50 000 ₽
Анализ рынка книг (книжный рынок) в России
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
50 000 ₽
Демоверсия
DISCOVERY Research Group

Анализ рынка книг (книжный рынок) в России

Дата выпуска: 7 декабря 2018
Количество страниц: 120
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 59199
50 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание Таблицы
Описание

Цель исследования

Охарактеризовать текущее состояние и перспективы развития рынка книг в России.

Задачи исследования:

1. Мировой рынок книг.

2. Объем, темпы роста и динамика развития рынка книг в России.

3. Сегменты рынка книг в России.

4. Структура потребления книг в России.

5.  участники и их доли на российском книжном рынке.

6. Каналы сбыта продукции.

7. Инвестиционная привлекательность книжного рынка России.

8. Прогноз развития рынка книг в России до 2021 г.

9. Основные события, тенденции и перспективы развития рынка (в ближайшие несколько лет) книг в России.

10. Факторы, определяющие текущее состояние и развитие рынка книг в России.

11. Факторы, препятствующие росту рынка книг в России.

12. Потребительские предпочтения на рынке книг.

13. Уровень цен на рынке книг в России.

14. Востребованность книжных жанров и авторов.

15. Участие государственных органов власти, выполняющих регулирующую функцию (принятие законодательных актов, налогообложение и т.д.), в развитии книжного рынка России.

Объект исследования

Рынок книг в России.

Метод сбора и анализа данных

Мониторинг документов.

В общем виде целью кабинетного исследования является анализ ситуации на рынке книг, а также расчет показателей, характеризующих его состояние в настоящее время и в будущем.

Метод анализа данных

1. Базы данных Федеральной Таможенной службы РФ, ФСГС РФ (Росстат).

2. Материалы DataMonitor, EuroMonitor, Eurostat.

3. Печатные и электронные деловые и специализированные издания, аналитические обзоры.

4. Ресурсы сети Интернет в России и мире.

5. Экспертные опросы.

6. Материалы участников отечественного и мирового рынков.

7. Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.

8. Материалы отраслевых учреждений и базы данных.

9. Результаты ценовых мониторингов.

10. Материалы и базы данных статистики ООН (United Nations Statistics Division: Commodity Trade Statistics, Industrial Commodity Statistics, Food and Agriculture Organization и др.).

11. Материалы Международного Валютного Фонда (International Monetary Fund).

12. Материалы Всемирного банка (World Bank).

13. Материалы ВТО (World Trade Organization).

14. Материалы Организации экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development).

15. Материалы International Trade Centre.

16. Материалы Index Mundi.

17. Результаты исследований DISCOVERY Research Group.

Объем и структура выборки

Процедура контент-анализа документов не предполагает расчета объема выборочной совокупности. Обработке и анализу подлежат все доступные исследователю документы.

Резюме: 

Маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка книг в России.

Объем выпуска книг и брошюр в России в 2017 г. составил в натуральном выражении 117 359 печ.ед., что на 0,2% больше показателя 2016 г. Наибольший объем книжной продукции в 2017 г. был выпущен в Центральном Федеральном округе и составил 73 903 печ.ед., 63% от общего объема выпуска.

Число выпускаемых книг и брошюр  тиражом до 500 экз. в 1 пол.2018 г. составило 27 925 печ.ед. Данная тиражная группа являлась наибольшей в объеме выпуска в 1 пол.2018 г. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, прирост составил 1,2%.

По итогам 2017 г. объём книжного рынка России в сегменте B2C продемонстрировал положительную динамику на уровне 3,12% за счёт прироста оборотов в канале классических книжных и интернет магазинов. Оборот книжной отрасли по печатной книге в целом вырос на 2,41%. Лидирующим каналом продаж являются традиционные книжные магазины.

В 2015-2017 гг. относительно лояльная ценовая политика поставщиков, их стремление удержать рост цен на книги в пределах рублёвой инфляции позволили сохранить спрос на книжном рынке.

Согласно данным опроса ведущих книжных магазинов и сетей в 2017 г. наибольшую долю в обороте во всех каналах сбыта давали детско-юношеская, художественная, а также учебная литература. В общем объеме выпуска книг и брошюр наибольшую долю в 2017 г. занимали учебные и методические издания 33,27%.

Самым издаваемым автором художественной литературы в России уже много лет является Дарья Донцова. Общий тираж её книг, выпущенных в 2017 г., составил 1 349 тыс. экз. Самым популярным автором детской литературы в 2017 г. уже шестой год подряд является Корней Чуковский (2 245,1 тыс. экз. в 2017 г.).

В 2017 г. в стране действовало 5775 издательств. За 9 мес. 2018 г. зарегистрировано  4 811 издательств.

Развернуть
Содержание

Подробное оглавление/содержание отчета:

Список таблиц и диаграмм

10

Таблицы:

10

Диаграммы:

11

Резюме

13

Глава 1. Методология исследования

14

     §1.1. Объект исследования

14

     §1.2. Цель исследования

14

     §1.3. Задачи исследования

14

     §1.4. Метод сбора и анализа данных

14

     §1.5. Источники получения информации

15

     §1.6. Объем и структура выборки

15

Глава 2. Классификация и основные характеристики книг

17

Глава 3. Мировой рынок книг

20

     §3.1. Рейтинг ведущих издательских домов мира

22

Глава 4. Основные показатели книжного рынка России

25

     §4.1. Объемы книгопечатания и тираж книг в России: текущее состояние и динамика развития в последние годы

25

     §4.2. Объем и темпы роста рынка

32

          4.2.1. По каналам распределения

33

     §4.3. Ценообразование на книжном рынке

34

     §4.4. Сегментация рынка

36

          4.4.1. По тематическим разделам

38

          4.4.2. По целевому назначению

43

     §4.5. Самые издаваемые писатели

46

          4.5.1. Художественная литература

46

          4.5.2. Детская литература

48

     §4.6. Прогноз развития рынка

50

     §4.7. Электронные книги и аудиокниги

52

     §4.8. Инвестиционная привлекательность рынка

59

Глава 5. Розничная торговля книжной продукцией в России

61

     §5.1. Интернет-канал

62

     §5.2. FMCG

64

     §5.3. Киосковые сети

66

Глава 6. Тенденции и перспективы развития рынка книг в России

67

     §6.1. Потребительские предпочтения

73

     §6.2. Объединение «Читай-город» с «Буквоедом»

78

Глава 7. Издательский бизнес в России

79

     §7.1. Направления развития книгоиздательского бизнеса

80

     §7.2. Маркетинговая политика издательств и каналы распределения

85

          7.2.1. Эксмо-АСТ

89

          7.2.2. Азбука-Аттикус

93

          7.2.3. Просвещение

96

          7.2.4. Эгмонт Россия

99

          7.2.5. Рипол-Классик

101

          7.2.6. Росмэн

104

          7.2.7. Феникс

105

          7.2.8. Дрофа

106

Глава 8. Государственное регулирование книжного рынка

108

     §8.1. Премии и награды в области литературы

108

     §8.2. Программы поддержки

110

     §8.3. Изменения законодательства в области издательско-библиотечной деятельности

115

     §8.4. Борьба с контрафактной продукцией

118

Перечень приложений к отчету; количество и названия таблиц, диаграмм, графиков:

Отчет содержит 17 таблиц и 27 диаграмм.

Развернуть
Таблицы

Таблицы:

Таблица 1. Топ 20 писателей художественной литературы с наибольшим тиражом издания в России.

Таблица 2. Объем выпуска книг и брошюр по субъектам РФ в России, печ.ед.

Таблица 3. Объем выпуска книг и брошюр по субъектам РФ в России, общий тираж, тыс.экз.

Таблица 4. Объем выпуска книг и брошюр по тиражным группам в России

Таблица 5. Объем выпуска книг и брошюр по категориям в России

Таблица 6. Объем рынка книг в России, млрд. руб.

Таблица 7. Оборот книжной отрасли по каналам распределения в России, млрд. руб.

Таблица 8. Средняя цена реализованного издания на книжном рынке по основным каналам распределения в России, руб.

Таблица 9. Средняя цена реализованного издания в основных тематических разделах и каналах книжного рынка в России, руб.

Таблица 10. Объем выпуска книг и брошюр по тематическим разделам в России.

Таблица 11. Объем выпуска книг и брошюр по целевому назначению в России.

Таблица 12. Топ 20 писателей художественной литературы с наибольшим тиражом издания в России.

Таблица 13. Топ 20 писателей детской литературы с наибольшим тиражом издания в России.

Таблица 14. Объем рынка книг в России, млрд. руб.

Таблица 15. Ведущие книжные интернет-магазины в Рунете.

Таблица 16. Рейтинг издательств по количеству непериодических изданий в России.

Таблица 17. Основные показатели деятельности издательской группы ЭКСМО-АСТ.

Диаграммы:

Диаграмма 1. Структура мирового рынка книг по странам, % от стоимостного объема

Диаграмма 2. Объем мирового рынка и объем производства на душу населения книг по странам, % от стоимостного объема

Диаграмма 3. Объем выпуска книг и брошюр в России, печ.ед. и % прироста

Диаграмма 4. Структура выпуска книг и брошюр по субъектам РФ, %

Диаграмма 5. Объем выпуска книг и брошюр в России, общий тираж, тыс.экз. и % прироста

Диаграмма 6. Структура выпуска книг и брошюр по субъектам РФ % от общего тиража

Диаграмма 7. Объем и темп прироста оборота печатных книг в России, млрд. руб. и % прироста

Диаграмма 8. Структура рынка книг по каналам распределения, % от стоимостного объема

Диаграмма 9. Уровень и темп прироста средней цены реализованного издания в России, руб. и % прироста

Диаграмма 10. Индекс потребительских цен в основных тематических разделах книжного рынка, % ответивших издательств

Диаграмма 11. Доля различных тематических разделов в обороте книжного рынка России, % (без бюджетных продаж и электронных изданий)

Диаграмма 12. Объем и темп прироста оборота печатных книг в России, млрд. руб. и % прироста

Диаграмма 13. Динамика роста легального рынка электронных книг в России, млн руб.

Диаграмма 14. Доля электронных книг в ассортименте российских издательств в России, % среди опрошенных издательств, выпускающих электронные книги

Диаграмма 15. Доля электронных книг в рублёвых продажах российских издательств в России, % среди опрошенных издательств, выпускающих электронные книги

Диаграмма 16. Структура рынка книг по каналам распределения, % от стоимостного объема

Диаграмма 17. Динамика продаж печатной книги в интернет-канале, %

Диаграмма 18. Ассортиментная карта книжного предложения интернет-канала, доля раздела, %

Диаграмма 19. Доля различных тематических разделов в обороте FMCG сетей, %

Диаграмма 20. Основные тенденции рынка книг по мнению издательств, % ответивших издательств

Диаграмма 21. Доли ключевых игроков книжного рынка (издательств), % от стоимостного объема продаж

Диаграмма 22. Доли регионов в географии книжного рынка в России, % по числу выпущенных изданий

Диаграмма 23. Доли регионов в географии книжного рынка в России, % по тиражу

Диаграмма 24. География распространения издаваемых книг по субъектам РФ в России, %

Диаграмма 25. Формы продвижения книг в интернете, использовавшиеся издательствами в России, % отметивших издательств

Диаграмма 26. Социальные медиа, в которых издательства осуществляют PR-активность в России, % отметивших издательств

Диаграмма 27. Виды PR-активности издательств в социальных медиа в России, % отметивших издательств

Развернуть
Материалы по теме
Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Статья, 17 января 2020 INFOLine На конец 2019 года совокупная площадь распределительных центров TOP-100 крупнейших сетей превысит 8 млн кв.м. До 40% всех площадей РЦ приходится на X5 Retail Group (торговые сети Перекресток, Карусель, Пятерочка) и Магнит.

По данным исследования "Состояние потребительского рынка России и Рейтинг торговых сетей FMCG РФ: Итоги 2019-2020 гг.", подготовленного специалистами INFOLine, в сентябре 2019 года завершилось слияние компаний "Красное&Белое", "Дикси" и "Бристоль", в результате которого объединенная компания вышла на третье место среди крупнейших сетей. После завершения сделки по объединению розничных активов в новой компании чуть более 51% принадлежит владельцам "Дикси" и "Бристоля" – структурам Игоря Кесаева и Сергея Кациева, 49% – основателю сети "Красное&Белое" Сергею Студенникову. Бренды всех сетей будут сохранены. Отметим, что разрыв между объединенной компанией и лидерами рынка по-прежнему останется значительным. Так, в I пол. 2019 года выручка X5 Retail Group составила 839,7 млрд руб., компании "Магнит" – 643 млрд руб., а суммарная выручка объединенной компании по оценке INFOLine – около 375 млрд руб.

Показать еще