В мае 2007 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило проведение исследования рынка консалтинговых услуг в России.
В настоящее время на рынке консалтинговых услуг в России действует около 3000 игроков. Спектр оказываемых услуг достаточно широк. Традиционно выделяют следующие сектора рынка консалтинговых услуг: IT-консалтинг, налоговый консалтинг, стратегический консалтинг, оценочная деятельность, финансовый консалтинг, юридический консалтинг, управление персоналом, производственный консалтинг, маркетинговый консалтинг. По итогам 2005 года, объем рынка консалтинговых услуг, по разным оценкам, составил $1-1,3 млрд. По оценкам специалистов DISCOVERY Research Group, в 2006 году объем рынка консалтинговых услуг в России составил $1,65-1,85 млрд.
За 2006 год совокупная выручка крупнейших консалтинговых групп России (без компаний "большой четверки") увеличилась на 39-40 % и приблизилась к 50 млрд. руб.
Российский рынок консалтинговых услуг России постоянно изменяется. Происходит перераспределение долей рынка. В 2006 году продолжил свое развитие сектор ИТ-консалтинга, однако темпы роста, по сравнению с предыдущими периодами, замедлились. В 2006 году выручка консультантов, специализирующихся на разработке и системной интеграции, увеличилась всего на 20,5% (в 2005 году этот показатель составил 127%, а в 2004 г. - 110%). Управленческий консалтинг в области ИТ продемонстрировал рост в 61% (против 46% годом ранее). Таким образом, за год доля ИТ-консалтинга на рынке консалтинговых услуг России выросла до 56%.
По мнению специалистов, в 2006 году значительно вырос спрос на проекты, направленные на оптимизацию структуры управления с целью сделать ее более прозрачной и привлекательной для инвесторов. В связи с этим, получили развитие отрасли финансового консалтинга и оценочной деятельности. Выручка компаний, специализирующихся на финансовом консалтинге за год увеличилась на 21,5%, что почти на десять процентных пунктов больше, чем годом ранее. Интерес компаний к оценочной деятельности в связи с ростом количества слияний, поглощений, продажи бизнеса и переоценки собственности.
Следует отметить, что в стране намечается тенденция интеграции различных секторов консалтингового рынка. В последнее время этот процесс все чаще наблюдается в стратегическом, операционном и ИТ-консалтинге. Это связано с возросшими потребностями клиентов, а также их желанием получить комплексное исследование "под ключ".
Среди основных тенденций общероссийского рынка консалтинга можно назвать смену ориентации консалтинговых компаний на средний и мелкий бизнес, региональное расширение крупных компаний, проникновение международных компаний на региональные консалтинговые рынки России. Также эксперты отмечают тенденцию вытеснения мелких компаний с рынка более крупными. Таким образом, по некоторым прогнозам, в краткосрочной перспективе рост количества консалтинговых компаний значительно замедлится.
Цель исследования
Описать состояние российского рынка консалтинговых услуг.
Задачи исследования
1. Определить ключевые показатели мирового рынка консалтинговых услуг.
2. Описать общую ситуацию на российском рынке консалтинговых услуг.
3. Определить ключевые показатели рынка консалтинговых услуг в России:
4. Определить ключевые показатели сегментов рынка консалтинговых услуг:
5. Описать возможные барьеры входа на рынок консалтинговых услуг
6. Определить тенденции, перспективы развития и факторы роста рынка.
7. Описать состояние региональных рынков консалтинговых услуг.
8. Охарактеризовать деятельность основных отечественных и зарубежных участников рынка консалтинговых услуг в России по следующим показателям:
9. Охарактеризовать условия и причины слияний и поглощений консалтинговых компаний
10. Охарактеризовать причины и цели использования консалтинговых услуг.
11. Описать и классифицировать основные виды консалтинговых услуг.
12. Описать маркетинговые аспекты предоставления консалтинговых услуг.
Объект исследования
Российский рынок консалтинговых услуг.
Метод сбора данных
Мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров рынка; Интернет; материалов маркетинговых и консалтинговых компаний; результаты исследований DISCOVERY Research Group.
Метод анализа данных
Традиционный контент-анализ документов.
Информационная база исследования
1. Печатные и электронные деловые и специализированные издания.
2. Ресурсы сети Интернет
3. Материалы компаний.
4. Аналитические обзорные статьи в прессе.
5. Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.
6. Экспертные оценки.
7. Интервью с производителями и другими участниками рынка.
8. Материалы отраслевых учреждений и базы данных.
9. Базы данных Discovery Research Group.
СПИСОК ТАБЛИЦ И ДИАГРАММ 7
РЕЗЮМЕ 12
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 14
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 14
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 14
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 14
МЕТОД СБОРА ДАННЫХ 14
МЕТОД АНАЛИЗА ДАННЫХ 15
ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ 15
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ 16
§ 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЫНКА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ 16
§ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ 17
1. Общее управление 17
2. Административное управление 18
3. Финансовое управление 18
4. Управление кадрами 18
5. Маркетинг 20
6. Производство 21
7. Информационные технологии 23
8. Специализированные консалтинговые услуги 23
§ 3. ВИДЫ КОНСАЛТИНГОВЫХ КОМПАНИЙ 26
ГЛАВА 3. МАРКЕТИНГОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ 28
§ 1. ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ 28
§ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДАЖ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ 29
§ 3. ФУНКЦИИ ДЕПАРТАМЕНТА МАРКЕТИНГА В КОНСАЛТИНГОВЫХ КОМПАНИЯХ 34
§ 4. СОЗДАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ НА РЫНКЕ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ 36
§ 5. СОЗДАНИЕ ТОРГОВОЙ МАРКИ В КОНСАЛТИНГЕ 37
§ 6. ПРОДВИЖЕНИЕ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ 40
Реклама в печатных изданиях 40
Реклама в справочниках 41
Реклама в информационных системах 41
Наружная реклама 42
Реклама в Internet 42
Direct mail 43
Спонсорская деятельность 44
§ 7. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ 44
Повременная оплата 46
Фиксированная (недифференцированная) оплата 48
Процент от стоимости объекта консультирования или результата 48
Комбинированная оплата 49
ГЛАВА 4. МИРОВОЙ РЫНОК КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ 50
§ 1. КОНСАЛТИНГ КАК ОТРАСЛЬ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 50
§ 2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МИРОВОГО РЫНКА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ 52
§ 3. СЕГМЕНТЫ МИРОВОГО РЫНКА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ 54
Рынок финансового консалтинга 54
Рынок стратегического консалтинга 57
Рынок IT-консалтинга 60
Рынок HR-консалтинга 61
ГЛАВА 5. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ 64
§ 1. ОБЪЕМ И ТЕМПЫ РОСТА РЫНКА 64
§ 2. БАРЬЕРЫ ВХОДА НА РЫНОК 70
§ 3. ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ФАКТОРЫ РОСТА РЫНКА 71
ГЛАВА 6. КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СЕГМЕНТОВ РЫНКА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ В РОССИИ: ОБЪЕМ, ТЕМПЫ РОСТА, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ, ПЛАНЫ КОМПАНИЙ 77
Стратегическое планирование и организационное развитие 83
Финансовое управление 87
Управление персоналом и его подбор 89
Маркетинг и отношения с общественностью 95
Политический консалтинг 100
Организация производства товаров и услуг 105
Налоговый консалтинг 107
Юридический консалтинг 110
Оценочная деятельность 113
Управленческий консалтинг 118
IT-консалтинг 121
ГЛАВА 7. РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ В РОССИИ 128
§ 1. РЫНОК КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ УРАЛО-ЗАПАДНОСИБИРСКОГО РЕГИОНА 128
§ 2. РЫНОК КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ СИБИРСКОГО РЕГИОНА 133
Рынок консалтинговых услуг Новосибирской области 138
§ 3. РЫНОК КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ ПОВОЛЖСКОГО РЕГИОНА 140
§ 4. РЫНОК КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО РЕГИОНА 145
ГЛАВА 8. КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕДУЩИХ КОНСАЛТИНГОВЫХ КОМПАНИЙ В РОССИИ: ВЫРУЧКА, ПРИБЫЛЬ, ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ 148
§ 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ КОНСАЛТИНГОВЫХ КОМПАНИЙ 148
IBM Business Consulting Services 148
SAP AG 150
PricewaterhouseCoopers 151
McKinsey & Company 151
Accenture 152
Monitor Group 152
The Boston Consulting Group 153
Roland Berger Strategy Consultants 155
Gallup Organization 156
§ 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ 157
IBS 157
«Компьюлинк» 158
OXS 159
КГ «РОЭЛ Консалтинг» 160
ОАО "Объединенные Консультанты "ФДП" 161
Ай-Теко 162
АКГ «РСМ Топ-Аудит» 163
Корпорация «Галактика» 163
TopS Business Integrator 164
Компания «АйТи» 165
КРОК 166
ИКТ-КОНСАЛТ 167
ФБК 168
МАГ КОНСАЛТИНГ 168
ITem 169
«ЭКОПСИ Консалтинг» 169
«Пепеляев, Гольцблат и партнеры» 170
"Борлас" 170
§ 3. СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ НА РЫНКЕ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ 173
IBM и Pricewaterhouse Consulting 173
BKG и «Аксион Консалтинг» 173
RSM McGladrey Inc и American Express 174
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ВИДЫ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ СОГЛАСНО КЛАССИФИКАЦИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СПРАВОЧНИКА-УКАЗАТЕЛЯ КОНСУЛЬТАНТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ 176
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ЮРИДИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЦЕССА ОКАЗАНИЯ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ 179
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. КРУПНЕЙШИЕ АУДИТОРСКО-КОНСАЛТИНГОВЫЕ ГРУППЫ ПО ИТОГАМ 2005 ГОДА 183
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. СТРУКТУРА РЫНКА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ В 2003- 2005 ГГ. 185
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. РЕЙТИНГ КОНСАЛТИНГОВЫХ КОМПАНИЙ УРАЛО-ЗАПАДНОСИБИРСКОГО РЕГИОНА, 2005 Г. 186
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. ЛИДЕРЫ НА РЫНКЕ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ УРАЛО-ЗАПАДНОСИБИРСКОГО РЕГИОНА ПО ВИДАМ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ, 2005 Г. 188
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. РЕЙТИНГ КОНСАЛТИНГОВЫХ КОМПАНИЙ СИБИРСКОГО РЕГИОНА ПО ИТОГАМ 2005 ГОДА. 191
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. ЛИДЕРЫ СИБИРСКОГО РЕГИОНА ПО ВИДАМ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ ПО ИТОГАМ 2005 Г. 194
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. ЛИДЕРЫ НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЙ КОНСАЛТИНГА В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ РЕГИОНЕ, 2005 Г. 196
ПРИЛОЖЕНИЕ 10. ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕДУЩИХ 15 КОНСАЛТИНГОВЫХ КОМПАНИЙ В 1-ОМ ПОЛУГОДИИ 2005 ГОДА 197
ПРИЛОЖЕНИЕ 11. ВЫРУЧКА АУДИТОРСКО-КОНСАЛТИНГОВЫХ ГРУПП, ПОЛУЧЕННАЯ ОТ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В ОБЛАСТИ МСФО 199