Резюме
Пандемический 2020 год серьезно пошатнул экономическую и финансовую устойчивость российских регионов. Промышленное производство снизилось на 2,9 %, сильнее всего пострадали сырьевой сектор и сектор услуг. Агрегированный дефицит региональных бюджетов по итогам 2020 года превысил 700 млрд рублей. От катастрофических падений финансовых показателей регионы спасла федеральная поддержка, объем которой вырос в 1,5 раза в сравнении с 2019 годом. Помимо этого, был оказан ряд антикризисных мер по сдерживанию долговой нагрузки в виде удлинения сроков предоставления кредитов УФК и возвращения выдачи дешевых бюджетных кредитов. Совокупный долг регионов вырос до 2,5 трлн рублей и составил 27,3% ННД, что соответствует прогнозам агентства.
Пониженные процентные ставки и возможность удлинить долговой портфель привели к небывалому росту активности на облигационном рынке. Объем совокупных размещений за отчетный год составил более 200 млрд рублей. Ликвидация последствий кризисного года и восстановление региональных экономик будут затяжными и непростыми, а также потребуют дополнительных средств. Сохраняющиеся комфортные условия позволяют решить актуальные вопросы по финансированию нацпроектов и социальных расходов длинными облигациями, что позволит уменьшить давление на ликвидность бюджета. По нашей оценке, объем облигационных размещений в 2021-м будет более чем в 2 раза выше показателя предыдущего года. Мы ожидаем роста долговой нагрузки до 29 % ННД и сокращения объема трансфертов до 15 % по итогам 2021 года.
В последнем отчете по анализу рынка транспортно-логистических услуг в России были обнародованы свежие данные, согласно которым доминирующую позицию в общем объеме услуг занимают грузоперевозки, составляя 49,2%. При этом наблюдается стабильный спрос и на комплексные логистические услуги, которые занимают значительную долю рынка 45,0%. Складские услуги также играют важную роль, обеспечивая 5,8% от общего объема.
Отчет подчеркивает доминирование железнодорожного транспорта, который уверенно занимает лидирующие позиции с долей рынка в 84,4%. Это значительно превышает доли других видов транспорта, с автомобильным транспортом на втором месте, который составляет 12,3% и внутренним водным транспортом, замыкающим тройку лидеров с 1,8%.
Эксперты отмечают, что такое распределение свидетельствует о стабильности и эффективности железнодорожных перевозок в стране, что делает их предпочтительным выбором для перемещения крупных объемов грузов на дальние расстояния. Одновременно, высокий спрос на логистические услуги отражает растущую потребность рынка в интегрированных решениях, обеспечивающих управление цепочками поставок на всех этапах от производства до конечного потребителя.
В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок FMCG в регионах: итоги 2023г.», выяснилось, что Центральный федеральный округ является крупнейшим FMCG рынком в России. Темпы прироста объема рынка FMCG в ЦФО в 2023 г. опережали оборот розничной торговли на 0,8 пп и уступали динамике электронной коммерции в 3,8 раз. По итогам 2023 г. Доля FMCG в общем обороте розничной торговли в ЦФО составила 43,2%.
Финансово-экономические показатели отрасли риэлторских услуг в Москве и Московской области представлены по ОКВЭД2: (68.31) «Деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе». Данные за 2023 год являются оценкой ГидМаркет по данным ретроспективы.