Цель исследования
Текущее состояние и перспективы развития рынка алкомаркетов в России.
Задачи исследования:
1. Объем, темпы роста и динамика развития рынка алкомаркетов в России.
2. Объем и темпы роста производства алкогольной продукции в России.
3. Рыночные доли крупнейших алкомаркетов в России.
4. Конкурентная ситуация на рынке алкомаркетов в России.
5. Уровень консолидации рынка алкомаркетов в России.
6. Тенденции и перспективы развития рынка алкомаркетов в России.
7. Факторы, определяющие текущее состояние и развитие рынка алкомаркетов в России.
8. Факторы, препятствующие росту рынка алкомаркетов в России.
Объект исследования
Рынок алкомаркетов в России.
Метод сбора и анализа данных
Основным методом сбора данных является мониторинг документов.
В качестве основных методов анализа данных выступают так называемые (1) Традиционный (качественный) контент-анализ интервью и документов и (2) Квантитативный (количественный) анализ с применением пакетов программ, к которым имеет доступ наше агентство.
Контент-анализ выполняется в рамках проведения Desk Research (кабинетное исследование). В общем виде целью кабинетного исследования является проанализировать ситуацию на рынке алкомаркетов и получить (рассчитать) показатели, характеризующие его состояние в настоящее время и в будущем.
Метод анализа данных
1. Базы данных Федеральной Таможенной службы РФ, ФСГС РФ (Росстат).
2. Материалы DataMonitor, EuroMonitor, Eurostat.
3. Печатные и электронные деловые и специализированные издания, аналитические обзоры.
4. Ресурсы сети Интернет в России и мире.
5. Экспертные опросы.
6. Материалы участников отечественного и мирового рынков.
7. Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.
8. Материалы отраслевых учреждений и базы данных.
9. Результаты ценовых мониторингов.
10. Материалы и базы данных статистики ООН (United Nations Statistics Division: Commodity Trade Statistics, Industrial Commodity Statistics, Food and Agriculture Organization и др.).
11. Материалы Международного Валютного Фонда (International Monetary Fund).
12. Материалы Всемирного банка (World Bank).
13. Материалы ВТО (World Trade Organization).
14. Материалы Организации экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development).
15. Материалы International Trade Centre.
16. Материалы Index Mundi.
17. Результаты исследований DISCOVERY Research Group.
Объем и структура выборки
Процедура контент-анализа документов не предполагает расчета объема выборочной совокупности. Обработке и анализу подлежат все доступные исследователю документы.
Резюме:
Агентство маркетинговых исследований DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка алкомаркетов в России.
Самым динамично развивающимся в России форматом торговли в последнюю пару лет стали алкомаркеты – их число увеличилось в 15 раз. Сейчас в России порядка 8 тысяч алкомаркетов.
По данным Росалкогольрегулирования, в 2017 году на 100 тыс. человек приходилось более 120 магазинов. Всего в стране работали более 223 тыс. розничных точек с системой госучета ЕГАИС, из которых чуть более 43 тыс. приходилось на общепит.
Экспертный совет при правительстве РФ предложил сократить в 2,5 раза количество магазинов, продающих алкоголь и табачные изделия.
Продажи алкогольной продукции без учета пива, напитков, изготовляемых на основе пива, сидра, пуаре и медовухи в 2018 году увеличились на 8,5% и составили 210,2 млн дкл. Продажи водки выросли на 7,1%, до 71,4 млн дал, коньяка - на 12,1%, до 11,3 млн дкл. Объем розницы шампанских и игристых вин возрос в 2018 году на 2,3% и составил 11,3 млн дкл, тихих вин - на 6%, до 49,6 млн дкл.
Весь объем российского рынка специализированных алкогольных сетей оценивается в $7,5 млрд, около 50% занимает «Красное и Белое», примерно 15–20% — у «Бристоля», оставшаяся доля приходится на прочие сети, как работающие в экономсегменте («Норман», «Горилка» и др.), так и премиальные («Ароматный мир» и др). Последние занимают 10% рынка.
Согласно расчетам аналитиков DISCOVERY Research Group, объем производства алкогольной продукции в России в 2018 г. составил 186 821 тыс. дкл. В 2017 г. этот показатель равнялся 186 785 тыс. дкл. Категория «Водка» занимала наибольшую долю 42,1% в натуральном объеме производства.
Тенденции на российском рынке ритейла, наблюдавшиеся в последние годы, пока сохраняются: современные форматы торговли вытесняют традиционные, ведущие ритейлеры наращивают свою долю, а россияне продолжают покупать продукты по скидкам и выгодным акциям.
Подробное оглавление/содержание отчета:
Глава 1. Описание исследования |
2 |
§1.1. Объект исследования |
2 |
§1.2. Цель исследования |
2 |
§1.3. География исследования |
2 |
§1.4. Задачи исследования |
2 |
§1.5. Методы сбора и анализа данных, источники информации |
2 |
§1.6. Источники получения информации |
2 |
Глава 2. Содержание |
4 |
Глава 3. Список таблиц и диаграмм |
6 |
§3.1. Таблицы: |
6 |
§3.2. Диаграммы: |
6 |
Глава 4. Описание российского рынка алкомаркетов |
7 |
§4.1 Объем рынка алкомаркетов |
7 |
§4.2. Сокращение количества алкомаркетов |
9 |
§4.3. Рынок нелегального алкоголя |
10 |
§4.4. Объем розничных продаж алкоголя |
12 |
§4.5. Крупнейшие игроки рынка алкомаркетов в России |
13 |
4.5.1. Красное и Белое |
22 |
4.5.2. Бристоль |
24 |
4.5.3. Арыш Мае |
26 |
4.5.4. Ароматный мир |
27 |
4.5.5. Горилка |
29 |
Глава 5. Производство алкогольной продукции в России |
30 |
§5.1. Структура производства алкогольной продукции по субъектам РФ |
36 |
Глава 6. Основные события, тенденции и перспективы развития рынка алкомаркетов в России |
39 |
§6.1. Тенденции и перспективы развития алкогольной розницы |
39 |
§6.2. Изменения в законодательстве |
40 |
§6.3. События на рынке алкомаркетов, консолидация рынка |
45 |
Перечень приложений к отчету; количество и названия таблиц, диаграмм, графиков:
Отчет содержит 16 таблиц и 7 диаграмм
Таблицы:
Таблица 1. Количество розничных точек, продающих алкоголь в России, тыс. шт.
Таблица 2. Объем производства алкогольной продукции в России по основным категориям, тыс. л.
Таблица 3. Рейтинг крупнейших розничных сетей в России по объему выручки.
Таблица 4. Рейтинг FMCG-сетей в России по темпам роста магазинов.
Таблица 5. Крупнейших алкомаркеты в России.
Таблица 6. Крупнейших алкомаркеты в России.
Таблица 7. Топ-5 крупнейших алкомаркетов в России.
Таблица 8. Количество магазинов сети «Красное и белое» в России, шт.
Таблица 9. Выручка сети «Красное и белое» в России, млрд. руб.
Таблица 10. Количество магазинов сети «Бристоль» в России, шт.
Таблица 11. Выручка сети «Бристоль» в России, млрд. руб.
Таблица 12. Количество магазинов сети «Арыш мае» в России, шт.
Таблица 13. Выручка АО «Татспиртпром» в России, млрд. руб.
Таблица 14. Объем производства алкогольной продукции в России по категориям, тыс. дкл.
Таблица 15. Объем производства алкогольной продукции по категориям в России, млн. руб.
Таблица 16. Объем производства алкогольной продукции по субъектам РФ в России, тыс. дкл.
Диаграммы:
Диаграмма 1. Структура рынка продаж алкогольной продукции в России, % от натурального объема, тыс. точек
Диаграмма 2. Структура рынка специализированных алкогольных сетей в России, % стоимостного объема.
Диаграмма 3. Структура производства алкогольной продукции в России по категориям, % от натурального объема
Диаграмма 4. Объем и темп прироста производства алкогольной продукции в России, тыс. дкл.
Диаграмма 5. Структура производства алкогольной продукции в России по категориям, % от стоимостного объема
Диаграмма 6. Объем и темп прироста производства алкогольной продукции в России, млн. руб.
Диаграмма 7. Структура производства алкогольной продукции в России по субъектам РФ, % от натурального объема
Согласно результатам онлайн-опроса потребителей услуг логопедов, проведенного ГидМаркет, наиболее распространенным источником получения информации на исследуемом рынке выступают рекомендации друзей, коллег или семьи. Так ответили 37,6% респондентов. Таким образом, наиболее эффективным способом продвижения услуг логопеда остается так называемое «сарафанное радио», когда уже прошедшие курс обучения потребители делятся своими положительными отзывами и впечатлениями о конкретном специалисте со своими знакомыми или родственниками.
После взрывного роста, наблюдавшегося в 2023 году, в 2024 году темпы открытий новых заведений в России заметно снизились. Влияние на количественный рост рынка оказывает более сложная макроэкономическая ситуация, в том числе: высокая ставка ЦБ, дефицит кадров, снижение маржинальности на фоне инфляции, рост ставок по аренде и другие факторы.