Аналитический обзор «Уход международных компаний как фактор спада российской экономики» посвящен анализу реакции иностранных игроков на начало специальной военной операции России на Украине и последовавшие за ним антироссийские санкции. В отчете рассматривается почти 1 000 компаний, которые приняли решение об уходе с российского рынка, сокращении деятельности на территории страны, приостановке работы или заняли выжидательную позицию. Анализ реакции компаний строится в разрезе по отраслям экономики с точки зрения общего количества игроков, принявших то или иное решение относительно своей деятельности в России, числа сотрудников данных компаний, а также их выручки, что позволяет оценить потенциальное увеличение числа безработных и общий урон российской экономике, выраженный в сокращении ВВП, ввиду закрытия российских подразделений международных компаний. Последствия прекращения/сокращения работы иностранных игроков относительно роста безработицы и падения ВВП рассматриваются также с учетом мультипликативного эффекта, который позволяет оценить влияние на все смежные отрасли и зависимые организации, которые пострадают в результате решения международных компаний. Наконец, иностранные игроки, отреагировавшие на спецоперацию на Украине, рассматриваются в разрезе стран происхождения. |
|||||||||
Оглавление | 3 |
Анализ реакции международных компаний на специальную военную операцию на Украине | 4 |
Количество компаний, которые отреагировали на спецоперацию на Украине | 6 |
Количество сотрудников компаний | 9 |
Выручка компаний | 16 |
Анализ компаний в разрезе стран происхождения | 22 |
Список диаграмм | 34 |
Рис. 1. Общее количество компаний в зависимости от реакции на спецоперацию на Украине, июнь 2022 г., шт., % | 7 |
Рис. 2. Общее количество зарубежных компаний, которые отреагировали на начало специальной военной операции на Украине (покинули российский рынок/приостановили работу/сократили деятельность/заняли выжидательную позицию), по отраслям экономики, июнь 2022 г., шт. | 8 |
Рис. 3. Распределение компаний в зависимости от реакции на спецоперацию на Украине по отраслям экономики, июнь 2022 г., шт. | 9 |
Рис. 4. Общее количество сотрудников зарубежных компаний, которые отреагировали на начало спецоперации на Украине по отраслям экономики (ТОП-20), июнь 2022 г., чел. | 10 |
Рис. 5. Структура зарубежных компаний по количеству сотрудников в зависимости от реакции на спецоперацию на Украине, июнь 2022 г., % от общего количества сотрудников отреагировавших на спецоперацию компаний в рамках соответствующих отраслей экономики | 11 |
Рис. 6. Общее количество сотрудников зарубежных компаний в зависимости от реакции на спецоперацию на Украине, по отраслям экономики (ТОП-15 по общему числу сотрудников), июнь 2022 г., чел. | 12 |
Рис. 7. Количество сотрудников компаний, которые заняли выжидательную позицию (приостановка инвестиций, планов развития, маркетинговой деятельности) на территории РФ в связи с ситуацией на Украине по отраслям экономики (ТОП-10), июнь 2022 г., чел. | 13 |
Рис. 8. Количество сотрудников компаний, которые приняли решение о приостановке деятельности на территории РФ в связи с ситуацией на Украине по отраслям экономики (ТОП-10), июнь 2022 г., чел. | 13 |
Рис. 9. Количество сотрудников компаний, которые приняли решение о сокращении своей деятельности на территории РФ в связи с ситуацией на Украине по отраслям экономики (ТОП-10), июнь 2022 г., чел. | 14 |
Рис. 10. Количество сотрудников компаний, которые приняли решение об уходе с российского рынка в связи с ситуацией на Украине по отраслям экономики (ТОП-10), июнь 2022 г., чел. | 14 |
Рис. 11. Общее количество сотрудников зарубежных компаний в зависимости от реакции на спецоперацию на Украине, июнь 2022 г., чел, % | 15 |
Рис. 12. Общее количество сотрудников зарубежных компаний в зависимости от реакции на спецоперацию на Украине с учетом мультипликативного эффекта, июнь 2022 г., чел, % | 15 |
Рис. 13. Общая выручка зарубежных компаний, которые отреагировали на спецоперацию на Украине по отраслям экономики (ТОП-20), 2021 г., ₽ млрд* | 16 |
Рис. 14. Структура суммарной выручки зарубежных компаний в зависимости от реакции на спецоперацию на Украине по отраслям экономики, 2021 г., % от общей выручки отреагировавших на спецоперацию компаний соответствующего сектора экономики | 17 |
Рис. 15. Суммарная выручка зарубежных компаний в зависимости от реакции на спецоперацию на Украине по отраслям экономики, 2021 г., ₽ млрд | 18 |
Рис. 16. Суммарная выручка компаний, которые заняли выжидательную позицию в связи с ситуацией на Украине по отраслям экономики (ТОП-10), 2021 г., ₽ млрд | 19 |
Рис. 17. Суммарная выручка компаний, которые приняли решение о приостановке деятельности на территории РФ в связи с ситуацией на Украине по отраслям экономики (ТОП-10), 2021 г., ₽ млрд | 20 |
Рис. 18. Суммарная выручка компаний, которые приняли решение о сокращении своей деятельности на территории РФ в связи с ситуацией на Украине по отраслям экономики (ТОП-10), 2021 г., ₽ млрд | 20 |
Рис. 19. Суммарная выручка компаний, которые приняли решение об уходе с российского рынка в связи с ситуацией на Украине по отраслям экономики (ТОП-10), 2021 г., ₽ млрд | 21 |
Рис. 20. Общая выручка зарубежных компаний в зависимости от реакции на спецоперацию на Украине, 2021 г., ₽ млрд, % | 22 |
Рис. 21. Доля общей выручки зарубежных компаний от ВВП России в зависимости от реакции на спецоперацию на Украине, 2021 г., ₽ млрд, % | 22 |
Рис. 22. Общее количество зарубежных компаний, которые отреагировали на начало специальной военной операции на Украине по странам, июнь 2022 г., шт. | 24 |
Рис. 23. Структура компаний в зависимости от реакции на спецоперацию на Украине по странам, июнь 2022 г., шт. | 25 |
Рис. 24. Общее количество АМЕРИКАНСКИХ компаний, которые отреагировали на спецоперацию на Украине по отраслям экономики, июнь 2022 г., шт. | 26 |
Рис. 25. Структура АМЕРИКАНСКИХ компаний в зависимости от реакции на спецоперацию на Украине по отраслям экономики, июнь 2022 г., шт. | 27 |
Рис. 26. Общее количество НЕМЕЦКИХ компаний, которые отреагировали на спецоперацию на Украине по отраслям экономики, июнь 2022 г., шт. | 28 |
Рис. 27. Общее количество компаний ИЗ ВЕЛИКОБРИТАНИИ, которые отреагировали на спецоперацию на Украине по отраслям экономики, июнь 2022 г., шт. | 29 |
Рис. 28. Общее количество сотрудников зарубежных компаний, которые отреагировали на спецоперацию на Украине по странам, июнь 2022 г., чел. | 30 |
Рис. 29. Общее количество сотрудников зарубежных компаний в зависимости от реакции на спецоперацию на Украине по странам, июнь 2022 г., чел. | 31 |
Рис. 30. Общая выручка зарубежных компаний, которые отреагировали на спецоперацию на Украине по странам, июнь 2022 г., ₽ млрд | 32 |
Рис. 31. Общая выручка зарубежных компаний в зависимости от реакции на спецоперацию на Украине по странам, июнь 2022 г., ₽ млрд | 33 |
По данным "Анализа рынка оборудования для текстильной промышленности в России", подготовленного BusinesStat в 2025 г, в 2024 г продажи оборудования для текстильной промышленности в стране снизились на 22% по сравнению с предыдущим годом и составили 9,5 тыс шт. Объемы реализации упали за счет эффекта высокой базы 2023 г.
Рынок электронной коммерции в сегменте товаров для сада и огорода в России демонстрирует умеренный, но стабильный рост. По данным «Statista», в 2023 году объем продаж через e-commerce достиг $200,4 млн (примерно 17,1 млрд руб.). В 2024 году ожидался прирост на 6,7%, до $213,9 млн. В данную категорию товаров входят садовые инструменты и электрооборудование, растения, инвентарь для садовых работ, товары для хранения, а также грили (кроме электрических) и аксессуары к ним.
Долгосрочные прогнозы свидетельствуют о том, что годовой темп роста (CAGR) в период 2024–2029 годов составит 3,00%. Это позволит рынку к 2029 году достичь объема в $248,0 млн.
Несмотря на положительную динамику, Россия пока не входит в число стран-лидеров по объему продаж в этом сегменте. Лидирующие позиции занимают США, Китай и Канада, что отражает разницу в масштабах рынка e-commerce в целом и уровне развития рынка в целевом сегменте.
Число российских онлайн-покупателей товаров для сада и огорода в 2023 году увеличилось на 7,7%, достигнув 4,2 млн человек. Ожидалось, что в 2024 году эта цифра должна была вырасти до 4,4 млн, а к 2029 году она достигнет 5,6 млн.
В 2023 году только 3,3% россиян покупали товары из этой категории через интернет, но уровень проникновения продолжает расти. К 2029 году доля покупателей может увеличиться до 4,0%, что указывает на постепенное расширение аудитории.
Умеренные темпы роста и увеличение числа покупателей отражают устойчивый интерес россиян к покупкам товаров для сада и огорода, поддерживаемый доступностью заказа в онлайн-каналах. Однако для ускорения динамики участникам рынка важно предлагать более широкий ассортимент продукции, учитывать сезонные потребности и внедрять удобные решения для доставки товаров, что поможет укрепить позиции России и увеличить объем продаж.
Получить детальную информацию о развитии рынка можно в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Интернет-торговля в России: товары для сада и огорода. Май, 2024».
Российский рынок прицепов к легковым автомобилям показывает положительную тенденцию роста своей объемности, средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и контрактных цен на импортируемую продукцию. В то же время средние цены производителей прицепов к легковым автомобилям характеризуются планомерным ростом.