В мае 2007 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка табачных изделий в России.
В последнее десятилетие на мировых рынках табачных изделий наблюдается стагнация, при этом объем российского рынка пусть и незначительными темпами, но увеличивается как в натуральном, так и в стоимостном выражении. При этом темпы роста объема рынка в стоимостном выражении опережают увеличение совокупного потребления табачных изделий в натуральном выражении, в первую очередь за счет расширения премиального сегмента, роста потребления более дорогих сигарет.
В настоящее время на табачном рынке РФ представлено около 350 семейств сигарет отечественного и иностранного производства. Продается около 900 разновидностей табачных марок. На территории РФ работают порядка 80 табачных предприятий. В отрасли напрямую заняты около 65 тыс. человек.
Что касается основных игроков, то на российском рынке конкурируют две группы производителей: транснациональные корпорации и компании второго эшелона. В первую входят Philip Morris, British American Tobacco, Japan Tobacco International, "Лиггетт-Дукат" (Gallaher Group). Компании первого эшелона контролируют более 80% рынка.
Ко второй группе относят "Донской табак", "Балканскую звезду" (Altadis), "Нево-табак", "Астру", "Усмань-табак", а также Погарскую, Бийскую и Канскую табачные фабрики. Второй эшелон традиционно специализируется на производстве дешевых марок.
Согласно различным оценкам, полученным нами от участников и специалистов рынка его объем в натуральном выражении в 2003 г. составлял от 300 до 330 млрд. сигарет, в стоимостном выражении порядка $5 млрд. Разброс оценок достаточно велик. По мнению Болтавина Александра, - директора по исследованиям DISCOVERY Research Group - в 2003 г. он составлял порядка 300-305 млрд. сигарет. В 2005 г. объем рынка табачных изделий, составил порядка 332-335 млрд. шт. или 210 млрд. руб. (порядка $ 7,6 млрд. по среднегодовому курсу доллара США в 2005 г.). Согласно другой оценке объем рынка сигарет в 2005 г. в стоимостном выражении составил $6,6 млрд., в натуральном - 405 млрд шт. (по нашему мнению, данная оценка отвечает скорее объему производства, нежели потребления). В 2006 г. объем рынка возрос до порядка 350 млрд. шт., что эквивалентно 230 млрд руб. (или примерно $8,5 млрд.).
Некоторые участниками рынка сообщают о темпах прироста объема рынка табачных изделий в России на уровне 1,5-2 % в последние годы. Они не согласуются с оценками изменения объемов рынка в последние годы. Мы полагаем, что темпы роста выше. По сравнению с 1995 г. объем потребления табачных изделий в натуральном выражении в 2006 г. увеличился почти на 40%. Средний темп прироста в год не превышал 3 %. Однако, как мы считаем, в последние годы он был особенно велик (7,5-8,5 %).
В настоящее время в России наблюдается перепроизводство табачной продукции. Потребляется меньше, чем производится. Кроме того, темпы роста потребления сигарет меньше темпов их производства на протяжении последних лет.
По объему производства табачных изделий лидируют США, Китай и Россия. По данным ассоциации "Табакпром", объем производства табачных изделий в 2006 г. составил 413,884 млрд. шт., в 2005 г. - 404,743 млрд. шт. В 2006 г. было импортировано12 млрд сигарет.
Цель исследования
Описать текущее состояние и перспективы развития российского рынка табачных изделий.
Задачи исследования
1. Определить объем и темпы роста рынка табачных изделий в России.
2. Определить объем и темпы роста производства табачных изделий в России.
3. Определить объем импортно-экспортных операций на российском рынке табачных изделий.
4. Охарактеризовать тенденции и перспективы развития рынка табачных изделий в России.
5. Выявить факторы роста и торможения рынка табачных изделий в России.
6. Охарактеризовать сегменты рынка табачных изделий в России.
7. Описать положение участников рынка: производителей и дистрибьюторов. Описать уровень конкуренции.
8. Охарактеризовать деятельность основных участников рынка табачных изделий: ключевые показатели работы, планы развития.
9. Определить изменения в нормативно-правовой базе, регулирующей деятельность хозяйствующих субъектов рынка. Описать влияние изменений в законодательстве на текущее состояние и развитие рынка.
10. Описать уровень цен на российском рынке табачных изделий.
11. Определить характеристики и предпочтения потребителей табачных изделий в России.
Объект исследования
Российский рынок табачных изделий.
Метод сбора данных
Мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров рынка; Интернет; материалов маркетинговых и консалтинговых компаний; результаты исследований DISCOVERY Research Group.
Метод анализа данных
Традиционный контент-анализ документов.
Информационная база исследования
1. Печатные и электронные, деловые и специализированные издания.
2. Ресурсы сети Интернет.
3. Материалы компаний.
4. Аналитические обзорные статьи в прессе.
5. Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.
6. Экспертные оценки.
7. Интервью с производителями и другими участниками рынка.
8. Материалы отраслевых учреждений и базы данных.
9. Базы данных Discovery Research Group.
Список таблиц и диаграмм 7
Резюме 9
ГЛАВА 1. Технологические характеристики исследования 11
Цель исследования 11
Задачи исследования 11
Объект исследования 11
Метод сбора данных 11
Метод анализа данных 12
Информационная база исследования 12
ГЛАВА 2. Объем и темпы роста российского рынка табачных изделий 13
Глава 3. Объем и темпы роста производства табачных изделий в России 17
§ 1. Объем производства табачных изделий 17
§ 2. Темпы роста производства табачных изделий 20
§ 3. Экспорт 21
§ 4. Импорт 21
ГЛАВА 4. Тенденции и перспективы развития рынка табачных изделий 23
Снижение спроса на табачные изделия 23
Смещение спроса в сторону более качественных и дорогих сигарет 23
Стратегии развития производителей в условиях перепроизводства табачной продукции 24
Консолидация отрасли 25
Расширение периферийной дистрибуции 25
Глава 5. Сегменты рынка табачных изделий 27
§ 1. Сегменты рынка по цене. Продуктовые сегменты рынка. 27
§ 2. Продуктовые сегменты нишевых продуктов: сигары, сигариллы и другие нишевые продукты 33
Торговые марки сигар, представленных на российском рынке 33
Торговые марки сигарилл, представленных на российском рынке 34
Торговые марки трубочного табака, представленного на российском рынке 34
Торговые марки курительного табака, представленного на российском рынке 34
Глава 6. Положение компаний-производителей на рынке табачных изделий в России: уровень конкуренции 37
§ 1. Производители 37
§ 2. Дистрибьюторы 40
ГЛАВА 7. Факторы роста и торможения рынка табачных изделий 41
ГЛАВА 8. Участники рынка табачных изделий в России: ключевые показатели работы, среднесрочные планы развития, характеристика деятельности 44
§ 1. Philip Morris International 44
Показатели работы компании 44
Продукты компании по сегментам рынка 45
Доли марок табачных изделий компании на российском рынке 45
Планы компании по освоению новых сегментов рынка 45
Рестайлинг продуктов компании 46
Вывод новых продуктов на рынок 46
§ 2. British American Tobacco 48
Показатели работы компании 48
Доли марок табачных изделий компании на российском рынке 49
Маркетинговая политика компании 50
Рестайлинг продуктов компании 51
Объем инвестиций в развитие новых производств 52
§ 3. Japan Tobacco International 52
Показатели работы компании 52
Планы по увеличению объемов производства табачных изделий в России 53
Japan Tobacco приобрела компанию Gallaher: влияние сделки на расстановку сил в России и мире 54
Доли марок табачных изделий компании на российском рынке 55
Вывод новых продуктов на рынок 56
Объем инвестиций в развитие новых производств 58
§ 4. Gallaher 58
Показатели работы компании 58
Доля компании на российском рынке 59
Рестайлинг продуктов компании 60
Вывод новых продуктов нарынок 60
§ 5. Altadis 61
Показатели работы компании 61
Доля компании на российском рынке 62
Планы компании по освоению новых сегментов рынка 62
Стратегией развития компании в среднесрочной перспективе 62
§ 6. Korea Tobacco & Ginseng 63
Доли марок табачных изделий компании на российском рынке 63
Маркетинговая политика компании 64
Планы компании по освоению новых сегментов рынка и выводу новых продуктов 64
§ 7. Natural Tobacco 65
§ 8. Imperial Tobacco 65
§ 9. Нево-табак 66
Отечественные производители сигарет 66
Показатели работы компании 67
Инвестиционная программа компании совместно с UFG Private Equity 67
Доля компании на рынке 68
Планы компании по освоению новых сегментов рынка совместно с American Cigarette Tobacco Company 68
§ 10. Погарская сигаретно-сигарная фабрика 69
§ 11. «Балтийская табачная фабрика» 71
§ 12. «Донской табак» 72
Показатели работы компании 72
Планы компании по освоению новых сегментов рынка совместно с Innovation Tobacco Company 72
ГЛАВА 9. Изменения в нормативно-правовой базе, регулирующей деятельность хозяйствующих субъектов рынка. 74
Объем взимаемых акцизов на табачную продукцию, производимую на территории России в 2006-2007 гг. 74
Система взимания табачных акцизов, действовавшая в России в 2006 г. 74
Система взимания табачных акцизов, вступившая в силу 2007 г. 74
Правила формирования розничных цен на табачные изделия, вступившие в силу в 2007 г. 76
Последствия от ввода в действие новой системы взимания табачных акцизов 77
Влияние закона «Об ограничении курения табака» на положение курильщиков 79
ГЛАВА 10. Уровень цен на табачные изделия в России и других странах мира 80
ГЛАВА 11. Характеристики потребителей табачных изделий 84
ГЛАВА 12. Действия правительств различных стран мира и общественных организаций по ограничению потребления табачных изделий 87
§ 1. Борьба с курением: конвенция по контролю за оборотом табачных изделий 87
§ 2. Развитие «бездымного» сектора табачного рынка 91