По оценкам «Эксперта РА», в 2011 году объем рынка розничного страхования достиг рекордной
величины – 310 млрд рублей, однако удельный вес расходов на страхование в доходах населе -ния был ниже показателя 2007 года . Вынужденные работать в условиях жесткой конкуренции и
высокой убыточности страховщики делают ставку на сервис, технологии и новые рыночные ниши .
В случае нового витка кризиса страховая розница упадет сильнее, чем корпоратив . Ситуация будет
осложняться тем, что законодательные новации в сфере защиты прав потребителей не позволят
страховщикам управлять убыточностью и ликвидностью, задерживая и занижая выплаты .
Болезненное лечение: принятие мер по защите прав застрахованных станет шоковой те-рапией для российского страхового рынка. Страховые компании потеряют важный инструмент
управления ликвидностью . В случае начала кризиса розничные страховщики не смогут безнаказан -но задерживать выплаты или не платить по спорным случаям, так как за этим сразу последуют пу -бликации числа жалоб на сайте ФСФР, штрафы, резкий рост судебных разбирательств . Принятие
этих мер еще больше осложнит положение компаний, работающих в условиях ужесточения конку -ренции, высокой волатильности рынка розничного страхования и на грани фола по достаточности
резервов . Таким образом, следствием этого может стать рост числа банкротств страховых компа -ний и невыплат по страховым случаям . По мнению «Эксперта РА», ужесточение требований к каче -ству урегулирования убытков должно идти параллельно с введением актуарного аудита и повыше -нием эффективности надзора . Еще одной важной мерой по развитию рынка розничного страхования
должно стать введение налоговых льгот в страховании жизни .
Большая амплитуда: по сравнению с рынком в целом, розничный сегмент будет расти бы -стрее при реализации оптимистичного сценария и сильнее замедлится в случае негативного
сценария. В 2011 году объем рынка розничного страхования составил 310 млрд рублей, увеличив -шись по сравнению с 2010 годом на 20% . До сих пор на российском розничном рынке сохраняется
перекос в сторону автострахования . В 2011 году доля этого сегмента составляла порядка 70% .
Доля прочих видов, связанных с банкострахованием, увеличилась до 20% (с 5% в 2005 году) . Доля
оставшихся видов (в том числе страхования имущества физических лиц, страхования выезжающих
за рубеж, ДМС) оставалась неизменной (10-12%) на протяжении 7 лет .
По прогнозам «Эксперта РА», при сохранении стабильности макроэкономических показателей в
2012 году темпы прироста взносов по розничному страхованию составят 20-22%, объем рынка –
375 млрд рублей . В противном случае темпы прироста взносов по розничному страхованию соста -вят 10-12%, а их совокупная величина не превысит 345 млрд рублей .
Бежать, чтобы оставаться на месте: несмотря на внушительный рост взносов и скачок
в развитии розничной инфраструктуры, удельный вес расходов населения на страхование
снизился по сравнению с 2007 годом. В среднем в 2011 году один житель России потратил на
страхование 2 163 рубля, что равносильно, например, двум билетам в театр . Ситуация изменится
лишь в случае введения налоговых льгот в накопительном страховании жизни . В 2011 году с
покупкой Сбербанком страховщика жизни появились предпосылки развития сегмента life в России .
Основания для этого: мощный лоббистский ресурс Сбербанка, огромная клиенская база и большой
кредит доверия от населения . По прогнозам «Эксперта РА», в случае введения налоговых льгот и
при отсутствии макроэкономических шоков, объем взносов по страхованию жизни уже в 2014 году
может достигнуть 100 млрд рублей (в 2011 году – 27 млрд рублей) .