рисунок 5. Объем и динамика импорта БАД в России в денежном выражении в 2019-2021(П) гг., млн руб., %
Рисунок 6. Объем и динамика импорта БАД в России в натуральном выражении в 2019- 2021(П) гг., млн упак., %
Рисунок 7. Средняя стоимость импорта БАД (с учетом таможенной пошлины, НДС и торговой наценки) и ее динамика в 2019-2021(П) гг., руб./упак.
Рисунок 8. Региональная структура импорта БАД в 2021 году, % от общего объема в денежном выражении
Рисунок 9. Оценка объема и динамики экспорта БАД в России в денежном выражении в 2019-2021(П) гг., млн руб., % Рисунок 10. Оценка объема и динамики экспорта БАД в России в натуральном выражении в 2019-2021(П) гг., млн упак., %
Рисунок 11. Региональная структура экспорта БАД в 2021 году, % от общего объема в денежном выражении
Рисунок 12. Результаты опроса на вопрос: «Имеете ли Вы опыт употребления БАД?», % от общего числа респондентов Рисунок 13. Результаты опроса на вопрос: «Употребляете ли Вы какие-либо БАД в настоящее время?», %
Рисунок 14. Результаты опроса на вопрос: «Как часто Вы употребляете или употребляли БАД?», %
Рисунок 15. Результаты опроса на вопрос: «Какие БАД вы употребляете?», %
Рисунок 16. Результаты опроса на вопрос: «БАД какой ценовой категории Вы выбираете?», % 38 Рисунок 17. Результаты опроса на вопрос: «Как Вы принимаете решение о начале приема БАД?», %
Рисунок 18. Результаты опроса на вопрос: «Вы сдавали анализы перед началом приема БАД?», %
Рисунок 19.Структура потребления БАД по гендеру, % 41 Рисунок 20.Структура потребления БАД по возрасту, %
Рисунок 21. Результаты опроса на вопрос: «Вы отдаете предпочтение БАД российского производства или зарубежного?», %
Рисунок 22. Наценка на БАД в России в 2015-2021 гг., %
Рисунок 23. Количество запросов по БАД в разрезе направлений в 2021 году в России, шт.
Рисунок 24. Количество запросов по инновационным БАД в 2021 году в России, шт.
Рисунок 25. Количество обращений на сайты компаний-конкурентов в месяц, шт.
Рисунок 26. Количество подписчиков на страницах конкурентов в Instagram, тыс. шт.
Рисунок 27. Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения в России в 2014-2021(П) гг., % к предыдущему периоду
Рисунок 28. Удельный вес приверженцев ЗОЖ среди женщин и мужчин в отдельных регионах РФ в 2021 году, %
Рисунок 29. Оптимистичный сценарий прогноза развития российского рынка БАД в перспективе до 2025 года, млн руб., %
Рисунок 30. Базовый сценарий прогноза развития российского рынка БАД в перспективе до 2025 года, млн руб., % Рисунок 31. Пессимистичный сценарий прогноза развития российского рынка БАЛ в перспективе до 2025 года, млн руб., %
Таблица 1. Баланс российского рынка БАД в 2019-2021 гг. 15
Таблица 2. Структура рынка БАД в России по назначению в 2021 году, млн руб., % 17
Таблица 3. Характеристика кодов ТН ВЭД, используемых при проведении таможенных операций с БАД 22
Таблица 4. Структура импорта в разрезе компаний-производителей в 2021 году 27
Таблица 5. Структура импорта в разрезе брендов в 2021 году 28
Таблица 6. Структура импорта в разрезе компаний-получателей в 2021 году 30
Таблица 7. Ассортимент БАД компании «Эвалар» 47
Таблица 8. Анализ целевой аудитории ключевых игроков российского рынка БАД 81
Таблица 9. Ассортиментный и ценовой анализ основных игроков российского рынка БАД 85
Таблица 10. Программа компаний-конкурентов в области клиентоориентированности (программы лояльности и партнерские программы) 91
Таблица 11. Анализ особенностей сайтов компаний-конкурентов 98
Таблица 12. Сравнительная характеристика маркетинговых активностей конкурентов 103
Таблица 13. Сравнительная характеристика маркетинговых активностей конкурентов (продолжение) 105