Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ
К данному бизнес-плану прилагается финансовая модель в отдельном файле, которая позволяет с легкостью выстроить новый финансовый план методом ввода соответствующих данных
***
Идея проекта: организация производства API (активные фармацевтические ингредиенты, которые являются сырьем, используемым для создания различных типов готовых лекарств).
Рынок и отрасль:
1. Общий объем рынка БАД в России в 2021 году превысил *** млрд руб. В розницу в России продается ***% биодобавок и витаминов,***% продуктов для контроля веса и самочувствия. Второй крупный канал дистрибуции – прямые продажи и интернет. Так продают ***% БАД и ***% продуктов для контроля веса и самочувствия.
2. Доля импорта на рынке БАД в последние годы постепенно росла: с ***% (*** млн упак) в 2017 г. до ***% (*** млн упак.) в 2021 г. Основной скачок импорта (+**%) пришелся на 2020 г. и был обусловлен пандемией: в ассортименте импортной продукции больше «противовирусных» добавок, чем у российских производителей. В стоимостном выражении на долю отечественных БАД приходится **%.
3. Среднедушевое потребление в денежном выражении по России составляет *** руб. Ожидаемо, самый высокий показатель приходится на ЦФО и составляет *** руб. Превышает средний показатель по стране среднедушевое потребление в СФО (*** руб.), СЗФО (***) и УФО (*** руб.).
Маркетинговые инструменты: продвижение в интернете, реклама в профильных печатных региональных СМИ, размещение информации в специализированных справочных изданиях региона, участие в профильных и тематических выставках, участие в тендерах среди муниципальных, государственных и частных заказчиков, активные продажи.
Финансовые показатели проекта:
Показатель |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
272 224 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
Индекс прибыльности |
раз |
13,71 |
IRR |
% |
*** |
Срок окупаемости |
мес. |
14 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Выдержки из исследования
Анализ современного состояния и перспектив развития отрасли
БАД – природные биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов. По разным данным, в Америке, Европе и Японии БАД употребляет более половины населения. Так, в США такие добавки регулярно принимают около 53% жителей. Уровень индустрии БАД зависит от развития экономики региона. В странах с ростом доходов на душу населения увеличивается и потребление БАД: болеть немодно, неразумно и невыгодно. В целом, согласно отчету Grand View Research Inc., прогнозируется, что мировой рынок БАД к 2024 году достигнет $*** млрд и покажет среднегодовой рост на уровне ***%.
Общий объем рынка БАД в России в прошлом году превысил *** млрд руб. – такова оценка СРО «Союз производителей биологически активных добавок к пище». В розницу в России продается ***% биодобавок и витаминов, ***% продуктов для контроля веса и самочувствия. Второй крупный канал дистрибуции – прямые продажи и интернет. Так продают ***% БАД и ***% продуктов для контроля веса и самочувствия.
Согласно данным ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка РФ, проводимого консалтинговым агентством «DSM Group», по итогам первого полугодия 2019 года коммерческий рынок БАД вырос в рублях на ***% по сравнению с аналогичным периодом 2018-го и составил *** млрд руб. В упаковках за этот же период рынок сократился на ***%, до *** млн единиц.
По оценкам аналитического агентства «BusinesStat», с 2017 по 2021 гг. продажи биологически активных добавок к пище (БАД) в России в количественном выражении снизились на ***%: с *** до *** млн упак. Отрицательная динамика наблюдалась в 2018 и 2020 гг. – на *** и ***% соответственно. Основными фактором сокращения продаж в 2018 г стал низкий уровень реальных доходов населения. Ситуацию усугубило общее ужесточение регулирования рынка.
Доля импорта на рынке БАД в последние годы постепенно росла: с ***% (*** млн упак) в 2017 г. до ***% (*** млн упак.) в 2021 г. Основной скачок импорта (+***%) пришелся на 2020 г. и был обусловлен пандемией: в ассортименте импортной продукции больше «противовирусных» добавок, чем у российских производителей. В стоимостном выражении на долю отечественных БАД приходится ***%.
Диаграмма 1. Распределение рынка в стоимостном выражении, в %
***
В количественном соотношении на долю импортных БАДов приходится ***%.
Диаграмма 2. Распределение рынка в количественном выражении (упак.), в %
***
Средневзвешенная стоимость БАД на рынке России составила *** руб., среднегодовой темп роста составляет ***%.
Основные потребительские группы и их территориальное расположение
На рисунках ниже показаны основные тенденции среди потребителей продукции (среднедушевое потребление БАД населением России за период с 2012 по 2021 годы). Лидирует по потреблению биологически активных добавок Сибирский федеральный округ, ежегодный показатель – *** упак./год. Второе место занимает Уральский федеральный округ с показателем *** упак./год. Третье место разделили между собой Центральный и Северо-Западный федеральные округа.
Среднедушевое потребление в денежном выражении по России составляет *** руб. Ожидаемо, самый высокий показатель приходится на ЦФО и составляет *** руб. Превышает средний показатель по стране среднедушевое потребление в СФО (*** руб.), СЗФО (***) и УФО (*** руб.).
Среди ТОП-5 регионов по среднедушевому потреблению в денежном выражении разместились: г. Москва (*** руб.), Магаданская область (*** руб.), Камчатский край (*** руб.), г. Санкт-Петербург (*** руб.) и Сахалинская область (*** руб.).
Диаграмма 3. Среднегодовое потребление БАД по округам и в целом по России, упак.
***
Диаграмма 4. Среднедушевое потребление БАД в денежном выражении (по округам и в целом по России), руб.
***
Прогноз конъюнктуры рынка продукции (работ, услуг)
На протяжении 1 квартала 2020 г наблюдалось заметное оживление спроса на БАД, пик продаж пришелся на март. Это было связано с желанием россиян повысить сопротивляемость организма к инфекциям и снизить тревожность из-за распространения коронавируса. Кроме того, многие закупались впрок, ожидая повышения цен. Однако после начала пандемии структура потребления изменилась, и всплески реализации были «точечными». В целом же начиная с апреля продажи пошли на спад.
Разработка отечественных БАД особо актуальна в 2022 г., поскольку из-за введенных в феврале-марте 2022 г. новых санкций резкого восстановления импортных закупок не произойдет из-за невысоких реальных доходов россиян, слабого рубля, конкуренции со стороны российских производителей, а также общего ужесточения регулирования рынка. Следует отметить, что прямых санкций на поставки БАД в Россию как продукта не вводилось, однако 25 февраля 2022 г крупнейший американский магазин «iHerb» объявил о временной приостановке приема заказов из России из-за логистических проблем.
Одним из направлений, определенных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации») является переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных). Это говорит в пользу того, что и в России в ближайшие годы будет уделяться большое внимание наномедицине и, в частности, адресной доставке лекарств, и, соответственно, на это будут выделяться большие объемы финансирования.
Резюме проекта |
5 |
Раздел 1. Описание проекта |
7 |
1.1. Идея проекта |
7 |
1.2. Описание продукции |
7 |
1.3. Упаковка продукции |
9 |
Раздел 2. Анализ рынка |
10 |
2.1. Анализ современного состояния и перспектив развития отрасли |
10 |
2.2. Основные потребительские группы и их территориальное расположение |
12 |
2.3. Прогноз конъюнктуры рынка продукции (работ, услуг) |
14 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
16 |
3.1. Перечень основных (потенциальных) конкурентов, их доли на рынке. |
16 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
17 |
4.1. Маркетинговые инструменты |
17 |
4.2. SEO-продвижение и контекстная реклама |
18 |
4.3. Бюджет на продвижение проекта |
20 |
Раздел 5. Организационный план |
21 |
5.1. Логистика производства |
21 |
5.2. Стратегия управления экологической эффективностью |
21 |
5.3. Коэффициент локализации производства продукции и использования отечественного сырья, материалов и комплектующих |
22 |
Раздел 6. Финансовый план |
24 |
6.1. Допущения, принятые для расчетов |
24 |
6.2. Сезонность |
27 |
6.3. Цены |
28 |
6.4. Объемы реализации |
29 |
6.5. Выручка |
29 |
6.6. Персонал |
31 |
6.7. Затраты |
32 |
6.8. Налоги |
34 |
6.9. СОК |
34 |
6.10. Инвестиции |
36 |
6.11. Капитальные вложения |
37 |
6.12. Отчет о прибыли и убытках |
38 |
6.13. Отчет о движении денежных средств |
41 |
6.14. Баланс |
44 |
6.15. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC |
46 |
6.16. Показатели экономической эффективности |
47 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
51 |
7.1. Анализ рисков по проекту |
51 |
7.2. Анализ чувствительности |
53 |
7.2. Анализ безубыточности |
62 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
66 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Распределение рынка в стоимостном выражении, в % |
11 |
Диаграмма 2. Распределение рынка в количественном выражении (упак.), в % |
12 |
Диаграмма 3. Среднегодовое потребление БАД по округам и в целом по России, упак. |
13 |
Диаграмма 4. Среднедушевое потребление БАД в денежном выражении (по округам и в целом по России), руб. |
13 |
|
|
Рисунки |
|
Рисунок 1. Применение API |
8 |
Рисунок 2. Структура используемых каналов маркетинговых коммуникаций |
18 |
Таблица 1. Примеры API и терапевтическое применение |
8 |
Таблица 2. Основные каналы маркетинговых коммуникаций |
17 |
Таблица 3. Оценочная стоимость маркетинговых мероприятий |
20 |
За последние 10 лет урожайность российских ягодников выросла на 18,12%, и в ближайшие годы прогнозируется дальнейший рост. Ожидается, что урожайность будет расти в среднем на 2% в год, и к 2030 году может составить до 93,9 центнеров ягод с гектара.
В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок кейтеринга: итоги 2023 г., прогноз до 2027 г.», выяснилось, что в 2023 г. на российском рынке кейтеринга наблюдался уверенный рост.