Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ
***
Идея проекта: организация производства и реализации жирных кислот.
Целевая аудитория: крупнейшим потребителями продукции предприятия является сектор химической промышленности (лакокрасочные предприятия, компании нефтегазовой отрасли, предприятия по производству бытовых и промышленных моющих средств). Также продукция применяется при производстве комбикормов для животноводства и птицводства.
География работы: Россия и страны Европы
Рыночная ситуация:
1. На протяжении последних трех лет в России наблюдается рост производства жирных кислот. В 2017 году в России было произведено *** тонн жирных кислот, (включая рафинированные кислотные масла), что на ***% превышает объем производства предыдущего года.
2. Производство растительного масла, поставляющее сырье для получения жирных кислот, выросло в 2017 г. на ***% по сравнению с 2016., до *** млн т. В весовом выражении прирост составил более *** тыс. т. Россия является одним из мировых лидеров по экстракции и переработке подсолнечного масла.
3. Основные мощности по производству подсолнечного масла сосредоточены в Южном федеральном округе, доля округа в объеме производства масла по РФ составляет около ***%. На Центральный федеральный округ приходится ***%, Приволжский федеральный округ производит примерно ***% от общего объема.
4. Подсолнечное масло, соапсток которого является основным источником для получения жирных кислот российскими предприятиями, является лидером по объемам производства, составляя ***% в общем объеме производства растительных масел в России.
5. Лидером по производству жирных кислот в 2017 г. стал Южный федеральный округ с долей около ***% от общего объема.
6. На первом месте по потреблению жирых кислот находится лакокрасочная промышленность с показателем около ***% рынка, на втором месте – косметическая отрасль (в среднем ***%). Производство кормов для животных занимает до **% объема рынка, эта отрасль растет в среднем на 1 п.п. в год; на долю пищевой промышленности приходится около ***%. Наиболее быстрорастущий сектор – производство биотоплива (***%), однако практически вся продукция для этой отрасли уходит на экспорт. Нефтегазовая отрасль потребляет около 7% всей продукции. На прочие отраслей приходится ***%.
7. Рынок биодизеля стран ЕС является чрезвычайно перспектвным в силу огромных темпов роста. Производство данного вида топлива суммарно по ЕС составило в 2016 г. *** тыс. тонн, а в 2017 г. – *** тыс. тонн, что означает рост на ***%.
Конкурентное окружение:
На рынке жирных кислот конкуренцию проекту составляют компании, также прозводящие продукцию из отходов растительных масел: ООО «***», ООО «***», ООО «***» (Украина), *** (Польша).
Финансовые показатели проекта:
Показатель |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
75 517,92 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
IRR (годовая) |
% |
76% |
Срок окупаемости |
мес. |
27 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Выдержки из исследования
Факторы развития российского рынка жирных кислот со стороны предложения
На протяжении последних трех лет в России наблюдается рост производства жирных кислот. Согласно экспертным данным, в 2017 году в России было произведено *** тонн жирных кислот, (включая рафинированные кислотные масла), что на ***% превышает объем производства 2016 года. Это связано как с увеличением производства растительных масел в России, что влечет за собой необходимость утилизации отходов производства (соапстока) маслоэкстракционными заводами, так и с расширением спроса со стороны секторов, являющихся основными потребителями жирных кислот.
Говоря о канале расширения производства, т.е. о факторе роста со стороны предложения сырья, следует отметить, что производство растительного масла в России постоянно растет, страна является одним из мировых лидеров по производству данного продукта. Так, согласно данным Минсельхоза РФ, производство растительного масла выросло в 2017 г. на ***% по сравнению с 2016., до *** млн т. В весовом выражении прирост составил более 500 тыс. т. Валовой сбор подсолнечника в 2017 г. составил *** млн т. Основные мощности по производству подсолнечного масла сосредоточены в Южном федеральном округе, доля округа в объеме производства масла по РФ составляет около ***%. На Центральный федеральный округ приходится ***%, Приволжский федеральный округ производит примерно ***% от общего объема. Рост производства масложировой продукции объясняется повышением эффективности работы заводов, модернизацией оборудования, введением в эксплуатацию новых объектов.
Географию размещения поставщиков сырья следует учитывать при размещении производства жирных кислот для уменьшения затрат на логистику. Как показывает практика, стоимость сырья, в зависимости от объема остаточных жиров, в среднем составляет около *** руб. за тонну, в то время как стоимость перевозки тонны груза может составлять *** руб. за тонну и более. Этот фактор является ключевым при планировании организации производства жирных кислот на основе соапстока подсолнечного масла.
Графическое изображение объемов производства по федеральным округам представлено на Диаграмме 1 ниже.
Диаграмма 1. Производство растительного масла в России по федеральным округам
***
Подсолнечное масло, соапсток которого является основным источником для получения жирных кислот российскими предприятиями, является лидером по объемам производства, составляя 82,9% в общем объеме производства растительных масел в России (см. Диаграмма 2).
Диаграмма 2. Производство растительного масла по видам
***
На российском рынке представлены жирные кислоты, произведенные как предприятиями, специализирующимися преимущественно на производстве жирных кислот, так и компаниями, для которых это производство является неосновным видом деятельности. В число последних могут входить маслоэкстракционные заводы, решающие таким путем проблему утилизации отходов своего производства.
Соапсток, получаемый в результате щелочного рафинирования растительных масел, относится к возвратным отходам, т.е. предприятия, производящие масло, могут получить выгоду от утилизации соапстока. Утилизация может осуществляться путем самостоятельной переработки вторичного сырья, либо путем его продажи. Ключевой сложностью в данном случае является то, что соапсток имеет сложный и непостоянный состав, зависящий от природы масла или жира и его свойств (кислотного числа, количества сопутствующих веществ и т.д.), а также метода рафинирования и точности осуществления технологического процесса. Ключевым фактором качества сырья является содержание остаточных жиров в массе соапстока, которое в среднем может составлять от 30 до 50%. С одной стороны это влияет на цену сырья, с другой - в существенной степени определяет рентабельность производства продукции на основе переработки соапстока. Последний фактор является фактором риска для предприятий, занимающихся производством жирных кислот, поскольку содержание жира в соапстоке может колебаться не только в зависимости от производителя, но даже в зависимости от партии поставки. В этом плане предприятия, осуществляющие переработку собственных отходов, находятся в более выигрышном положении, по сравнению с компаниями, закупающими соапсток у поставщиков. Это является еще одним важным фактором, который следует учитывать при планировании производства жирных кислот.
Прочее сырье, используемое проектом, такое как фритюрные масла, также напрямую связано с рынком растительных масел, следовательно, предложение сырья также зависит от активности на рынке растительных масел.
В следующем подразделе описаны факторы роста и развития рынка со стороны спроса на жирные кислоты, производимые предприятием.
Целевая аудитория
Учитывая географическое распределение источников сырья, лидером по производству жирных кислот в 2017 г. стал Южный федеральный округ с долей около ***% от общего объема. Так же, как и в случае с производством растительных масел, второе и третье места занимают Центральный и Приволжский федеративные округа. Фактически география переработки соапстока в жирные кислоты практически повторяет географию производства масла, что связано с описанной выше логистической проблемой. Подробности представлены в Диаграмме 3 ниже.
Диаграмма 3. Производство жирных кислот в России по федеральным округам
***
Жирные кислоты как конечный продукт переработки соапстока имеют в 2-3 раза меньший объем, соответственно затраты на логистику данного продукта также значительно меньше по сравнению с соапстоком. Это замечание является важным, поскольку целевая аудитория компаний-потребителей жирных кислот намного шире, чем у производителей сырья и не так привязана к регионам.
Широкая сфера применения жирных кислот и значительное количество потребителей данного продукта обуславливают фактическое отсутствие сезонности в продажах.
Примерное распределение целевой аудитории представлено на Диаграмме 4 ниже.
Первое место по объему потребляемой продукции занимает лакокрасочная промышленность, использующая жирные кислоты, а также технические растительные масла как основы для олиф и лаков. Потребление продукции отраслью в разные годы составляет до четверти всего производимого объема. В данный показатель, как правило, также включается использование продукции в составе различных мастик и смазок.
На втором месте находится косметическая промышленность. Помимо производства мыла, которое может быть осуществлено, в том числе, и в рамках предприятия по производству жирных кислот, что будет показано в Разделе 5, жирные кислоты также применяются при получении глицерина, используемого затем для получения моющих и косметических средств, и стеарина. Последний также используется при производстве косметики. В общей структуре потребления доля отрасли в зависимости от года составляет от *** до ***%.
Диаграмма 4. Целевая аудитория производителей жирных кислот
***
Активно развивающимся сейчас направлением является применение жирных кислот в производстве кормов для животных. Тут следует заметить, что жирные кислоты могут применяться как при производстве кормов для домашних животных, так и для увеличения питательных свойств комбикормов для животных, используемых в сельском хозяйстве. В первом случае к жирным кислотам предъявляются более высокие требования, к примеру производители кормов могут стараться использовать только жирные кислоты, полученные на основе животных жиров. Добавление жирных кислот или их смесей в состав кормов для животных позволяет существенно снизить себестоимость кормов, очевидно с этим связано то, что удельный вес отрасли в общем объеме составляет существенные ***%, причем он значительно вырос за последние годы и продолжает увеличиваться в среднем на 1 п.п. каждый год.
В пищевой промышленности к жирным кислотам также предъявляются высокие требования по степени очистки, хотя они и не всегда используются в качестве рецептурной добавки к продуктам питания. Напротив, наиболее частым применением для жирных кислот в пищевой промышленности является их использование в качестве пеногасителей. В среднем пищевая промышленность потребляет ***% общего объема производства продукции в России.
В отличие от предыдущих отраслей, потребляющих жирные кислоты на внутреннем рынке, производство биодизельного топлива в России не столь популярно в силу значительных запасов природного топлива. Поэтому предприятия, производящие жирные кислоты для производства биодизеля и других видов топлива, как правило, экспортируют их в страны Европы. Эта сфера потребления также растет с каждым годом и, по оценкам экспертов, к 2022 г. может занять до ***% всего рынка жирных кислот. Ввиду важности данного направления, оно будет рассмотрено в отельном подразделе.
В нефтяной промышленности жирные кислоты могут использоваться для разрушения нефтяных эмульсий и т.д. Доля отрасли составляет ***% общего объема рынка и не имеет тенденции к росту.
Жирные кислоты также могут использоваться и в других отраслях, в частности как пеногаситель, не допускающий вспенивания бурового раствора при бурении скважин, в резинотехническом производстве и т.д.
В целом, продукция имеет широкую сферу применения и постоянно растущий рынок сбыта, не подверженный сезонным колебаниям, что обуславливает широкие возможности для развития компании и наращивания ей производства.
Рынок биотоплива в ЕС
Согласно данным отчета Global Agricultural Information Network «EU Biofuel Annual 2018», потребление биодизеля обусловлено почти исключительно мандатами союзных государств и, в меньшей степени, налоговыми льготами. Только тогда, когда биодизель дешевле традиционного топлива превышаются объемы по мандатам. В 2017 году Франция, Германия, Италия, Испания и Швеция были крупнейшими потребителями биодизеля в ЕС, на которые приходилось ***% от общего потребления биодизеля в ЕС. В 2018 году объемы потребления биодизеля увеличились на 2% за счет расширения мандатов на такие страны как: Хорватия, Финляндия, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Испания и Великобритания. В 2017 году потребления увеличилось на ***% по сравнению с предыдущим годом. Динамика потребления с 2011 г. по 2018 г. подробно представлена в таблице и на диаграмме ниже. В источнике информации данные были приведены в млн. л, для удобства сравнения значения с объемами производства биодизеля значения указаны в тыс. тонн, расчет проведен по формуле: m = ρV/1000, где ρ = 0,88 тонн/куб. м – плотность биодизеля, V – объем в куб. м.
Таблица 1. Потребление биодизеля в ЕС, тыс. тонн
***
Диаграмма 5. Динамика потребления биодизеля в ЕС, тыс. тонн
***
Производство биодизельного топлива в ЕС растет с каждым годом существенными темпами. Согласно данным Европейского Совета Биодизеля (European Biodiesel Board), производство данного вида топлива суммарно по ЕС составило в 2016 г. *** тыс. тонн, а в 2017 г. – *** тыс. тонн, что означает рост на ***%. Производство биодизеля по странам ЕС представлено на диаграмме 1 и в таблице ниже. Следует отметить тот факт, что цифра за 2017 год в источнике указана как номинальная мощность производств по Европейскому Союзу (то есть не все *** тыс. тонн производятся). Поэтому, в данном источнике информации рассмотрены тенденции производства биодизеля до 2016 г. Согласно отчету Global Agricultural Information Network, производство биодизельного топлива в 2017 году составило *** тонны, а в 2018 году – *** тонны. Наблюдается насыщение рынка по биодизельному топливу в ЕС, когда потребляемые объемы практически сравнялись или меньше объемов по производству биодизельного топлива.
Диаграмма 6. Производство биодизельного топлива по странам ЕС в 2016-2017 гг., тыс. тонн
Таблица 2. Производство биодизельного топлива по странам ЕС в 2016-2017 гг., тыс. тонн
***
Таким образом, основным производителем биотоплива является Германия. На второе место в 2017 г. вышла Испания, резко опередив Нидерланды и Францию. Другой страной, существенно нарастившей производство за год является Италия. На рисунке ниже показана динамика производства биодизеля с 1998 по 2016 гг. по странам и в целом по ЕС.
Диаграмма 7. Динамика производства биодизеля в ЕС, 1998-2016 гг., тыс. тонн
***
В целом рынок является чрезвычайно перспективным благодаря высоким темпам роста и значительному потенциалу его роста в дальнейшем. В процессе развития компании рекомендуется прямой выход на рынок биодизеля ЕС, без участия фирм-посредников.
Номинальная мощность по производству биодизеля по проекту составляет 219 тыс. тонн. Объемы производства рапсового масла составляют *** тыс. тонн. Таким образом, предполагаемые доли проекта на биотопливном рынке ЕС исходя из показателей за 2018 г. следующие:
Ожидается, что импорт в ЕС биодизеля продолжит увеличиваться, хотя и не такими же темпами, как в 2017 году. В ответ на решение ВТО от января 2018 года ЕС отменил свои антидемпинговые пошлины на биодизельное топливо из Индонезии в марте 2018 года. В результате чего импорт с Индонезии вырос. Импорт из Аргентины также продолжал расти, и в общей сложности ЕС импортировал почти *** тыс. тонн биодизеля в первые три месяца 2018 года.
В 2017 году доминирующими поставщиками биодизеля в ЕС были Малайзия и Аргентина, каждый из которых составлял ***% всего импорта биодизеля в ЕС. Тем не менее, весь импорт из Аргентины произошел в последние четыре месяца года. Следующие места заняли Китай, Норвегия, Босния и Герцеговина и Тайвань с ***%, ***%, ***% и ***% соответственно.
На рисунке ниже показана динамика импорта биодизельного топлива в ЕС по годам. Исходя со значений импорта в 2017 г. в *** тыс. тонн реализация данного проекта способна покрыть ***% потребностей ЕС в импорте биодизельного топлива.
Диаграмма 8. Динамика импорта биодизельного топлива в ЕС, тыс. тонн
***
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме проекта |
6 |
Раздел 1. Описание проекта |
8 |
1.1. Суть и идея проекта |
8 |
1.2. Продукция проекта |
8 |
Раздел 2. Анализ рынка |
13 |
2.1. Факторы развития российского рынка жирных кислот со стороны предложения |
13 |
2.2. Целевая аудитория |
16 |
2.3. Рынок биотоплива в ЕС |
20 |
Выводы по разделу: |
25 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
28 |
3.1. Профили основных конкурентов проекта |
28 |
3.2. Анализ конкурентного окружения проекта |
33 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
37 |
4.1. Анализ каналов маркетинговых коммуникаций |
37 |
4.2. SEO и контекстная реклама |
39 |
4.3. Бюджет на маркетинговые инициативы |
41 |
Раздел 5. Организационно-производственный план |
43 |
5.1. Земля, здания и сооружения |
43 |
Земельный участок |
43 |
Производственные сооружения |
43 |
5.2. Оборудование |
46 |
5.3. Персонал |
47 |
.4. Этапы организации производства |
48 |
5.5. Описание производственного процесса |
51 |
5.6. Схема бизнес-процесса и основные поставщики |
54 |
Раздел 6. Финансовый план |
56 |
6.1. Допущения, использованные при расчетах |
56 |
6.2. Цены |
58 |
6.3. Объемы реализации |
60 |
6.4. Выручка |
61 |
6.5. Персонал (ФОТ) |
62 |
6.6. Затраты |
64 |
6.7. Налоги |
65 |
6.8. Собственный оборотный капитал |
66 |
6.9. Инвестиции |
66 |
6.10. Капитальные вложения |
68 |
6.11. Амортизационные отчисления |
68 |
6.12. Отчет о прибыли и убытках |
69 |
6.13. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC |
71 |
6.14. Отчет о движении денежных средств |
74 |
6.15. Показатели экономической эффективности проекта |
75 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
78 |
7.1. Анализ чувствительности |
78 |
7.2. Анализ безубыточности |
83 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
87 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Производство растительного масла в России по федеральным округам |
14 |
Диаграмма 2. Производство растительного масла по видам |
15 |
Диаграмма 3. Производство жирных кислот в России по федеральным округам |
17 |
Диаграмма 4. Целевая аудитория производителей жирных кислот |
18 |
Диаграмма 5. Динамика потребления биодизеля в ЕС, тыс. тонн |
21 |
Диаграмма 6. Производство биодизельного топлива по странам ЕС в 2016-2017 гг., тыс. тонн |
22 |
Диаграмма 7. Динамика производства биодизеля в ЕС, 1998-2016 гг., тыс. тонн |
23 |
Диаграмма 8. Динамика импорта биодизельного топлива в ЕС, тыс. тонн |
25 |
|
|
Рисунки |
|
Рисунок 1. Структура используемых каналов маркетинговых коммуникаций |
38 |
Рисунок 2. Схема бизнес-процесса предприятия |
54 |
Таблица 1. Характеристики продукции. Жирные кислоты соапстока |
10 |
Таблица 2. Характеристики продукции. Рафинированное недезодорированное техническое масло |
10 |
Таблица 3. Характеристики продукции. Сульфат натрия |
12 |
Таблица 4. Потребление биодизеля в ЕС, тыс. тонн |
20 |
Таблица 5. Производство биодизельного топлива по странам ЕС в 2016-2017 гг., тыс. тонн |
22 |
Таблица 6. Профиль компании ООО «***» |
29 |
Таблица 7. Профиль компании ООО «***» |
30 |
Таблица 8. Профиль компании ООО «***» |
30 |
Таблица 9. Профиль компании ООО «***» |
31 |
Таблица 10. Профиль компании *** |
31 |
Таблица 11. Сводная таблица сравнения основных конкурентов с проектом |
33 |
Таблица 12. Основные каналы маркетинговых коммуникаций |
37 |
Таблица 13. Примеры посадочных страницы по ключевым словам |
40 |
Таблица 14. Оценочная стоимость маркетинговых мероприятий |
41 |
Таблица 15. Перечень строительных объектов, необходимых для реализации производства |
44 |
Таблица 16. Оборудование предприятия для производства текущего ассортимента продукции |
46 |
Таблица 17. Предполагаемый фонд оплаты труда сотрудников проекта |
47 |
Таблица 18. Параметры переработки отходов растительного масла |
52 |
Таблица 19. Параметры переработки жиров в мыло |
53 |
Таблица 20. Основные поставщики сырья |
55 |
По данным «Анализа рынка терефталевой кислоты в России», подготовленного BusinesStat в 2023 г, в 2022 г ее продажи в стране снизились на 14,8% к уровню 2021 г и составили 281 тыс т. На продажи повлияло сокращение внутреннего спроса на фоне кризисных изменений в экономике и роста цен на импортную продукцию. Разрыв логистических цепочек, трудности торгово-экономических взаимодействий осложнили поставки в страну импортной химии, необходимой для загрузки мощностей предприятий химической отрасли.
По данным «Анализа рынка серной кислоты в России», подготовленного BusinesStat в 2021 г, в 2016-2020 гг ее производство в стране выросло на 19,7% и достигло 14 млн т. Увеличение выпуска обусловлено повышением спроса со стороны отечественных производителей минеральных удобрений, восстановлением имеющихся производственных мощностей и созданием новых. Пандемия коронавируса в целом не оказала отрицательного влияния на рынок серной кислоты, поскольку ключевые отрасли-потребители не пострадали от коронакризиса.
По данным «Анализа рынка терефталевой кислоты в России», подготовленного BusinesStat в 2020 г, с 2015 г по 2019 г ее производство в стране сократилось на 32,5% до 180 тыс т. При этом в 2015-2018 гг объем производства находился на одинаковом уровне и варьировался от 266 тыс т до 269 тыс т.