Одной из особенностей обувной отрасли является наличие в ней большого объема нелегального производства и импорта. По оценке «Экспресс-Обзор», объем рынка обуви с учетом «теневого» сектора в натуральном выражении по итогам 2007 года увеличился на 15,1%. В стоимостном выражении продажи обуви составили почти 435 млрд. руб.
В настоящее время обувь на российском рынке в основном импортная. Отечественные производители по итогам 2007 года удовлетворили рыночный спрос только на 10%, что даже меньше аналогичного показателя 2006 года.
Примечательно, что в 2007 году официальное производство в натуральном выражении было почти в два раза меньше реального. Хорошо виден процесс легализации рынка, т.к. еще в 2004 году контрафактная продукция составляла чуть больше 2/3 рынка.
Мужская обувь традиционно занимает первое место в структуре производства российской обуви - 45% от общего выпуска по итогам 2007 года. Отчасти это объясняется тем, что одним из заказчиков обувной промышленности являются государственные структуры, среди которых Вооруженные силы, МВД. На втором месте по объемам выпуска - женская обувь, на третьем - детская.
Стоит отметить, что эти цифры значительно отличаются от структуры покупок обуви. Так, в 2007 году почти половина всех продаж обуви в натуральном выражении пришлась на женскую обувь, на втором месте оказалась детская обувь и только на третьем - мужская.
Большая часть обуви в 2007 году была произведена в 2-х федеральных округах: Центральном ФО (40,4%) и Южном ФО (30,5%). Основным поставщиком обуви в Россию в 2007 году стал Китай - 82% в натуральном и около 71% в стоимостном выражении от всего импорта. Дешевизна - главное конкурентное преимущество китайской продукции. Заметными производителями обуви является также Италия, Турция и Германия.
Основной тенденцией российского рынка обуви последних трех лет является его «обеление». С 2004 по 2007 гг. доля контрафакта на нем снизилась почти на 20 п.п. в натуральном выражении.
Рынок обуви остается малоизученным и достаточно закрытым, т.к. слабо консолидирован. Ни один игрок из десятки лидеров не занимает в настоящее время более 1% рынка. Помимо этого, одной из проблем рынка является то, что в России крайне мало популярных обувных брендов. По сути, на федеральном уровне потребителям известны только «Ecco» и «Ralf Ringer», а в Сибири - бренд «Вестфалика». Существуют в обувной промышленности и трудности с сырьем. А проблема отсутствия качественных комплектующих отечественного производства является фактором, увеличивающим стоимость отечественной продукции.
В ближайшие два года темп прироста рынка обуви будет снижаться, и составит по итогам 2009 года 9% в натуральном выражении, что говорит о постепенном насыщении рынка. В 2007 году степень насыщенности рынка, по оценке «Экспресс-Обзор», составила 70%.
Исследование рынка обуви включает в себя 6 основных частей:
По каждому сегменту рынка обуви дан прогноз на 2008-2009 гг.
Более подробное содержание каждой части приведено в оглавлении.
Методология:
АННОТАЦИЯ | 2 | |||
О КОМПАНИИ "ЭКСПРЕСС-ОБЗОР" | 4 | |||
ОГЛАВЛЕНИЕ | 5 | |||
РЫНОК ОБУВИ | 9 | |||
| ВВЕДЕНИЕ | 9 | ||
| ПРОИЗВОДСТВО | 10 | ||
|
| Основные тенденции в производстве сырья | 10 | |
|
| Динамика производства 2004-2009 (данные официальной статистики) | 11 | |
|
| Структура по товарным группам 2004-2009 | 11 | |
|
|
| Резиновая, валяная и фетровая, кожаная обувь | 11 |
|
|
| Мужская, женская, детская обувь | 13 |
|
| Региональная структура производства 2005-2007 (данные официальной статистики) | 13 | |
|
| Рейтинг крупнейших производителей 2006 | 14 | |
|
| Проблемы, особенности и положение российского производства | 16 | |
|
| Преимущества отечественных производителей | 18 | |
|
| Преимущества зарубежных производителей | 18 | |
|
| Меры для восстановления обувной отрасли | 19 | |
| ЭКСПОРТ | 20 | ||
|
| Динамика объема экспорта 2003-2009 (данные официальной статистики) | 20 | |
|
| Структура экспорта по товарным группам 2003-2008 (данные официальной статистики) | 20 | |
|
|
| В натуральном выражении | 20 |
|
|
| В стоимостном выражении | 21 |
|
| Направления российского экспорта (по странам) 2003-2007 | 23 | |
| ИМПОРТ | 24 | ||
|
| Динамика объема импорта 2003-2009 (данные официальной статистики) | 24 | |
|
| Структура импорта по товарным группам 2003-2008 (данные официальной статистики) | 25 | |
|
|
| В натуральном выражении | 25 |
|
|
| В стоимостном выражении | 26 |
|
| Страны-поставщики 2003-2007 | 28 | |
| ОБЪЕМ РЫНКА | 30 | ||
|
| Динамика объема рынка 2004-2009 | 30 | |
|
|
| С учетом "теневого сектора" | 30 |
|
|
| Без учета "теневого сектора" (на основе данных официальной статистики) | 31 |
|
| Потенциальная емкость | 32 | |
|
| Основные тенденции | 32 | |
|
| Структура рынка по товарным группам (мужская, женская, детская) 2005-2007 | 33 | |
|
| Региональная структура рынка (г. Москва и другие регионы) 2004-2009 | 34 | |
|
| Структура рынка (импортная/отечественная продукция) 2004-2009 | 34 | |
|
| Основные каналы дистрибуции | 35 | |
|
| Потребительские предпочтения на рынке обуви | 37 | |
|
| Перспективы развития рынка | 38 | |
| СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ | 40 | ||
|
| Цены производителей 2003-2008 | 40 | |
|
| Потребительские цены 2003-2008 | 42 | |
| ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ИГРОКОВ | 43 | ||
|
| Основные события (слияния/поглощения) 2004-2008 | 43 | |
|
| Факторы, влияющие на уровень конкуренции | 44 | |
|
| Сравнительная характеристика основных игроков | 45 | |
| ОСНОВНЫЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЫНКА | 57 | ||
| ПРИЛОЖЕНИЕ | 58 | ||
|
| Курс доллара и численность населения РФ | 58 | |
|
| Основные определения и допущения | 58 | |
|
| Классификация рынка обуви (ОКП) | 58 | |
|
| Классификация рынка обуви (ТН ВЭД) | 59 | |
|
| Оценки экспертов, использованные в исследовании | 60 |