По оценкам BusinesStat, за 2018-2022 гг оборот рынка транспортно-экспедиционных услуг в России вырос на 40% и достиг 4,79 трлн руб. Доля экспедирования в общем обороте транспортно-экспедиторского рынка составила 6%.
В 2020 г пандемия привела к снижению массы перевозимых грузов и грузооборота, перераспределению объемов перевозок грузов с авто- и морского транспорта на железнодорожный. В условиях падения спроса на перевозки логистические компании и транспортные операторы пытались ограничить для своих клиентов рост общей стоимости перевозок снижением экспедиторской наценки, чтобы сохранить объемы деятельности. Это привело к сокращению выручки операторов от услуг экспедирования грузов при общем росте стоимости коммерческих грузоперевозок. Оборот российского рынка транспортно-экспедиционных услуг в 2020 г вырос всего на 2%: с 3,69 трлн руб до 3,76 трлн руб. Доля экспедирования сократилась при этом до 5,8%.
В 2021 г по мере снятия карантинных ограничений внутри России и за ее границами происходило активное восстановление рынка транспортно-экспедиционных услуг.
В 2022 г российский рынок транспортного экспедирования грузов столкнулся с новым санкционным кризисом. Западные санкции привели к значительному сокращению международных авиа- и автомобильных грузоперевозок. Санкции способствовали смещению внешней торговли с запада на юг и восток страны, потребовали от транспортно-экспедиционных компаний усложнения цепочек доставки европейской продукции, разработки новых маршрутов перевозок. Рост тарифов на перевозки и увеличение экспедиторской наценки обеспечили рост оборота транспортно-экспедиционных услуг в 2022 г.
В 2022 г доля экспедиторского обслуживания в общей стоимости транспортно-экспедиторских услуг в России увеличилась до 6,2%. Оборот услуг экспедирования рос в 2022 г быстрее оборота транспортно-экспедиторского рынка в целом. Изменение геополитической ситуации требовало поиска нетривиальных логистических и транспортных решений. Стали более востребованы услуги экспедиторских компаний в качестве профессиональных организаторов перевозок.
«Анализ рынка экспедирования грузов в России», подготовленный BusinesStat, включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив его развития:
Приведены финансовые рейтинги крупнейших предприятий отрасли:
Деловые линии, ДПД рус, Евросиб СПб-транспортные системы, Итеко Россия, Лукойл-транс, Нефтехимическая транспортная компания, Новая перевозочная компания, ОТЛК-ЕРА, Первая грузовая компания, Первая экспедиционная компания, Первый промышленный оператор, Реилго, РЖД логистика, СДЭК-Глобал, Сельта, Стройпроектсервис, Транзит, Трансконтейнер, Т-сервис логистикс, Феско интегрированный транспорт.
При подготовке обзора использована официальная статистика и собранные данные.
Информация профильных ведомств:
Информация, собранная BusinesStat:
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБЗОРА РЫНКА
КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛУГ ЭКСПЕДИРОВАНИЯ ГРУЗОВ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Органы регулирования
Нормативно-правовые акты
ПРЕДПРИЯТИЯ И ПЕРСОНАЛ ОТРАСЛИ
ОБОРОТ РЫНКА ЭКСПЕДИРОВАНИЯ ГРУЗОВ
ДРАЙВЕРЫ, БАРЬЕРЫ И ТРЕНДЫ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЙ ОТРАСЛИ
Драйверы
Барьеры
Тренды
ЛИДЕРЫ РЫНКА ЭКСПЕДИРОВАНИЯ ГРУЗОВ
Рейтинги предприятий отрасли (юрлиц)
Профили 5 крупнейших предприятий отрасли
ПАО «Трансконтейнер»
АО «ПГК»
АО «ОТЛК ЕРА»
ООО «ФИТ»
ООО «ЛУКОЙЛ-транс»
Таблица 1. Численность предприятий отрасли в России в 2022 г
Таблица 2. Численность предприятий отрасли по форме собственности в России в 2022 г
Таблица 3. Численность персонала предприятий отрасли в России в 2018-2022 гг (тыс чел)
Таблица 4. Фонд начисленной заработной платы в России в 2018-2022 гг (млрд руб)
Таблица 5. Средняя заработная плата сотрудника предприятий отрасли в России в 2018-2022 гг (тыс руб в год)
Таблица 6. Оборот транспортно-экспедиторских услуг в России в 2018-2022 гг (млрд руб)
Таблица 7. Оборот экспедирования грузов в России в 2018-2022 гг (млрд руб)
Таблица 8. Доля экспедирования в обороте транспортно-экспедиторских услуг в России в 2018-2022 гг (%)
Таблица 9. Прогноз оборота транспортно-экспедиторских услуг в России в 2023-2027 гг (млрд руб)
Таблица 10. Прогноз оборота экспедирования грузов в России в 2023-2027 гг (млрд руб)
Таблица 11. Прогноз доли экспедирования в обороте транспортно-экспедиторских услуг в России в 2023-2027 гг (%)
Таблица 12. Рейтинг предприятий отрасли по выручке от продаж в 2021 г (млн руб)
Таблица 13. Рейтинг предприятий отрасли по прибыли от продаж в 2021 г (млн руб)
Таблица 14. Рейтинг предприятий отрасли по себестоимости в 2021 г (млн руб)
Таблица 15. Рейтинг предприятий отрасли по основным средствам в 2021 г (млн руб)
Таблица 16. Рейтинг предприятий отрасли по рентабельности продаж в 2021 г (%)
Причинами тому послужили изменения условий льготного ипотечного кредитования в течение 2022 года, а также проведение специальной военной операции на Украине и падение реальных доходов россиян. Вместе с тем, стоит отметить, что снижение показателя в 2022 году соотносится с пиковым значением 2021 года. Если сравнивать текущие показатели с данными 2019 года, будет наблюдаться условно положительная динамика. Таким образом, в связи с изменением условий получения льготной ипотеки, ростом ключевой ставки ЦБ, а также в целом существенным объемом реализованного спроса на ипотечное кредитование рынок после пиковых значений перешел в стадию стабилизации.
Рост затрат зафиксирован в 16 из 23 изученных категориях бытовой техники. В то же время, стоит отметить, что рост затрат россиян на бытовую технику оказался существенно ниже, чем рост цен. По данным Росстата, за 2022 год, рост потребительских цен на бытовые холодильники составил 24,6%, на стиральные машины – 32,2%, электропылесосы – 20,5%, микроволновые печи – 21,7%, бытовые плиты – 14,4%, в среднем бытовая техника подорожала на 22,6%. В 2021 году, когда цены на бытовую технику росли под влиянием логистического кризиса и дефицита чипов, потребительские расходы отреагировали ростом на 16,8% (при росте цен на 12,2%).
В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок гражданского оружия: итоги 2022 г., прогноз до 2026 г.», выяснилось, что по итогам 2022 г. в основном российский рынок гражданского оружия рос за счет двух сегментов: внутреннего производства и импорта.