Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ
К данному бизнес-плану прилагается финансовая модель в отдельном файле, которая позволяет с легкостью выстроить новый финансовый план методом ввода соответствующих данных и презентация в формате PDF и PowerPoint (с возможностью редактирования), раскрывающая все инвестиционные преимущества проекта
***
Идея проекта: производство и розлив родниковой питьевой воды высшей категории и безалкогольных напитков.
Краткое описание сути проекта:
1. Строительство завода площадью 7 000 кв. м с производительностью выпуска 12 000 бутылок в час.
2. Запуск производства 5 видов безалкогольных сладких напитков (холодные чаи), 4 вида морса со вкусами брусники, смородины, облепихи и ягодный микс.
Рыночная ситуация:
1. В 2013-2017 гг. натуральный объем продаж безалкогольных напитков в России увеличился на ***%: с *** млрд. л до *** млрд. л. Объем внутреннего видимого потребления безалкогольных напитков в 2017 г. составил свыше *** млрд. руб. Рост объемов потребления по сравнению с 2014 г. на ***%.
2. Наибольший объем в структуре рынка питьевой и минеральной воды занимает природная питьевая вода – ***% и минеральная столовая вода – ***%.
3. Средняя цена по России на воду питьевую и минеральную выросла на ***% в марте 2018 г. в сравнении с мартом 2014 г. Рост цен в Сибирском федеральном округе в 2018 г. составил ***% в сравнении с мартом 2014 г. и ***% – с мартом 2017 г.
4. Согласно исследованиям компании МАСМИ, в 2015-2017 гг. наблюдается положительная динамика потребления минеральной/ питьевой бутилированной воды: ***% опрошенных стали потреблять больше продуктов категории, а для почти ***% респондентов потребление осталось на прежнем уровне. Только ***% участников опроса сообщили, что стали пить меньше минеральной/ питьевой бутилированной воды.
Финансовые показатели проекта:
Показатель |
Ед. изм. |
Значение |
Чистая приведенная стоимость (NPV) |
тыс. руб. |
8 700 988 |
Внутренняя норма рентабельности (IRR) |
% |
*** |
Дисконтированный срок окупаемости проекта (DPBP) |
лет |
2,3 |
Индекс прибыльности (PI) |
раз |
*** |
Выдержки из исследования
Ценовая характеристика
Рассмотрим динамику средних потребительских цен на безалкогольную продукцию.
Диаграмма 1. Потребительские цены на безалкогольную продукцию, Россия, 2014-2017 гг., руб./л
***
Рост цен в 2014-2017 гг. наблюдался во всех сегментах, однако стоимость литра соковой продукции существенно (более чем в *** раза) превышает стоимость литра газировки (быстро растущий сегмент). В результате, рядовой потребитель либо стал реже приобретать соки, либо заменил их на более доступные по цене газированные напитки.
Диаграмма 2. Средние потребительские цены на воду питьевую и минеральную, Россия и Сибирский федеральный округ, март 2014-март 2018 гг., руб./л
***
Средняя цена по России на воду питьевую и минеральную выросла на ***% в марте 2018 г. в сравнении с мартом 2014 г. Рост цен в Сибирском федеральном округе в 2018 г. составил ***% в сравнении с мартом 2014 г. и ***% – с мартом 2017 г.
Проект позиционирует свою продукцию в высоком ценовом диапазоне. В отличие от продукции конкурентов, которые продают воду 1-ой категории, продукция компании относится к высшей категории.
Характеристика рынка
Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности включает в группу безалкогольных напитков следующую продукцию: воды минеральные (природные и искусственные) и газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ; нектары и напитки фруктовые; напитки овощные; напитки квасные; напитки, готовые к употреблению, и коктейли на основе молока и какао; прочие напитки безалкогольные.
В 2013-2017 гг. натуральный объем продаж безалкогольных напитков в России увеличился на ***%: с *** млрд. л до *** млрд. л.
Диаграмма 3. Структура натуральных продаж безалкогольных напитков, Россия, 2017 г., %
***
Объем внутреннего видимого потребления безалкогольных напитков в 2017 г. составил свыше *** млрд. руб. Рост объемов потребления по сравнению с 2014 г. на ***%.
Диаграмма 4. Объем внутреннего видимого потребления безалкогольных напитков, Россия, 2014-2017 гг., млрд. руб.
***
Наибольшие темпы роста потребления наблюдаются в сегментах безалкогольных ароматизированных и/или подслащенных напитков и минеральной воды – на ***% и ***% соответственно. При этом наблюдается падение потребительского спроса на соковую продукцию – на ***%.
Рост объемов потребления категории минеральной воды связан с тем, что бутилированная вода (негазированная и газированная без добавления сахара) все больше входит в повседневное потребление россиян по двум ключевым причинам:
Диаграмма 5. Структура рынка питьевой и минеральной воды, Россия. 2017 г., %
***
Наибольший объем в структуре рынка питьевой и минеральной воды занимает природная питьевая вода – ***% и минеральная столовая вода – ***%.
Объемы производства воды минеральной и газированной неподслащенной и неароматизированной показывают положительную тенденцию, так в 2016 г. рост составил ***% в сравнении с 2014 г. Объем производства воды газированной, содержащей добавки сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ и напитков безалкогольных, не включенных в другие группировки остался практически без изменений.
Диаграмма 6. Объем производства воды минеральной и газированной неподслащенной и неароматизированной, Россия, 2014-2016 гг., млн. полулитров
***
Диаграмма 7. Объем производства воды газированной, содержащей добавки сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ и напитков безалкогольных, не включенных в другие группировки, прочие, Россия, 2014-2016 гг., млн. дкл
***
Диаграмма 8. Динамика экспорта и импорта воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ, Россия, 2014-2017 гг., млн. руб. (конвертировано в рубли по официальному курсу ЦБ РФ на 09.08.2018 г.)
***
Экспорт безалкогольных напитков показывает рост в денежном выражении, при этом основной прирост происходит за счет вод минеральных и газированных с добавлением сахара, доля которых в денежном выражении составила в 2017 г. более ***% экспорта. Импорт превышает экспорт в денежном выражении по обоим видам воды, при этом после снижения в 2015 г. (под влиянием кризис и санкций, как и на многих других рынках продуктов питания) наблюдается постепенный рост.
Диаграмма 9. Динамика объема экспорта и импорта воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ, Россия, 2014-2017 гг., млн. л
***
В натуральном выражении основной объем поставок приходится на воды без сахара (более ***% в 2017 г.). Такая разница обусловлена более высокой стоимостью воды минеральной и газированной с сахаром, однако, наибольший объем потребления приходится именно на воду без сахара. В натуральном выражении импорт воды минеральной и газированной без сахара многократно меньше экспорта, но высокая стоимость импорта обусловлена тем, что в Россию поставляются преимущественно дорогие бренды воды (в том числе, в стеклянных бутылках), розничная цена которых в разы выше российской воды в пластиковой упаковке. Распределение импорта более равномерное, чем в случае с экспортом – и в натуральном, и в денежном выражении основная доля приходится на воду с содержанием сахара.
Диаграмма 10. Структура экспорта безалкогольных напитков, Россия, 2017 г., %
***
В структуре экспорта преобладает ***% вода минеральная и газированная с сахаром.
Диаграмма 11. Экспорт воды минеральной, газированной без добавления сахара в разрезе стран, Россия, 2017 г., %
***
На долю 10 стран приходилось более ***% экспорта, на долю Украины, Казахстана и Беларуси – ****%.
Диаграмма 12. Экспорт воды минеральной, газированной с добавлением сахара в разрезе стран, Россия, 2017 г., %
***
Как и в случае с экспортом воды минеральной и газированной без добавления сахара,
Более ***% поставок воды с добавлением сахара приходится на топ-10 стран, а на Казахстан, Беларусь и Украину – более половины поставок. Именно эти три страны являются основными потребителями российской воды с содержанием и без содержания сахара.
Диаграмма 13. Структура импорта безалкогольных напитков, Россия, 2017 г., %
***
Структура импорта отличается от структуры экспорта. Основной объем приходится на воду минеральную и газированную без добавления сахара, эта вода закупается не только розницей, но и сегментом HoReCa (рестораны среднего и высшего ценовых сегментов).
Диаграмма 14. Импорт воды минеральной, газированной без добавления сахара в разрезе стран, Россия, 2017 г., %
***
На долю первых 10 стран приходится стабильно более ***% закупок, при этом первенство держат три страны, знаменитые своими водами – Грузия, Франция и Италия (более ***% импорта).
Диаграмма 15. Импорт воды минеральной, газированной с добавлением сахара в разрезе стран, Россия, 2017 г., %
***
На долю первых 10 стран приходится стабильно более ***% закупок. На Нидерланды, Южную Корею и Швейцарию пришлось 38,5% закупаемой Россией воды с содержанием сахара.
По данным компании Nielsen, российский рынок холодного чая оценивается в *** млн. евро. При этом эксперты отмечают, что развитие данного сегмента определяется тенденциями в сфере полезных для здоровья напитков. Как следствие, имеют потенциал технологии и рецептуры, основанные на применении натуральных ингредиентов.
Наиболее популярными во всем мире считаются: со вкусом лимона (***% рынка) и персика (***%). Кроме того, очень распространены в качестве дополнений к традиционному вкусу холодного чая добавки на основе вкуса малины, липы, мяты, манго, а также альпийских трав, мелиссы и меда. Производители выпускают холодный чай и в объеме 0,5 литра (компактный формат), и в больших объемах (1,5-2 литра).
Характеристика потребителей продукции
Согласно исследованием компании МАСМИ, в 2015-2017 гг. наблюдается положительная динамика потребления минеральной/ питьевой бутилированной воды: ***% опрошенных стали потреблять больше продуктов категории, а для почти ***% респондентов потребление осталось на прежнем уровне. Только ***% участников опроса сообщили, что стали пить меньше минеральной/ питьевой бутилированной воды.
Диаграмма 16. Основные мотивы потребления минеральной/ питьевой воды, %
***
Всего ***% опрошенных называют один из трех мотивов потребления, связанных со здоровьем (общее оздоровление, получение витаминов и микроэлементов или лечение болезней пищеварительной системы).
При выборе минеральной/питьевой бутилированной воды ***% респондентов обращают внимание на марку. Наибольшая доля респондентов в возрасте 25-34 года (***%) при выборе минеральной/ питьевой бутилированной воды в первую очередь обращают внимание на вкус. Чуть больше ***% участников опроса руководствуются сроком годности и приемлемой стоимостью напитка.
Более половины опрошенных потребителей минеральной/ питьевой бутилированной воды покупают ее спонтанно, не планируя заранее. Из тех, кто планируют покупку воды, большая часть (почти ***%) заранее обдумывают объем покупки.
Основными каналами продаж бутилированной воды являются супермаркеты и гипермаркеты. Для успешной реализации продукции особую роль играет место на полке, а также промо-материалы и акции.
В категории газированные напитки наблюдается негативная динамика в потреблении за 2015-2017 гг.: ***% опрошенных отметили снижение уровня потребления продукции, ***% пьют примерно столько же газированных напитков, и только ***% потребителей, наоборот, стали пить больше газировки. Среди молодой аудитории (18-24 года) значимо выше частота потребления газированных напитков: более ***% опрошенных в этом возрасте пьют их каждый день.
В качестве основного мотива отказа от газировки в целом более половины отказавшихся от потребления какой-либо марки называют изменение предпочтений – респондентам стали нравиться другие напитки (они пробуют новинки, меняется мода и т.д.). Это главная причина прекращения потребления продукции категории во всех возрастных группах. Причина заботы о здоровье оказалась на втором месте. Около трети респондентов, отказавшихся от потребления какого-либо газированного напитка, объясняют свое решение тем, что они вредны для пищеварительной системы и содержат слишком много сахара.
Более ***% респондентов при выборе газированных напитков в первую очередь обращают внимание на вкус, а почти ***% – руководствуются маркой. Аналогичная система приоритетов характерна для респондентов младше 34 лет. Важно отметить, что для аудитории потребителей в возрасте 35-44 года марка играет более значимую роль при выборе газированного напитка. Наименее важны при выборе газировки цвет напитка, рекомендации врача/ диетолога, внешний вид упаковки и наличие напитка в продаже повсеместно – в целом эти варианты ответов выбрали менее 3% опрошенных.
Почти ***% потребителей категории покупают газированные напитки в супермаркетах, а более ***% – в гипермаркетах. Третьим по значимости каналом продаж являются продовольственные магазины – в них газировку приобретают более ***% опрошенных.
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме |
7 |
1 Характеристика проекта, содержание проекта |
8 |
1.2 Основная продукция, планируемая к выпуску |
8 |
1.3 Описание этапов реализации проекта |
9 |
1.4 Потребность в человеческих ресурсах (план по персоналу) |
9 |
2 Экономическая и социальная значимость проекта |
11 |
2.1. Экономическая значимость проекта |
11 |
2.2. Социальная значимость программы |
11 |
3 Анализ рынка и маркетинг |
12 |
3.1 Организация сбыта |
12 |
3.2 Маркетинговые мероприятия |
12 |
3.3 Ценовая характеристика |
15 |
3.4 Характеристика рынка |
16 |
3.5 Характеристика потребителей продукции |
27 |
3.6 Анализ конкурентов |
31 |
3.7 Перспективы проекта |
35 |
4 Экономические результаты реализации проекта |
37 |
5 Разработка финансового плана проекта |
41 |
5.1 Источники финансирования проекта |
41 |
5.2 Финансирование (планируемый график финансирования) |
42 |
5.3 Себестоимость |
43 |
5.4 Постоянные издержки |
46 |
5.5 Оборотный капитал |
47 |
5.6. Персонал |
47 |
5.7 Отчет о прибылях и убытках |
50 |
5.8 Отчет о движении денежных средств |
51 |
5.9 Баланс |
53 |
6 Анализ чувствительности проекта |
55 |
6.1 Анализ чувствительности |
55 |
6.2 Анализ безубыточности |
61 |
7 Выводы об экономической целесообразности реализации проекта |
64 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
69 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Потребительские цены на безалкогольную продукцию, Россия, 2014-2017 гг., руб./л |
15 |
Диаграмма 2. Средние потребительские цены на воду питьевую и минеральную, Россия и Сибирский федеральный округ, март 2014-март 2018 гг., руб./л |
16 |
Диаграмма 3. Структура натуральных продаж безалкогольных напитков, Россия, 2017 г., % |
17 |
Диаграмма 4. Объем внутреннего видимого потребления безалкогольных напитков, Россия, 2014-2017 гг., млрд. руб. |
18 |
Диаграмма 5. Структура рынка питьевой и минеральной воды, Россия. 2017 г., % |
19 |
Диаграмма 6. Объем производства воды минеральной и газированной неподслащенной и неароматизированной, Россия, 2014-2016 гг., млн. полулитров |
20 |
Диаграмма 7. Объем производства воды газированной, содержащей добавки сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ и напитков безалкогольных, не включенных в другие группировки, прочие, Россия, 2014-2016 гг., млн. дкл |
20 |
Диаграмма 8. Динамика экспорта и импорта воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ, Россия, 2014-2017 гг., млн. руб. (конвертировано в рубли по официальному курсу ЦБ РФ на 09.08.2018 г.) |
21 |
Диаграмма 9. Динамика объема экспорта и импорта воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ, Россия, 2014-2017 гг., млн. л |
22 |
Диаграмма 10. Структура экспорта безалкогольных напитков, Россия, 2017 г., % |
23 |
Диаграмма 11. Экспорт воды минеральной, газированной без добавления сахара в разрезе стран, Россия, 2017 г., % |
24 |
Диаграмма 12. Экспорт воды минеральной, газированной с добавлением сахара в разрезе стран, Россия, 2017 г., % |
24 |
Диаграмма 13. Структура импорта безалкогольных напитков, Россия, 2017 г., % |
25 |
Диаграмма 14. Импорт воды минеральной, газированной без добавления сахара в разрезе стран, Россия, 2017 г., % |
26 |
Диаграмма 15. Импорт воды минеральной, газированной с добавлением сахара в разрезе стран, Россия, 2017 г., % |
26 |
Диаграмма 16. Основные мотивы потребления минеральной/ питьевой воды, % |
28 |
Диаграмма 17. Структура финансирования, % |
41 |
Диаграмма 18. Анализ чувствительности: NPV |
59 |
Диаграмма 19. Анализ чувствительности: IRR |
60 |
Диаграмма 20. Точка безубыточности |
63 |
Диаграмма 21. График окупаемости для компании |
66 |
Диаграмма 22. График окупаемости для акционеров |
67 |
Диаграмма 23. Остаток задолженности на конец периода |
67 |
|
|
Рисунки |
|
Рисунок 1. Пример поисковой выдачи по запросу «Бутилированная вода» |
13 |
Рисунок 2. Продукция компании «***» |
33 |
Таблица 1. Основная продукция, планируемая к выпуску |
8 |
Таблица 2. Здания и сооружения |
9 |
Таблица 3. Оборудование |
9 |
Таблица 4. Прочие расходы подготовительного периода |
9 |
Таблица 5. План найма персонала |
9 |
Таблица 6. Налоговые платежи |
11 |
Таблица 7. Состав воды ТМ «Горный источник» |
31 |
Таблица 8. Сравнение с конкурентами продукции проекта |
34 |
Таблица 9. Объем реализации в рамках проекта и выручка |
37 |
Таблица 10. Источники финансирования |
41 |
Таблица 11. Финансирование |
42 |
Таблица 12. Себестоимость продукции |
43 |
Таблица 13. Постоянные издержки |
46 |
Таблица 14. Оборотный капитал |
47 |
Таблица 15. Отчет о прибылях и убытках |
50 |
Таблица 16. Отчет о движении денежных средств |
51 |
Таблица 17. Баланс |
53 |
Таблица 18. Цены на готовую продукцию |
56 |
Таблица 19. Объем реализации |
56 |
Таблица 20. Объем капитальных затрат |
57 |
Таблица 21. Цены на сырье и материалы |
57 |
Таблица 22. Ставка дисконтирования |
58 |
Таблица 23. Точка безубыточности |
62 |
Таблица 24. Показатели эффективности для компании |
66 |
Таблица 25. Показатели эффективности для акционеров |
66 |
По данным «Анализа рынка минеральных и питьевых вод в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2023 г их продажи в стране выросли на 8%: с 11 до 12 млрд л.
По данным «Анализа рынка минеральных вод в Узбекистане», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2019-2023 гг их продажи в стране увеличились на 19%: с 526 до 628 млн л.
По данным государственной системы маркировки «Честный знак», самые высокие темпы роста зафиксированы в сегменте газированной минеральной природно-лечебной воды — прирост объемов производства составил 32% с 52 млн. литров в первом полугодии 2023 года до 69 млн. литров в этот же период 2024 года.