В 2014 году доля автострахования в сегменте «директ» снизилась до 48%, в то время как по итогам 2013 года эта цифра составляла 50%, а в 2008 году - более 95% взносов директ-страхования приходилась на страхование автокаско, ДСАГО и ОСАГО, говорится в исследовании «Директ-страхование в России в 2014 году: избавление от моторов», подготовленном рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА»). В настоящий момент доля автострахования является минимальной за всю историю директ-страхования в России.
Объем сегмента директ-страхования в 2014 году составил 6,6 млрд рублей (5,5 млрд рублей в 2013 году). Таким образом, доля сегмента составила лишь 0,7% от общего объема страхового рынка (988 млрд рублей). Однако темпы прироста сегмента (20%) значительно опережают темпы прироста рынка в целом (9,2% за 2014 год). Под директ-страхованием понимается дистанционная продажа полисов страхования через Интернет или колл-центр без участия посредников – страховых агентов. По оценкам RAEX («Эксперт РА»), в настоящее время количество компаний на рынке, занимающихся директ-страхованием, не превышает 40, а некоторые из них пока еще не ввели отдельный учет данного сегмента.
«Рост сегмента директ-страхования на 20% в 2014 году в сравнении с 2013 годом обеспечили страхование выезжающих за рубеж (+270 млн рублей), страхование автокаско (+230 млн рублей) и ДМС (+220 млн рублей), – отмечает Алексей Янин, директор по страховым рейтингам RAEX («Эксперт РА»). – Активнее всего растут страхование от несчастных случаев и болезней (60%), страхование выезжающих за рубеж (57%) и страхование имущества физических лиц (46%). Лидерами по взносам по итогам 2014 года, как и годом ранее, в сегменте директ-страхования остаются ЗАО «МЕТЛАЙФ», ОАО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ» и Группа Ренессанс Страхование».
Согласно исследованию, доля топ-5 лидеров сегмента по итогам 2014 года составила 66% от общего объема директ-страхования. Концентрация сегмента снижается третий год подряд, в 2013 году на премии топ-5 страховщиков приходилось 73% от взносов, в 2012 году – 76%. Доля «компаний-первопроходцев» (Группа Ренессанс Страхование, ОАО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ», ОАО «Либерти Страхование»), которые начали активное развитие канала директ-страхования еще в 2008 году, также сократилась: с 44% за 2012 год до 37% за 2014 год.