По расчетам BusinesStat, в 2022 г в России было произведено 20,9 тыс лифтов, на 34% меньше, чем в 2021 г. В марте 2022 г американская компания OTIS Elevator, которая представлена в России ООО «Отис лифт», заявила об остановке приема заказов на новые лифты и эскалаторы, а в июле продала свои заводы в Петербурге и Щербинке инвесткомпании S8 Capital. Отметим, что по условиям сделки на российских площадках Otis сохранились производственное оборудование, технологии и рабочие места. Кроме того, Otis продолжает поставлять запчасти, но делать это, по заявлениям представителя фирмы, все труднее из-за экономических и логистических санкций. В августе 2022 г покупатель российских активов Otis возобновил бизнес под новым брендом.
Помимо приостановки работы крупного производителя дополнительным фактором спада выпуска в 2022 г стало нарушение цепочек снабжения. При производстве лифтов на локальных предприятиях используется около 30% импортных комплектующих: в основном это лебедки и микроэлектроника для станций управления лифтами. Проблемы с чипами начались еще в 2021 г, и их запасы у производителей ограничены.
За предыдущие 2018-2021 гг производство лифтов выросло на 16,6%: с 27,0 до 31,5 тыс шт. Российские производители занимают довольно прочную позицию в сегменте оборудования низкой ценовой категории. Отечественные лифты в основном поставляются в жилье эконом-класса и по программам замены и модернизации. К преимуществам российских лифтов относятся: конкурентоспособная цена; широкая сеть сервисных центров, которая позволяет оперативно оказывать техническую поддержку; низкая стоимость и доступность запасных частей. В 2018-2022 гг около 63% проданных в России лифтов были отечественного производства.
«Анализ рынка лифтов в России», подготовленный BusinesStat, включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив его развития:
В обзоре приведена детализация производства по видам лифтов:
В обзоре представлены финансовые рейтинги крупнейших производителей лифтов:
Отис Лифт, Мослифт, МЭЛ, Карачаровский механический завод, Евролифтмаш, Производственное объединение НЛМ, ПКФ Сиблифт, Высота-43, Санкт-Петербургский лифтовой завод, Еонесси, Электросила, Белтранслифт, ЧЛЗ «Витчел», ТД-Атлант, Алекс-лифт и другие.
Приведены рейтинги:
При подготовке обзора использована официальная статистика и собранные данные.
Информация профильных ведомств:
Информация, собранная BusinesStat:
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБЗОРА РЫНКА
КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИФТОВ
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЛИФТОВ
Предложение
Спрос
Баланс спроса и предложения
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЛИФТОВ
Численность в эксплуатации
Срок эксплуатации
ПРОДАЖИ ЛИФТОВ
Натуральный объем продаж
Стоимостный объем продаж
Средняя цена
ПРОИЗВОДСТВО ЛИФТОВ
Натуральный объем производства
Цена производителей
ПРОИЗВОДИТЕЛИ ЛИФТОВ
Рейтинги предприятий отрасли (юрлиц)
Профили 5 крупнейших предприятий отрасли
ООО «Отис Лифт»
АО «Мослифт»
АО «МЭЛ»
ПАО «Карачаровский механический завод»
ООО ПО «Евролифтмаш»
ЭКСПОРТ И ИМПОРТ ЛИФТОВ
Баланс экспорта и импорта
Натуральный экспорт
Стоимостный экспорт
Цена экспорта
Натуральный импорт
Стоимостный импорт
Цена импорта
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Натуральный объем
Стоимостный объем
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ
СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Таблица 1. Предложение лифтов в России в 2018-2022 гг (тыс шт)
Таблица 2. Прогноз предложения лифтов в России в 2023-2027 гг (тыс шт)
Таблица 3. Производство, импорт и складские запасы лифтов в России в 2018-2022 гг (тыс шт)
Таблица 4. Прогноз производства, импорта и складских запасов лифтов в России в 2023-2027 гг (тыс шт)
Таблица 5. Спрос на лифты в России в 2018-2022 гг (тыс шт)
Таблица 6. Прогноз спроса на лифты в России в 2023-2027 гг (тыс шт)
Таблица 7. Продажи и экспорт лифтов в России в 2018-2022 гг (тыс шт)
Таблица 8. Прогноз продаж и экспорта лифтов в России в 2023-2027 гг (тыс шт)
Таблица 9. Баланс спроса и предложения лифтов с учетом складских запасов в России в 2018-2022 гг (тыс шт)
Таблица 10. Прогноз баланса спроса и предложения лифтов с учетом складских запасов в России в 2023-2027 гг (тыс шт)
Таблица 11. Численность лифтов в эксплуатации в России в 2018-2022 гг (тыс шт)
Таблица 12. Прогноз численности лифтов в эксплуатации в России в 2023-2027 гг (тыс шт)
Таблица 13. Средний срок эксплуатации лифтов в России в 2018-2022 гг (лет)
Таблица 14. Прогноз среднего срока эксплуатации лифтов в России в 2023-2027 гг (лет)
Таблица 15. Продажи лифтов в России в 2018-2022 гг (тыс шт)
Таблица 16. Прогноз продаж лифтов в России в 2023-2027 гг (тыс шт)
Таблица 17. Продажи лифтов в России в 2018-2022 гг (млрд руб)
Таблица 18. Прогноз продаж лифтов в России в 2023-2027 гг (млрд руб)
Таблица 19. Средняя цена лифтов в России в 2018-2022 гг (тыс руб за шт)
Таблица 20. Прогноз средней цены лифтов в России в 2023-2027 гг (тыс руб за шт)
Таблица 21. Производство лифтов в России в 2018-2022 гг (тыс шт)
Таблица 22. Прогноз производства лифтов в России в 2023-2027 гг (тыс шт)
Таблица 23. Производство по видам лифтов в России в 2018-2022 гг (шт)
Таблица 24. Производство лифтов по федеральным округам в России в 2018-2022 гг (шт)
Таблица 25. Производство больничных лифтов с электроприводом по федеральным округам в России в 2018-2022 гг (шт)
Таблица 26. Производство грузовых лифтов с электроприводом по федеральным округам в России в 2018-2022 гг (шт)
Таблица 27. Производство пассажирских лифтов с гидравлическим, пневматическим, ручным приводом по федеральным округам в России в 2018-2022 гг (шт)
Таблица 28. Производство пассажирских лифтов с электроприводом по федеральным округам в России в 2018-2022 гг (шт)
Таблица 29. Цена производителей лифтов в России в 2018-2022 гг (тыс руб за шт)
Таблица 30. Прогноз цены производителей лифтов в России в 2023-2027 гг (тыс руб за шт)
Таблица 31. Рейтинг предприятий отрасли по выручке от продаж в 2021 г (млн руб)
Таблица 32. Рейтинг предприятий отрасли по прибыли от продаж в 2021 г (млн руб)
Таблица 33. Рейтинг предприятий отрасли по рентабельности продаж в 2021 г (%)
Таблица 34. Баланс экспорта и импорта лифтов в России в 2018-2022 гг (тыс шт)
Таблица 35. Прогноз баланса экспорта и импорта лифтов в России в 2023-2027 гг (тыс шт)
Таблица 36. Экспорт лифтов из России в 2018-2022 гг (тыс шт)
Таблица 37. Прогноз экспорта лифтов из России в 2023-2027 гг (тыс шт)
Таблица 38. Экспорт лифтов из России по странам мира в 2018-2022 гг (шт)
Таблица 39. Экспорт лифтов из России в 2018-2022 гг (млн долл)
Таблица 40. Прогноз экспорта лифтов из России в 2023-2027 гг (млн долл)
Таблица 41. Экспорт лифтов из России по странам мира в 2018-2022 гг (тыс долл)
Таблица 42. Цена экспорта лифтов из России в 2018-2022 гг (тыс долл за шт)
Таблица 43. Прогноз цены экспорта лифтов из России в 2023-2027 гг (тыс долл за шт)
Таблица 44. Цена экспорта лифтов из России по странам мира в 2018-2022 гг (тыс долл за шт)
Таблица 45. Импорт лифтов в Россию в 2018-2022 гг (тыс шт)
Таблица 46. Прогноз импорта лифтов в Россию в 2023-2027 гг (тыс шт)
Таблица 47. Импорт лифтов в Россию по странам мира в 2018-2022 гг (шт)
Таблица 48. Импорт лифтов в Россию в 2018-2022 гг (млн долл)
Таблица 49. Прогноз импорта лифтов в Россию в 2023-2027 гг (млн долл)
Таблица 50. Импорт лифтов в Россию по странам мира в 2018-2022 гг (тыс долл)
Таблица 51. Цена импорта лифтов в Россию в 2018-2022 гг (тыс долл за шт)
Таблица 52. Прогноз цены импорта лифтов в Россию в 2023-2027 гг (тыс долл за шт)
Таблица 53. Цена импорта лифтов в Россию по странам мира в 2018-2022 гг (тыс долл за шт)
Таблица 54. Рейтинг экспортеров лифтов по объему поставок из России, 2022 г (шт)
Таблица 55. Рейтинг зарубежных получателей лифтов из России по объему поставок, 2022 г (шт)
Таблица 56. Рейтинг импортеров лифтов по объему поставок в Россию, 2022 г (шт)
Таблица 57. Рейтинг зарубежных поставщиков лифтов в Россию по объему поставок, 2022 г (шт)
Таблица 58. Рейтинг экспортеров лифтов по объему поставок из России, 2022 г (тыс долл)
Таблица 59. Рейтинг зарубежных получателей лифтов из России по объему поставок, 2022 г (тыс долл)
Таблица 60. Рейтинг импортеров лифтов по объему поставок в Россию, 2022 г (тыс долл)
Таблица 61. Рейтинг зарубежных поставщиков лифтов в Россию по объему поставок, 2022 г (тыс долл)
Таблица 62. Выручка от продаж в 2018-2022 гг (млрд руб)
Таблица 63. Коммерческие и управленческие расходы в 2018-2022 гг (млрд руб)
Таблица 64. Себестоимость в 2018-2022 гг (млрд руб)
Таблица 65. Прибыль от продаж в 2018-2022 гг (млрд руб)
Таблица 66. Экономическая эффективность в 2018-2022 гг
Таблица 67. Инвестиции в отрасль в 2018-2022 гг (млн руб)
Таблица 68. Численность работников отрасли в 2018-2022 гг (тыс чел)
Таблица 69. Средняя зарплата в отрасли в 2018-2022 гг (тыс руб в год)
Таблица 70. Номинальный и реальный ВВП в России в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг (трлн руб)
Таблица 71. Инвестиции в основной капитал в России в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг (трлн руб)
Таблица 72. Экспорт и импорт, сальдо торгового баланса, курс доллара в России в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг (млрд долл, руб за долл)
Таблица 73. Индекс потребительских цен (инфляция), индекс цен на продовольственные, непродовольственные товары и услуги в России в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг (% к предыдущему году)
Таблица 74. Оборот розничной торговли товарами и услугами в России в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг (трлн руб)
Таблица 75. Численность постоянного населения в России в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг (млн чел)
Таблица 76. Реально располагаемые доходы населения в России в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг (% к предыдущему году)
Более того, за 11 месяцев 2022 года отрасль демонстрирует еще более впечатляющие результаты: ввод в действие жилых домов вырос на 14,9% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года.
Популярность большинства причин таких покупок в 2022 году снизилась, а одним из двух стимулов, показавшим рост за последний год, стали более низкие, чем в офлайн-рознице, цены. Так, в 2022 году 36% онлайн-покупателей ответили, что заказывают продукты онлайн по причине экономии, это на 4,3 процентных пункта больше, чем годом ранее. Причины усиления финансового стимула очевидны – в первую очередь это рост инфляции и снижение доходов населения. Игроки рынка также отмечают, что за последний год роль стоимости товаров для клиентов выросла. «Сейчас мы видим усиливающийся тренд на рациональное потребление, обусловленный влиянием инфляции и давлением на доходы покупателей. Он продолжится и в следующем году. При этом мы не фиксируем снижение среднего чека, скорее клиенты ищут выгодные на рынке предложения, сравнивают и пробуют новинки для того, чтобы получить для себя наилучший эффект», – рассказал директор по продажам и маркетингу в электронной коммерции розничной сети «Магнит» Евгений Николаев в интервью для «РБК Исследований рынков».