Аналитическая записка включает обзор мер, принимаемых российскими банками и финансовыми организациями для сокращения негативного влияния, вызванного пандемией COVID-19.
В обзоре представлены события, факты и реализуемые меры поддержки, касающихся следующих продуктов для физических лиц и направлений банковского и страхового бизнеса:
• Кредиты (ипотека, потребительское кредитование, кредитные карты);
• Дистанционное обслуживание клиентов (интернет- и мобильный банкинг, удаленное взаимодействие с клиентами) и изменения в работе фронт- и бэк-офисов банков;
• Страхование (в том числе продажи страховых продуктов через банки);
• Прочее (банковские карты, вклады, программы лояльности).
Анализируемые направления рассмотрены с точки зрения:
• Состояния рынка (экспресс-обзор динамики по ключевым показателям);
• Государственных мер поддержки;
• Мероприятий, проводимых банками (сроки и условия вводимых мер, их эффективность).
Методы исследования
• Анализ статистической информации ЦБ РФ;
• Сбор и анализ вторичной информации:
- мониторинг новостей и пресс-релизов на официальных сайтах кредитных организаций (топ-30 банков из рейтинга по объему чистых активов, период сбора данных – с 1 марта по 24 апреля 2020 года),
- мониторинг новостей и пресс-релизов электронных деловых и специализированных изданий.
Описание исследования
Резюме проекта
Кредитование
Динамика рынка
Меры поддержки в сегменте
• Кредитные каникулы
• Льготная ипотека
Дистанционное банковское обслуживание
Динамика рынка
Меры поддержки в сегменте
Страхование
Динамика рынка
Меры поддержки в сегменте
Прочие направления
Банковские карты и операции с наличными
• Динамика рынка
• Меры поддержки в сегменте
Вклады
• Динамика рынка
• Меры поддержки в сегменте
Программы лояльности
Другие направления
Приложение. Список диаграмм
Список диаграмм
Диаграмма 1. Динамика объема кредитов, предоставленных физическим лицам, 01.01.2019—01.03.2020
Диаграмма 2. Динамика объема задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам, 01.01.2019—01.03.2020
Диаграмма 3. Динамика объема просроченной задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам, 01.01.2019—01.03.2020
Диаграмма 4. Динамика объема задолженности по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным физическим лицам, 2008—2019
Диаграмма 5. Динамика количества счетов физических лиц с доступом через интернет-банк, 01.01.2008—01.01.2020
Диаграмма 6. Динамика количества и объема операций физических лиц, совершенных через интернет-банкинг, 2008—2019
Диаграмма 7. Динамика объема страховых премий и выплат по договорам добровольного страхования жизни, 2018—2019
Диаграмма 8. Динамика объема страховых премий и выплат по договорам добровольного страхования от несчастных случаев и болезней, 2018—2019
Диаграмма 9. Динамика количества активных расчетных и кредитных карт физических лиц, 2008—2019
Диаграмма 10. Динамика количества и объема операций по картам физических лиц, 2008—2019
Диаграмма 11. Динамика объема привлеченных кредитными организациями вкладов физических лиц, 01.01.2019—01.03.2020
В октябре 2024 — январе 2025 года специалисты компании «AnalyticResearchGroup» провели исследование, в рамках которого проанализировали условия работы 10 ведущих сервисов для сотрудничества бизнеса с самозанятыми. В выборку вошли сервисы крупнейших российских банков (ВТБ, СБЕР БАНК, Т-Банк, Точка Банк), а также платформы Jump.Finance, Qugo, YouDo Бизнес, Консоль.Про, Рокет Ворк и Самозанятые.рф.
К концу 2024 года количество самозанятых в России выросло на 31,2%, составив 12,2 млн человек. На фоне роста популярности этого формата занятости активно развивается инфраструктура поддержки — в частности, сервисы для приема платежей и вывода заработанных средств.