ESG-повестка, ставшая наиболее ярким трендом 2021 года, в текущем году претерпевает существенную трансформацию из-за изменившихся макроэкономических и геополитических условий. Сложившаяся непростая ситуация не снижает актуальности темы – она лишь раскрывает новые грани устойчивого развития, меняя акценты.
Несмотря на произошедшие изменения, российские города продолжают вовлекаться в ESG-повестку. Однако уровень ESG-зрелости по стране неравномерен: однозначно сказать, в каком из федеральных округов наиболее или наименее устойчиво развиты города, затруднительно. Города с наивысшим уровнем ESG-оценки распределены по всем федеральным округам, кроме Северо-Западного. При этом в СЗФО присутствует ряд городов с очень высоким уровнем ESG-оценки.
60% городов с наивысшей оценкой являются административными центрами промышленных регионов страны. Чемпионы ESG-оценки характеризуются, в основном, сильными социальными аспектами. Ахиллесовой пятой для многих городов стала экологическая часть. Единственный город, в котором все три компонента ESG находятся на высоком уровне, – Ханты-Мансийск. Есть и такие города, у которых все три компонента находятся на низком уровне - Астрахань, Барнаул, Биробиджан, Курган, Махачкала, Нарьян-Мар.
В целом в вопросах ESG-повестки российским городам есть куда расти. Адаптироваться к новым экономическим условиям будет проще тем, кто интегрирует ESG-принципы в развитие города для повышения эффективности работы.
Вместе с общим ростом e-commerce в России продажи продолжают увеличиваться и в сегменте товаров для спорта. При этом несмотря на та, что в последние несколько лет на российском рынке растет роль маркетплейсов, отдельные интернет-магазины по-прежнему вносят значительный вклад в общий объем продаж.
По данным «Анализа рынка гостиничных услуг в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2023 г объем этого рынка в стране вырос на 3% до 202 млн ночевок. Среди средств размещения гостиничного типа (гостиницы, мотели, хостелы) чаще всего для ночевки постояльцы выбирают гостиницы – 62% рынка.
По данным «Рейтинга частных клиник Москвы по лояльности клиентов», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2023 г услугами коммерческих медучреждений в Москве воспользовались 40% населения. Большинство респондентов оценили степень удовлетворенности услугами платной медицины как «хорошую». Высокая оценка услуг частных клиник связана с тем, что организация работы и уровень сервиса в коммерческой медицине выгодно отличается от госсектора.