49 000 ₽
Демоверсия
Рынок книг и розничный книжный ритейл в РФ 2013
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков

Рынок книг и розничный книжный ритейл в РФ 2013

Дата выпуска: 25 декабря 2013
Количество страниц: 131
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 49606
49 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание Иллюстрации Таблицы
Описание

Настоящий обзор посвящен изучению российского рынка книг, в особенности рынка книжного ритейла (оффлайн и онлайн каналам книгораспространения)
В первом разделе отчета анализируется влияние макроэкономических показателей на развитие книжного рынка (оборот розничной торговли, инфляция и цены на книги, темпы роста производства в ЦБП, полиграфическом и издательском производстве, демографическая ситуация и среднедушевой выпуск бумажных книг, инвестиции в отрасль).

Второй раздел отчета посвящен основным характеристикам книжного рынка в РФ за 2013 год. Это, прежде всего, динамика розничной торговли книгами, структура розничных продаж книг, характеристика отечественного книгопроизводства. Раздел также включает обзор развития рынка детской, деловой, учебной, художественной литературы и рынка электронных книг.

Третий раздел «Конкурентный анализ издательского рынка в РФ» включает анализ ведущих российских книжных издательств (по объемам тиражей, по количеству выпущенных книг и брошюр, по финансовым показателям).

В четвером разделе характеризуются особенности текущего развития рынка книжного ритейла в РФ (каналы розничной реализации бумажных книг, сетевая книжная торговля, форматы оффлайновых книжных магазинов, современные концепции книжных магазинов, синергия онлайн и оффлайн продаж).

Пятый раздел отчета «Потребительские предпочтения на рынке бумажных книг» представлен результатами анализа online-опроса российских потребителей на сайте РБК (www.rbc.ru). Дата проведения опроса 29 ноября - 2 декабря 2013 г., объем выборки - 4 021 человек.

В заключение отчета приведены профили 10 крупнейших книжных операторов РФ (количество книжных магазинов, география сети, финансовые показатели и т.д.)

Исследование проведено в ноябре-декабре 2013 года.

Развернуть
Содержание
 

Список диаграмм

6

Список таблиц

8

Макроэкономические показатели развития книжного рынка в РФ

10

Оборот розничной торговли непродовольственными товарами и доля печатной продукции

10

Инфляция и цены на книги

11

Темпы промышленного производства в ЦБП, полиграфическом и издательском производстве

12

Демографическая ситуация и среднедушевой выпуск печатных книг

13

Инвестиции в отрасль

14

Основные характеристики книжного рынка РФ в 2013 году

15

Динамика рынка

15

Динамика розничной торговли книгами

15

Объем книжного рынка

15

География розничных продаж

16

Структура розничных продаж книг

25

Печать бумажных книг в России

26

Объем тиражного производства книг и брошюр

26

Сегментация объемов выпуска книг

28

По основным типам печатных изданий

28

По тиражным группам

29

По крупным тематическим разделам

30

Рынок детской литературы

31

Динамика тиражного производства

31

Динамика рынка

33

Основные игроки

33

Рынок деловой литературы

35

Объем рынка

35

Основные игроки

36

Основные тенденции

37

Рынок учебной литературы

37

Факторы влияния

37

Демографическая ситуация

37

Введение новых ФГОС

38

Объем тиражей учебной литературы

39

Дошкольная и школьная учебная литература

40

Учебники для ВПО, СПО

41

Количественный объем рынка

43

Основные игроки

46

Рынок художественной литературы для взрослых

46

Объем производства

46

Объем рынка

48

Основные игроки

49

Рынок электронных книг

50

Динамика объема рынка

50

Основные игроки

52

Основные тенденции

53

Конкурентный анализ издательского рынка РФ

54

Характеристики конкурентной среды

54

Количество книжных издательств

54

Рейтинги книжных издательств

54

По финансовым показателям

54

По объемам тиражей

55

По количеству названий книг и брошюр

57

Крупные сделки M&A на книжном рынке

59

Характеристика книжного ритейла в РФ

61

Общая ситуация и основные тенденции

61

Основные каналы розничной реализации книг

61

Сетевая книжная торговля

62

Уровень развития сетевой торговли

62

Розничные книжные сети

63

Форматы оффлайновых книжных магазинов

65

Современные концепции книжных магазинов

66

Концепция мультиканальных продаж в книжном ритейле (интеграция online и offline продаж)

67

Потребительские предпочтения на рынке бумажных книг в 2013-2014 гг.

70

Описание исследования

70

Цели и задачи исследования

70

Социально-демографический портрет участников исследования

71

Основные виды досуга и чтение книг как вид досуга

73

Частота чтения книг

74

Причины снижения продаж бумажных книг в России

75

Покупательская активность

76

Сумма трат по покупку книг

79

Места покупок печатных книг

82

Знание книжных магазинов

83

Критерии выбора книжных магазинов

86

Предпочитаемые литературные жанры

87

Интернет-торговля книгами

89

Интернет-магазины для покупки книг

89

Критерии выбора

91

Частота покупки книг

91

Сумма трат на покупку книг

92

Формы оплаты

94

Источники информации о книжных новинках

94

Каналы продвижения книжной продукции

96

Традиционные каналы продвижения

96

Инструменты Social Media Marketing

98

Профили книготорговых операторов

101

ООО ТД «Библио-глобус»

101

Регистрационные данные

101

Основные показатели развития

101

Продажи

102

География деятельности

103

Финансовые показатели

103

Контактная информация

104

ГУП ОЦ «Московский дом книги»

105

Регистрационные данные

105

Основные показатели развития

105

География деятельности

106

Финансовые показатели

106

Контактная информация

108

«Читай-Город», «Новый  книжный»

108

Основные показатели развития

108

География сети

108

Контактная информация

109

ООО «Буквоед»

110

Описание компании

110

Основные показатели развития

111

География сети

112

Продажи

113

Финансовые показатели

113

Контактная информация

114

ООО «Метида»

114

Регистрационные данные

114

Основные показатели развития

114

География деятельности

115

Финансовые показатели

115

Контактная информация

117

ООО «Чакона»

117

Регистрационные данные

117

Основные показатели развития

117

География деятельности

118

Контактная информация

118

ООО «ПродаЛитЪ»

118

Регистрационные данные

118

Описание компании

119

Продажи

119

География деятельности

119

Контактная информация

120

ООО «Амиталь»

120

Регистрационные данные

120

Продажи

121

География деятельности

121

Финансовые показатели

122

Контактная информация

123

ООО «Мирс»

123

Регистрационные данные

123

Описание компании

124

География деятельности

124

Финансовые показатели

125

Контактная информация

127

Ozon.ru (ООО «Интернет Решения»)

127

Регистрационные данные

127

Учредители

127

Ассортимент

128

Способы оплаты

129

Финансовые показатели

130

Контактная информация

                                                                                                             130          

Развернуть
Иллюстрации
 

Рис. 1. Динамика оборота розничной торговли непродовольственными товарами в РФ, в млн. руб. и % 2005-2013F гг.

10

Рис. 2. Доля покупок россиянами печатных изданий в общей структуре потребительских расходов на непродовольственные товары, %, 2006-2012 гг.

11

Рис. 3. Динамика средней потребительской цены на 1 бумажную книгу, 2005-2013 гг., в руб.

12

Рис. 4. Объем производства в ЦБП, издательской и полиграфической деятельности, (млрд. руб.) и рост в %, 2005-2013F гг.

13

Рис. 5. Динамика численности населения РФ и выпуск книг в расчете на душу населения, в млн. чел. и экз. , 2006-2012 гг.

13

Рис. 6. Динамика инвестиций в основной капитал в ЦБП, издательской и полиграфической деятельности, млрд. руб. и %, 2003-2012 гг.

14

Рис. 7. Динамика розничных продаж бумажных книг, газет и журналов  в РФ, 2009 - 1е полугодие 2013 гг., в млн. руб. и %

15

Рис. 8. Динамика российского книжного рынка, 2007-2013F гг, млрд. руб. и %

16

Рис. 9. Структура розничных продаж бумажных книг, газет и журналов по федеральным округам РФ, доля в %, 2013 г.

17

Рис. 10. Структура розничных продаж бумажных книг по тематическим направлениям, в экз., в %, 2012 г.

26

Рис. 11. Динамика объемов книгопроизводства в РФ 2004-2013 гг., в тыс. экз. и %

27

Рис. 12. Динамика российского книгопроизводства по числу выпущенных названий книг и брошюр 2005-2013 гг, тыс. экз. и %

27

Рис. 13. Сегментация печатной отрасли по основным типам изданий (по объемам тиражей), 2013 г., %

28

Рис. 14. Сегментация книжной продукции (по числу изданий), 2013 г., %

29

Рис. 15. Крупнейшие тематические сегменты в структуре тиражей на книжном рынке РФ, %, 2012 год

30

Рис. 16. Объем тиражей детской литературы в 2008-2013 гг. в РФ, в тыс. экз. и %

31

Рис. 17. Динамика численности названий книг и брошюр для детей, выпущенных в РФ в 2008-2013 г., % и тыс. печ. ед.

31

Рис. 18. Сегментация детской литературы по типу произведенной продукции, %, 2011-2012 г.

32

Рис. 19. Объем рынка детской литературы в РФ, 2008-2013F, в млрд. руб.  и %

33

Рис. 20. Ведущие издатели детской литературы в РФ, 2011-2012 гг., доля в %

34

Рис. 21.  ТОП-10 ведущих мировых издателей детской литературы, 2012 г., %

35

Рис. 22. Объем российского рынка деловой и профессиональной литературы в 2011-2014F гг., в млн. руб. и % (в издательских ценах)

36

Рис. 23. Динамика численности учащихся в средних общеобразовательных школах РФ, млн. чел. (с учетом вечерних школ), 2008-2014 уч. гг.

38

Рис. 24. Этапы переход на новые ФГОС в российских общеобразовательных школах, 2010-2020 гг.

38

Рис. 25. Объем выпуска тиражей учебной литературы в 2007-2013 гг. в РФ, тыс. экз. и % (все сегменты)

39

Рис. 26. Динамика тиражей учебников для высшей школы в РФ, тыс. экз. и %, 2005-2013 гг.

42

Рис. 27. Соотношение численности студентов ВУЗов и выпуска среднего количества учебников на 1 студента в РФ, 2005-2012 гг., экз. / чел.

42

Рис. 28. Динамика тиражей учебной литературы для среднего профессионального образования в РФ, тыс. экз. и %, 2008-2013 гг.

43

Рис. 29. Динамика объема рынка учебной литературы в РФ (все сегменты), 2007-2013 гг., млрд. руб. и %

44

Рис. 30. Динамика объема дошкольной учебной литературы в РФ, млрд. руб. и %

44

Рис. 31. Динамика объема рынка школьных учебников в РФ, 2010-2013F гг, млрд. руб. и %

45

Рис. 32. Динамика объема рынка учебников для ВУЗов в РФ, 2010-2013F гг, млрд. руб. и %

45

Рис. 33. Ведущие российские издатели учебной литературы для общеобразовательной школы РФ по объемам тиражей, %

46

Рис. 34. Структура выпуска художественной литературы для взрослых по категориям, 2012 г., % (по тиражам)

47

Рис. 35. Доля художественной литературы для взрослых в структуре продаж бумажных книг, %, 2010-2012 гг.

49

Рис. 36. Динамика продаж художественной литературы на российском книжном рынке (оценка), млрд. руб. 2010-2013F гг.

49

Рис. 37. Рейтинг издательств на рынке художественной литературы для взрослых по объемам продаж, %, 2012 г.

50

Рис. 38. Объем рынка электронных книг в РФ 2008-2013 гг, в $млн. и % (без учета теневого сектора)

51

Рис. 39. Ведущие игроки на рынке электронных книг в РФ по объемам продаж, %, 2012 год

52

Рис. 40. Динамика численности издательств в России в 2008-2012 гг, в тыс. и %

54

Рис. 41. Доли 15 крупнейших книжных издательств России по объемам тиражей, 2013 г., %

57

Рис. 42. Основные каналы розничных продаж книг, доля в %, 2013 г.

61

Рис. 43. Динамика численности стационарных книготорговых точек в РФ, 2005-2013F гг, тыс. шт. и %

63

Рис. 44. Пол респондентов, в % от числа опрошенных

71

Рис. 45. Возраст респондентов, %

71

Рис. 46. Доход респондентов, %

73

Рис. 47. Вопрос «Какое количество книг вы прочитали с начала 2013 года?», доля в %  от числа опрошенных

74

Рис. 48. «Какие книги вы предпочитаете читать?», доля в % от числа опрошенных

75

Рис. 49. Вопрос «Каковы на ваш взгляд, причины снижения продаж бумажных книг в России?», доля в %

76

Рис. 50. Вопрос «Сколько печатных книг Вы купили с начала 2013 года?», %

77

Рис. 51. Сумма трат на бумажные книги с начала 2013 года, в руб. и %

79

Рис. 52. Вопрос «Как Вы считаете, являются ли цены на бумажные книги в России слишком высокими?», %

80

Рис. 53. Вопрос «Как Вы считаете, сколько в среднем должна стоить одна печатная книга?», %

81

Рис. 54. Вопрос «В каких местах Вы чаще всего покупаете бумажные книги?», %

82

Рис. 55. Факторы неудовлетворенности посещением книжных магазинов, доля в % от количества опрошенных

86

Рис. 56. «Книги каких жанров вы предпочитаете покупать?», доля в % от количества опрошенных

87

Рис. 57. Вопрос «В каких интернет-магазинах Вы чаще всего покупаете печатные книги?», %

89

Рис. 58. Факторы выбора интернет-магазинов для покупки книг, доля в % от количества опрошенных

91

Рис. 59. Вопрос «Сколько раз в среднем в год Вы покупаете книги в Интернет-магазине?», доля в % от количества опрошенных, 2012-2013 гг.

92

Рис. 60. Вопрос «Какую сумму в среднем Вы тратите на покупку печатных книг в Интернет-магазине?», %

93

Рис. 61. Вопрос «Какие формы оплаты при покупке книг в Интернет-магазинах Вы обычно используете?», %

94

Рис. 62. Источники информации о книжных новинках, %

95

Рис. 63. Интернет-ресурсы, служащие источником информации о книжных новинках, %

96

Развернуть
Таблицы
 

Табл. 1. Динамика средней цена книгоиздателей за 1 книгу в РФ и по федеральным округам, 2005-2013 гг., в руб.

11

Табл. 2. Объем продаж бумажных книг, газет и журналов  в РФ в разрезе субъектов федерации, 2009-2013 гг., млн. руб. и % (в порядке убывания)

17

Табл. 3. Динамика розничных продаж бумажных книг, газет и журналов в Москве, Санкт-Петербурге и других областях РФ, млн. руб. и %, 2009-2013 гг. (в порядке убывания на 2013 г.)

18

Табл. 4. Ассортиментная структура розничных продаж книг по федеральным округам РФ, доля в  % к обороту розничной торговли всех обследованных организаций и в % к объему продаж по соответствующей товарной группе,  2012 г.

23

Табл. 5. Ассортиментная структура розничных продаж книг по субъектам РФ, доля в  % к обороту розничной торговли всех обследованных организаций и в % к объему продаж по соответствующей товарной группе,  2012 г.

23

Табл. 6. Основные характеристики российского книгопроизводства по итогам 2012-2013 гг.

27

Табл. 7. Выпуск книг и брошюр по тиражным группам, 2012 - 1-я половина 2013 гг.

29

Табл. 8. ТОП-20 наиболее издаваемых авторов по детской литературе, 2012 год

32

Табл. 9. ТОП-5 крупнейших детских издательств по объемам тиражей и количеству названий книг и брошюр в РФ, 2011-2012 гг. в тыс. экз и %

34

Табл. 10. Структура рынка учебной литературы по основным сегментам (по тиражам), %, 2013 г.

40

Табл. 11. Структура рынка учебной литературы РФ в разрезе основных сегментов, 2011-2013 гг., тыс. экз.

40

Табл. 12. Выпуск художественной литературы по жанрам в РФ, 2012 г., тыс. экз. и %

47

Табл. 13. Наиболее издаваемые авторы по художественной литературе, 2012 г.

48

Табл. 14. Рейтинг российских издателей по выручке от продажи продукции, на 01.01.2013 г., млн. руб.

54

Табл. 15. ТОП-50 крупных книжных издательств по объемам тиражей, 2012 год

55

Табл. 16. Крупнейшие издательства на книжном рынке РФ по количеству названий книг и брошюр, %, 2012 г.

57

Табл. 17. Крупные сделки M&A на книжном рынке РФ в 2006-2013 гг.

59

Табл. 18. Виды книжных розничных сетей на российском рынке, 2013 год

63

Табл. 19. Крупнейшие федеральные книготорговые сети РФ (по количеству торговых точек), 2013 г.

64

Табл. 20. Крупнейшие локальные книготорговые сети в РФ, 2013 г.

64

Табл. 21. Крупнейшие региональные книготорговые сети в РФ (по количеству торговых точек), 2013 г.

64

Табл. 22. Основные форматы оффлайновых книжных магазинов на российском рынке, 2013 год

66

Табл. 23. Основные характеристики мультиканальной стратегии продаж книжной продукции и сопутствующих товаров

68

Табл. 24. Синергетический эффект от слияния offline и online-каналов продаж книжной продукции и сопутствующих товаров

68

Табл. 25. Город проживания респондентов, %

72

Табл. 26. Основные виды досуга россиян и чтение книг, %

73

Табл. 27. Зависимость между купленным количеством бумажных книг и полом респондентов, %

77

Табл. 28. Зависимость между приобретенным количеством бумажных книг и среднедушевым уровнем дохода респондентов, %

78

Табл. 29. Мнение респондентов относительно уровня цен на книги в России в зависимости от места проживания, %

80

Табл. 30. Зависимость между ожиданиями по цене  на книги и уровнем дохода респондентов, %

81

Табл. 31. Вопрос «Какие российские книжные магазины вы знаете?», %

83

Табл. 32. Зависимость между предпочитаемыми книжными магазинами для покупки книг и местом проживания респондентов, в %

84

Табл. 33. Вопрос «Какими критериями выбора книжных магазинов вы руководствуетесь?», доля в % от опрошенных

86

Табл. 34. Вопрос «На ваш взгляд, книги каких жанров больше всего подходят для конвертации в электронный формат?»,  доля в % от числа опрошенных

88

Табл. 35. Соотношение между интернет-магазинами для покупки книг и городом проживания респондентов, %

90

Табл. 36. Зависимость между суммой трат на покупку книг в интернет-магазинах и частотой их покупки, %

93

Табл. 37. Основные книжные выставки в РФ

97

Табл. 38. Наиболее распространенные инструменты работы с социальными сетями и блогами

98

Развернуть
Материалы по теме
Статья, 3 октября 2024 ABARUS Market Research На рынке газобетона продолжаются процессы укрупнения Возобновление роста производства сопровождается появлением новых холдингов. Консолидация помогает игрокам эффективнее реагировать на рыночные изменения и адаптироваться к резким перепадам спроса

Динамику российского рынка автоклавного газобетона нельзя назвать спокойной. Газоблоки очень популярны в строительстве, и применение их расширяется. Доля газобетона в общей сумме всех материалов, из которых возводятся стены зданий в РФ, по оценкам агентства ABARUS Market Research, выросла с 10% (2009) до 36% (в 2021). Газобетон активно используется и в многоквартирном строительстве (в сочетании с монолитной технологией), и в малоэтажном индивидуальном строительстве. Правда, в ИЖС газоблокам пришлось немого потесниться из-за возросшей популярности деревянных домов, но тенденция все равно устойчивая – спрос на газобетон высокий.

Показать еще