Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России и стран СНГ
***
Идея проекта: производство и поставка бумажных крафт-мешков, включая обычные и клапанные варианты, предназначенных для упаковки различных строительных материалов, таких как цемент и сухие смеси.
Рыночная ситуация:
1. В 2022 году отрасль целлюлозно-бумажного производства в России столкнулась с рядом вызовов, такими как снижение производства газетной бумаги на ***% и тарного картона на ***%. Однако общее сокращение объемов производства было незначительным, не превысив ***% для большинства видов продукции. Некоторые категории продукции продемонстрировали положительный прирост. Например, производство белой бумаги, предполагавшейся дефицитной, успешно восстановилось, а производство копировальной, офсетной и типографской бумаги показало рост.
2. Рыночная консолидация усиливается, приводя к доминированию крупных компаний. В 2022 году выручка группы «Илим» составляла ***% общей суммы оборотов 30-35 крупнейших игроков рынка в России. Суммарная выручка рассматриваемых предприятий в 2022 году превысила результаты 2021 года на ***%. Крупные игроки оказываются в более выгодном положении для инвестиций в модернизацию, что стимулирует стратегию вертикальной интеграции.
3. Российский рынок упаковочных материалов продемонстрировал устойчивость к вызовам, увеличившись до *** трлн руб. к концу 2022 года, несмотря на трудности в целлюлозно-бумажной промышленности из-за санкций и перебоев в поставках сырья. В 2021 году рынок оценивался в *** трлн руб., и прогнозы говорят о возможном росте на ***%, достигнув *** трлн руб. к концу 2025 года.
4. Доля экоупаковки в общем объеме производимой упаковки в России ожидается превысить ***% к концу 2025 года, превышая *** млрд руб. Объемы производства готовой продукции «Мешки и сумки бумажные» с 2019 по 2023 год увеличились в *** раза, что связано с экологичными трендами в производстве и потреблении.
5. Спад объемов производства «Картона тарного (крафт-лайнера), небеленого, немелованного» с 2021 по 2023 год и прогнозируемый спад в 2024 году связаны с трудностями в поставках импортного оборудования и комплектующих, а также с сокращением экспорта российской продукции. Несмотря на это, компании стремятся занять ниши, оставшиеся от ухода иностранных партнеров, активно развивая новые виды продукции для импортозамещения.
Конкурентное окружение: Segezha Group, ООО «Илим-ТНП», ООО «АЙПЭК».
Маркетинговые инструменты: продвижение в интернете, реклама в профильных печатных региональных СМИ, размещение информации в специализированных справочных изданиях региона, активные продажи.
Финансовые показатели проекта:
Показатели для компании |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
341 203 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
Индекс прибыльности (PI) |
раз |
0,06 |
IRR |
% |
*** |
Срок окупаемости |
мес. |
42 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Выдержки из исследования
Целлюлозно-бумажная отрасль
Несмотря на производственный спад в основных товарных категориях целлюлозно-бумажной отрасли в России в 2022 году, снижение было незначительным.
Существенное сокращение производства газетной бумаги на ***% оказалось наиболее значительным. Российская газетная бумага в значительной степени ориентирована на экспорт, и до ***% общего объема выпуска поставляется на зарубежные рынки, включая многие страны Европы. В сравнении с этим экспорт целлюлозы и древесной массы составлял всего лишь ***% объема производства в последние годы.
Также примечательно, что производство тарного картона (крафт-лайнера) сократилось на ***%, учитывая, что этот сегмент менее зависит от зарубежных поставок сырья и не требует импортных химикатов, в отличие от сегмента офисной бумаги.
Сокращение производства других видов бумажной продукции было небольшим по современным стандартам и не превысило ***%. Более того, многие категории продукции в 2022 году показали положительный прирост. Важно отметить, что ситуация с беленой бумагой, наличие которой предполагалось дефицитным в 2022 году, также разрешилась благополучно – производство копировальной, офсетной и типографской бумаги продемонстрировало рост. Несмотря на краткосрочные трудности с нехваткой импортного реагента (хлората натрия), использовавшегося для отбеливания продукции, большинство предприятий бумажной отрасли успешно справились с этой проблемой. Главными поставщиками хлората натрия, заменяющими Финляндию, стали Китай, Индия и Турция.
Таблица 4. Производство целлюлозы, бумаги и картона, Россия, 2021-2022, тыс. тонн
***
Крупнейшие промышленные производители целлюлозы сосредоточены в Северо-Западном федеральном округе, в республиках Карелия и Коми, а также в Архангельской, Вологодской и Ленинградской областях. Доля Северо-Западного федерального округа в общем объеме производства целлюлозы, хоть и снижается, по-прежнему составляет почти ***% в 2022 году. Сибирь, в основном Иркутская область и Бурятия, вносит около ***%, а еще примерно ***% производится в Поволжье – Пермском крае, Республике Марий Эл и Нижегородской области. Оставшиеся ***% целлюлозы производятся в различных регионах от Республики Адыгея до Урала, включая несколько небольших производств в европейской части страны.
В 2022-2023 годах наиболее крупными игроками являются Группа «Илим» с тремя комбинатами, расположенными в Коряжме, Усть-Илимске и Братске, Сыктывкарский лесопромышленный комплекс (Mondi SLPK), Архангельский ЦБК, Светогорский ЦБК (группа «Палп Инвест»), Кондопожский ЦБК (группа «Карелия Палп»), и Сегежабумпром (Сегежа Групп).
Таблица 5. ТОП-10 российских производителей целлюлозно-бумажной продукции, Россия
***
В последние годы рыночная консолидация в отрасли целлюлозно-бумажного производства усиливается, поскольку крупные компании оказываются в более выгодном положении для инвестирования в модернизацию оборудования и расширение производства. Комбинаты объединяются в группы, расширяя свой ассортимент и оптимизируя внутренние процессы. Стратегия создания самодостаточной вертикально-интегрированной структуры, охватывающей все производственные этапы от лесозаготовки до выпуска готовой продукции глубокой переработки, стала одной из наиболее эффективных.
В 2022 году группа «Илим» занимала ведущее положение по объему выручки, составляя ***% от общей суммы оборотов 30-35 крупнейших игроков рынка. Она является крупнейшим производителем товарной целлюлозы в России. С момента своего создания стратегическим партнером и владельцем ***% активов группы была крупнейшая в мире целлюлозно-бумажная компания International Paper. В 2022 году американо-швейцарский инвестор вынужден был продать свою долю российским партнерам за менее чем $*** млн.
Доли шести других крупных игроков в отрасли значительно меньше, колеблясь от ***% до ***%, но на оставшиеся компании приходится также значительная часть оборота – более ***%. Совокупная выручка рассматриваемых предприятий в 2022 году превысила результаты 2021 года на ***%, но, учитывая рост цен, в количественном выражении произошел спад.
Диаграмма 1. Доли рынка российских производителей целлюлозы и бумажной продукции по выручке, 2022 г. %
***
Объем и динамика рынка упаковки
Российский рынок упаковки между собой делят несколько видов продукции: пластик (***%), товары из бумаги или картона (***%), стеклянная тара (***%) и прочие разновидности (***%).
Диаграмма 2. Структура рынка производства упаковки, Россия, 2023 г., %
***
В 2021 году российский рынок упаковочных материалов оценивался экспертами в *** трлн руб. Однако, в 2022 году целлюлозно-бумажная промышленность столкнулась с трудностями из-за санкций и перебоев в поставках сырья, вызванных уходом иностранных компаний из России. В результате рост цен на офисную бумагу затронул не только производителей продуктов питания, но и конечных потребителей.
Не смотря на эти вызовы, к концу 2022 года рынок упаковки в России увеличился до *** трлн руб. Прогнозы аналитиков Россельхозбанка говорят о том, что объем этого рынка может увеличиться на ***%, достигнув *** трлн руб. к концу 2025 года. Ключевыми факторами роста будут стимулирование импортозамещения и увеличение производства упаковки для пищевых продуктов, предположительно на ***% в год.
Заметно, что в 2022 году усилился тренд на производство отечественной экоупаковки. Прогнозируется, что к концу 2025 года доля экоупаковки составит более 50% от общего объема производимой упаковки, превышая *** млрд рублей.
Ниже приведена динамика производства некоторых видов упаковки в сегменте картона, бумаги и древесины.
Объемы производства «Картона тарного (крафт-лайнера), небеленого, немелованного» с 2021 года по 2023 год сократились на ***% и составили *** млн кв. м. По прогнозам аналитиков, спад объемов производства продолжиться и в 2024 году, что непосредственно будет связано с обострением проблемы с поставками импортного оборудования, запчастей и комплектующих.
Диаграмма 3. Объемы производства готовой продукции «Картон тарный (крафт-лайнер) небеленный, немелованный», 2019-2023 гг., млн кв. м
***
Однако есть и еще одна причина сокращения производства тары – это осложнение ситуации с экспортом российской продукции. Снижение экспорта влечет за собой сокращение заказов на транспортную упаковку. По примерным оценкам в 2022 году было экспортировано порядка *** тыс. тонн картона, тогда как в 2021 году Россия экспортировала *** млн тонн картона. В нынешних условиях организовать экспорт могут только крупные предприятия, а мощностей малых предприятий для экспорта не хватает.
Так, в Республике Карелии исключительно на экспорт работает «Кондопожский ЦБК», поставляя бумагу в 50 стран мира. Решение логистических проблем вследствие санкций стало важнейшим вопросом выживания бизнеса. Сейчас компании пытаются занять те ниши, которые опустели с уходом иностранных партнеров. В частности, ООО «Кама» в 2022 году выпустила новый вид продукции – целлюлозный картон одностороннего мелования. Он предназначен для импортозамещения макулатурного картона в проектах, где требуется высокое качество упаковки при умеренном бюджете.
За период с 2019 по 2023 год произошел значительный рост объемов производства готовой продукции «Мешки и сумки бумажные» в России. Темпы роста производства продукции демонстрируют динамичный тренд. В 2023 году объемы производства увеличились в сравнении с 2022 годом на ***%, а в сравнении с 2019 годом – в *** раз. Данная ситуация вызвана трендом экологичного производства и потребления, в том числе заменой мешков из пластика на бумажные.
Лидером по производству бумажных сумок и мешков является Центральный федеральный округ с долей ***% от общероссийского объема. Далее идут Северо-Западный и Приволжский федеральные округа с долями ***% и ***% соответственно.
Диаграмма 4. Объемы производства готовой продукции «Мешки и сумки бумажные», Россия, 2019-2023 гг., млн шт.
***
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме проекта |
7 |
Раздел 1. Описание проекта |
9 |
1.1. Идея проекта |
9 |
1.2. Продукция проекта |
9 |
1.3. Технология производства |
12 |
Раздел 2. Анализ рынка |
14 |
2.1. Целлюлозно-бумажная отрасль |
14 |
2.2. Объем и динамика рынка упаковки |
17 |
Выводы |
20 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
23 |
3.1. Профили конкурентных проектов |
23 |
3.2. Конкурентные преимущества проекта |
25 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
27 |
4.1. Анализ каналов маркетинговых коммуникаций |
27 |
4.2. Разработка веб-сайта компании |
28 |
4.3. SEO и контекстная реклама |
29 |
4.4. Имиджевая презентация |
30 |
4.5. Организация собственной сбытовой сети |
31 |
Раздел 5. Организационный план |
32 |
5.1. Первоначальные инвестиции |
32 |
5.2. Капитальные вложения |
32 |
5.3. Персонал |
33 |
Раздел 6. Финансовый план |
35 |
6.1. Допущения, принятые для расчетов |
35 |
6.2. Сезонность |
37 |
6.3. Цены |
38 |
6.4. Объемы реализации |
39 |
6.5. Выручка |
39 |
6.6. Персонал |
41 |
6.7. Затраты |
43 |
6.8. Налоговые отчисления |
46 |
6.9. Расчет собственного оборотного капитала (СОК) |
46 |
6.10. Амортизация |
48 |
6.11. Отчет о прибыли и убытках |
49 |
6.12. Отчет о движении денежных средств |
52 |
6.13. Баланс |
55 |
6.14. Расчет ставки дисконтирования методом WACC |
56 |
6.15. Показатели экономической эффективности |
58 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
62 |
7.1. Анализ чувствительности |
62 |
7.2. Анализ безубыточности |
71 |
Выводы |
73 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
75 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Доли рынка российских производителей целлюлозы и бумажной продукции по выручке, 2022 г. % |
17 |
Диаграмма 2. Структура рынка производства упаковки, Россия, 2023 г., % |
17 |
Диаграмма 3. Объемы производства готовой продукции «Картон тарный (крафт-лайнер) небеленный, немелованный», 2019-2023 гг., млн кв. м |
19 |
Диаграмма 4. Объемы производства готовой продукции «Мешки и сумки бумажные», Россия, 2019-2023 гг., млн шт. |
20 |
Диаграмма 5. График капитальных вложений, тыс. руб. без НДС |
33 |
Диаграмма 6. Сезонность продаж, % от максимальной за год |
37 |
Диаграмма 7. Сезонность цен на готовую продукцию, % от максимальной за год |
37 |
Диаграмма 8. Динамика выручки проекта, тыс. руб. без НДС |
40 |
Диаграмма 9. Центры прибыли, % |
41 |
Диаграмма 10. Распределение затрат по группам (усредненно), % |
45 |
Диаграмма 11. Чистая прибыль/убыток, тыс. руб. без НДС |
51 |
Диаграмма 12. Чистая прибыль (убыток)/EBITDA, тыс. руб. без НДС |
52 |
Диаграмма 13. Денежные средства на конец периода, тыс. руб. |
54 |
Диаграмма 14. Денежные потоки по проекту накопленным итогом, тыс. руб. |
61 |
Диаграмма 15. Расчет точки безубыточности графическим методом, тыс. руб. |
72 |
|
|
Рисунки |
|
Рисунок 1. Крафт-мешки бумажные |
10 |
Рисунок 2. Клапанные бумажные мешки под цемент и сухие смеси |
11 |
Рисунок 3. Структура используемых каналов маркетинговых коммуникаций |
28 |
Таблица 1. Характеристики крафт-мешков бумажных |
9 |
Таблица 2. Характеристики клапанных бумажных мешков под цемент и сухие смеси |
11 |
Таблица 3. Технология производства |
12 |
Таблица 4. Производство целлюлозы, бумаги и картона, Россия, 2021-2022, тыс. тонн |
15 |
Таблица 5. ТОП-10 российских производителей целлюлозно-бумажной продукции, Россия |
15 |
Таблица 6. Профиль конкурентного проекта Segezha Group |
23 |
Таблица 7. Профиль конкурентного проекта ООО «Илим-ТНП» |
24 |
Таблица 8. Профиль конкурентного проекта ООО «АЙПЭК» |
25 |
Таблица 9. Основные каналы маркетинговых коммуникаций |
27 |
Таблица 10. Первоначальные вложения в развитие бизнеса, руб. |
32 |
Таблица 11. График капитальных вложений, тыс. руб. |
32 |
Таблица 12. Штат персонала |
33 |
Таблица 13. Базовые допущения, принятые для расчетов |
35 |
Таблица 14. Числовые значения базовых допущений |
36 |
Таблица 15. Рост цен с учетом инфляции |
38 |
Таблица 16. Объемы реализации продукции |
39 |
Таблица 17. Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
39 |
Таблица 18. Фонд оплаты труда и налоги на фонд оплаты труда, тыс. руб. |
42 |
Таблица 19. Затраты по проекту, тыс. руб. |
44 |
Таблица 20. Распределение налоговых отчислений, тыс. руб. |
46 |
Таблица 21. Норматив собственного оборотного капитала (СОК), дней |
47 |
Таблица 22. Собственный оборотный капитал, тыс. руб. |
48 |
Таблица 23. Амортизационные отчисления, тыс. руб. без НДС |
48 |
Таблица 24. Отчет о прибылях и убытках, тыс. руб. |
49 |
Таблица 25. Отчет о движении денежных средств, тыс. руб. |
53 |
Таблица 26. Бухгалтерский баланс, тыс. руб. |
55 |
Таблица 27. Расчет ставки дисконтирования методом WACC |
57 |
Таблица 28. Показатели экономической эффективности по проекту |
60 |
Таблица 29. Расчет точки безубыточности, тыс. руб. |
72 |
По данным «Анализа рынка уходовой косметики для тела в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2022-2023 гг ее производство в стране снижалось в среднем на 5% в год и в 2023 г составило 487 млн шт. Сокращение выпуска было обусловлено сжатием спроса и трудностями с поставками сырья.
― Как Вы можете охарактеризовать итоги 2023 года для рынка кейтеринга? Насколько ситуация изменилась по сравнению с 2022 годом?
При снижении рыбных ресурсов источником восполнения рыбных потерь может стать аквакультура. Предметом аквакультуры (товарного рыбоводства) является технология производства рыбы, беспозвоночных и водорослей с использованием пресных и морских вод.