Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ
Идея проекта: открытие хостела в Московской области, рассчитанного на кратковременное пребывание в деловых целях или транзитных целях, с предоставлением трансфера, питания, а также ряда дополнительных сопроводительных услуг.
Основные и дополнительные услуги:
Номерной фонд |
Набор постельного белья и полотенец Индивидуальные секции для хранения вещей (шкаф для одежды в 2-х местных номерах) Вешалка для одежды Вентилятор |
Душевая/санузел |
Общие душевые и санузлы Туалетная бумага Жидкое мыло |
Питание |
Наличие кухни для самостоятельного приготовления пищи |
Кухня |
Электроплита Холодильник Микроволновая печь Электрочайник Кухонные принадлежности Чистящие средства |
Лаундж зона |
Кондиционер Телевизор Настольные игры (бесплатно) |
Прачечная |
Стиральная машина Автоматическая сушка (за дополнительную плату) Сушки для одежды Утюг Гладильная доска |
Общие |
Трансфер от/до аэропорта (за дополнительную плату) WI-FI на всей территории хостела (бесплатно) Услуга «звонок-будильник» Сейф для хранения личных ценных вещей на ресепшен |
Рыночная ситуация:
1. Москва остается одним из наиболее популярных туристических направлений страны. В 2017 г. город принял *** млн. посетителей, на ***% выше показателей предыдущего года, при этом положительная динамика роста, как ожидается, сохранится и в 2018 г. Исходя из данных по потокам, при позиционировании хостела акцент должен быть сделан на российского потребителя (например, в процессе рекламной кампании и формировании ценовой политики).
2. Эконом-сегмент занимает долю в ***% в объеме номерного фонда на рынке Москвы и Московской области, ввод хостела является целесообразным.
3. В 2017 году по сравнению с показателем 2016 года вырос как в отношении ADR, так и в отношении RevPAR, а также показатель среднегодовой загрузки номерного фонда в Москве и Московской области. На сегодняшний день гостиничный бизнес остается одной из прибыльных сфер, несмотря на кризис и снижение покупательской способности населения.
4. За последние несколько лет отечественные туристы стали более чувствительными к цене, а зарубежные гости предпочитают больше тратить на развлечения, еду или покупки за пределами отеля, а не на проживание. Соответственно, в рамках проекта при планировании ценовой политики, необходимо учесть данный фактор и установить цену за номер\ночь в указанных пределах.
5. Как показал анализ booking.com, наибольшее предложение на гостиничном рынке Московской области составили апартаменты – ***, отели – ***, хостелов только ***. Соответственно открытие хостела можно считать целесообразным.
6. Преобладающими услугами на гостиничном рынке Московской области установлены:
Дополнительные услуги: ***.
Тип питания: ***.
Удобства в номерах: ***.
Данный перечень может быть принят как рекомендуемый в рамках проекта.
7. Чаще всего в хостелах проживают женщины, которые путешествуют в одиночку. Самый короткий срок на который останавливаются в московских хостелах составил *** дней в 2017 г. По составу отдыхающих в Москве и области наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества туристов, приезжающих по одному.
Конкурентное окружение: в рамках анализа конкурентной среды были рассмотрены *** объекта с позиционированием «хостел» (*** объекта) и «отель» (*** объекта).
Финансовые показатели проекта:
В бизнес-плане рассмотрено 2 варианта размещения хостела:
1. Аренда здания площадью 500 кв. м.
2. Аренда здания площадью 250 кв. м.
Показатель |
Ед. изм. |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
5 867 |
2 519 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
*** |
IRR |
% |
40% |
35% |
Срок окупаемости |
мес. |
37 |
40 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
*** |
Выдержки из исследования
Анализ туристических потоков Москвы и Московской области
Москва остается одним из наиболее популярных туристических направлений страны. В 2017 г. город принял *** млн. посетителей, на ***% выше показателей предыдущего года, при этом положительная динамика роста, как ожидается, сохранится и в 2018 г. (плановые показатели, озвученные Департаментом спорта и туризма столицы – *** млн. посетителей) в связи с проведением ЧМ-2018 по футболу.
Диаграмма 1. Динамика посетителей Москвы в 2014-2018 гг., млн. чел.
***
Динамика зарубежных посетителей напрямую зависит от внешних экономических и политических факторов, поэтому по сравнению с «пиковым» показателем 2014 года, когда количество зарубежных посетителей достигло *** млн. человек, в 2016 г. их количество сократилось на ***% – до *** млн. человек. Однако число россиян, прибывающих в Москву с различными целями, за тот же период увеличилось с *** до *** млн. человек (***%), что позволило обеспечить общий прирост показателя посещений за 2014-2016 гг. на ***%
Диаграмма 2. Динамика посещений Москвы зарубежными и российскими гражданами, 2013-2016 гг., млн. чел.
***
Аналогично снижению доли иностранных посещений, статистика размещений в коллективных средствах Москвы в 2016 г. показала сокращение доли зарубежных туристов – с 36% от всех размещенных в 2015 году (5,87 млн. чел.) до 31% (от 6,37 млн. чел.) в 2016 году.
Диаграмма 3. Спрос на гостиничное размещение в Москве и Московской области, 2014-2016 гг., млн. чел.
***
Столица Российской Федерации, а также политический и деловой центр страны, Москва традиционно демонстрирует характеристики спроса, типичного для бизнес-направления. Положительным фактором подобной структуры спроса, где доминирующая (до ***% ночевок в гостиницах современного качества) цель поездок, как индивидуальных, так и групповых – это служебная необходимость.
Диаграмма 4. Структура спроса посетителей, размещенных в московских гостиницах, 2014-2016 гг., %
***
На московские аэропорты традиционно приходится наибольшая доля внутренних и международных перевозок страны. Так, по результатам 2016 г. аэропорты Москвы обслужили *** млн. пассажиров, что, согласно данным Росавиации, составило ***% от всех коммерческих перевозок пассажиров в стране.
Диаграмма 5. Динамика пассажироперевозок, Московский Авиационный Узел, 2014-2016, млн. чел.
***
Анализ номерного фонда Москвы и Московской области
Согласно данным Федеральной Службы Государственной Статистики, а также информации мэрии Москвы, по состоянию на конец 2016 г. в Москве было официально зарегистрировано *** коллективных средств размещения, из них *** крупных (свыше 50 номеров) гостиниц и иных средств размещения, с суммарным номерным фондом в *** тыс. единиц.
Диаграмма 6. Динамика площадей номерного фонда, Москва и Московская область, 2014-2016, тыс. кв. м
***
Площадь номерного фонда имеет тенденцию к увеличению. По состоянию на конец 2016 г. гостиничный рынок современного стандарта Москвы включал в себя порядка *** тыс. номеров, а по результатам 2017 г., в случае своевременного завершения всех запланированных к вводу в эксплуатацию гостиничных проектов. предложение может увеличиться до *** тыс. номеров. Соответственно, большая часть остального номерного фонда столицы пока остается морально и/или физически устаревшей и не вполне соответствует ожидаемому уровню комфорта современного путешественника.
Согласно данным Cushman & Wakefield, в процессе открытия до 2020 года находится порядка *** тыс. гостиничных номеров, а до конца 2023 года – еще свыше *** тыс. номеров. В таблице ниже перечислены проекты, реализация которых ожидается в течение трех ближайших лет.
Диаграмма 7. Структура номерного фонда современного качества, Москва, %
***
Таблица 1. Гостиницы, намеченные к открытию, Москва, 2018-2020 гг., кол-во номеров
****
Средневзвешенный ADR в Москве увеличился за 2017 г. на ***%, приблизившись к *** тыс. руб., в то время как средняя загрузка рынка в целом выросла на *** п.п. В российской столице в 2017 году было занято ***% качественных номеров, что является самым высоким показателем как минимум за последние шесть лет. Все это дало прирост доходности на номер (RevPAR) на ***%, до *** тыс. руб.
При небольшом снижении загрузки (на *** п.п., до ***%) ADR в подмосковных отелях увеличился на ***% (до *** тыс. руб.), что в итоге привело к росту RevPAR на ***%, до *** тыс. руб.
Диаграмма 8. Динамика загрузки номерного фонда, Москва и Московская область, 2016-2017 гг., %
***
Диаграмма 9. Динамика ADR (средняя цена за номер/ночь), Москва и Московская область, 2016-2017 гг., тыс. руб.
***
Диаграмма 10. Динамика RevPAR (доходность за номер), Москва и Московская область, 2016-2017 гг., тыс. руб.
***
Верхний предел среднего сегмента занял лидирующее положение в Москве по загрузке – ***% в 2017 году, за ним следуют высокий и средний сегменты (***% и ***% соответственно). Самый незначительный рост количества занятых номеров был отмечен в отелях люксового сегмента: очевидно, гости зачастую предпочитают им более доступные отели верхнего предела высокого сегмента.
За последние несколько лет отечественные туристы стали более чувствительными к цене, а зарубежные гости предпочитают больше тратить на развлечения, еду или покупки за пределами отеля, а не на проживание. Средний сегмент стал единственным в Москве, который показал снижение ADR в 2017 году, – до *** тыс. руб. В то же время увеличение загрузки позволило этим отелям нарастить RevPAR на ***%. Верхний предел среднего, высокий и верхний предел высокого сегмента незначительно (в пределах ***%) увеличили тарифы, до *** тыс. руб., *** тыс. руб. и *** тыс. руб. соответственно. Самый значительный рост ADR на столичном рынке наблюдался в люксовом сегменте – на ***%; впервые показатель в нем достиг порогового значения *** тыс. руб. и перешагнул его (*** тыс. руб. по итогам года). Увеличение данного индекса привело к приросту RevPAR на ***%. Увеличение среднего тарифа в Московской области было особенно заметно в 1-м квартале 2017 г. (вероятно, из-за обширного предложения зимних развлечений в отелях), а также в сентябре, когда москвичи использовали «бархатный» сезон для коротких загородных поездок в непосредственной близости от города.
Целевая аудитория проекта
Одно из определений слова «хостел» – мини-гостиница эконом-класса говорит само за себя. В хостелы обычно заселяются туристы, несколько стесненные в денежных средствах, находящиеся в командировках, либо желающие провести отдых бюджетно, но в хорошей атмосфере.
Согласно статистическим данным сервиса онлайн-бронирования жилья TVIL.RU, чаще всего в хостелах проживают женщины, которые путешествуют в одиночку. Хотя в 2017 году в московских хостелах, в основном, останавливались мужчины. В московских хостелах преобладают мужчины (***% в 2017 году).
Средняя стоимость проживания относительно 2016 г. года в увеличилась в Москве – на ***%. Также наблюдается снижение продолжительности отдыха в хостелах: на наиболее короткий срок останавливаются в московских хостелах (*** дней в 2017 г.). По составу отдыхающих в Москве наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества туристов, приезжающих по одному.
Диаграмма 11. Состав отдыхающих в хостелах, Москва, 2017 г., %
***
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме проекта |
6 |
Раздел 1. Описание проекта |
8 |
1.1. Суть и концепция проекта |
8 |
1.2. Основной и дополнительный набор услуг |
10 |
Раздел 2. Анализ рынка |
12 |
2.1. Анализ туристических потоков Москвы и Московской области |
12 |
2.2. Анализ номерного фонда Москвы и Московской области |
15 |
2.3. Предложение на рынке гостиничных услуг г. *** |
20 |
2.4. Целевая аудитория проекта |
23 |
ВЫВОД по результатам анализа рынка |
24 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
26 |
ВЫВОД по конкурентному окружению |
34 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
35 |
4.1. Landing page |
35 |
4.2. Онлайн-бронирование и шлюз оплат |
35 |
4.3. Площадки-агрегаторы |
36 |
4.4. Сообщества в социальных сетях |
38 |
4.5. Контекстная реклама |
39 |
Раздел 5. Организационно-производственный план |
40 |
5.1. Вариант 1: покупка и ремонт помещения |
40 |
5.1.1. Помещение |
40 |
5.1.2. Оборудование и инвентарь |
41 |
5.1.3. Персонал |
43 |
5.2. Вариант 2: аренда помещения |
43 |
5.2.1. Помещение |
43 |
5.2.2. Оборудование и инвентарь |
44 |
5.2.3. Персонал |
45 |
Раздел 6. Финансовый план |
47 |
6.1. Допущения, принятые для расчетов |
47 |
6.2. Сезонность |
49 |
6.3. Цены |
50 |
6.4. Объемы реализации |
50 |
6.5. Выручка |
51 |
6.6. Персонал |
52 |
6.7. Затраты |
52 |
6.8. Налоги |
53 |
6.9. Инвестиции |
53 |
6.10. Капитальные вложения |
55 |
6.11. Отчет о прибыли и убытках |
56 |
6.12. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC |
58 |
6.13. Отчет о движении денежных средств |
60 |
6.14. Показатели экономической эффективности |
61 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
65 |
7.1. Анализ чувствительности |
65 |
7.2. Анализ безубыточности |
73 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
76 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Динамика посетителей Москвы в 2014-2018 гг., млн. чел. |
12 |
Диаграмма 2. Динамика посещений Москвы зарубежными и российскими гражданами, 2013-2016 гг., млн. чел. |
13 |
Диаграмма 3. Спрос на гостиничное размещение в Москве и Московской области, 2014-2016 гг., млн. чел. |
14 |
Диаграмма 4. Структура спроса посетителей, размещенных в московских гостиницах, 2014-2016 гг., % |
14 |
Диаграмма 5. Динамика пассажироперевозок, Московский Авиационный Узел, 2014-2016, млн. чел. |
15 |
Диаграмма 6. Динамика площадей номерного фонда, Москва и Московская область, 2014-2016, тыс. кв. м |
16 |
Диаграмма 7. Структура номерного фонда современного качества, Москва, % |
17 |
Диаграмма 8. Динамика загрузки номерного фонда, Москва и Московская область, 2016-2017 гг., % |
18 |
Диаграмма 9. Динамика ADR (средняя цена за номер/ночь), Москва и Московская область, 2016-2017 гг., тыс. руб. |
19 |
Диаграмма 10. Динамика RevPAR (доходность за номер), Москва и Московская область, 2016-2017 гг., тыс. руб. |
19 |
Диаграмма 11. Структура размещения по ценовому диапазону, г. ***, % |
21 |
Диаграмма 12. Состав отдыхающих в хостелах, Москва, 2017 г., % |
23 |
Диаграмма 13. Стратегическая конкурентная канва по неценовым параметрам |
33 |
Диаграмма 14. Стратегическая конкурентная канва по ценовому параметру, средняя цена руб./сутки/чел. |
34 |
|
|
Рисунки |
|
Рисунок 1. Номерной фонд *** |
27 |
Рисунок 2. Номерной фонд *** |
29 |
Рисунок 3. Номерной фонд *** |
30 |
Рисунок 4. Номерной фонд *** |
31 |
Рисунок 5. Расположение конкурентных объектов |
32 |
Таблицы |
|
Таблица 1. Номерной фонд хостела |
8 |
Таблица 2. Оборудование номерного фонда |
9 |
Таблица 3. Основные и дополнительные услуги |
11 |
Таблица 4. Гостиницы, намеченные к открытию, Москва, 2018-2020 гг., кол-во номеров |
17 |
Таблица 5. Типичные услуги и удобства гостиниц, г. *** |
22 |
Таблица 6. Профиль конкурентного проекта *** |
26 |
Таблица 7. Профиль конкурентного проекта «***» |
28 |
Таблица 8. Профиль конкурентного проекта *** |
29 |
Таблица 9. Профиль конкурентного проекта *** |
30 |
Таблица 10. Расчет конкурентной силы проектов |
33 |
Таблица 11. Тарифы ADHOTEL по регистрации хостела на площадках-агрегаторах |
37 |
Таблица 12. Помещения хостела (вариант 1) |
41 |
Таблица 13. Оборудование и инвентарь (вариант 1) |
41 |
Таблица 14. Штат персонала (вариант 1) |
43 |
Таблица 15. Помещения хостела (вариант 2) |
43 |
Таблица 16. Оборудование и инвентарь (вариант 2) |
44 |
Таблица 17. Штат персонала (вариант 2) |
46 |