По оценке «Экспресс-Обзор», в 2007 году объем рынка канцелярских товаров увеличился на 6,4% в рублях. При этом еще в 2004 году прирост рынка составлял 14%. В первую очередь такое замедление связано со стагнацией рынка школьных канцелярских товаров. Демографический кризис, набравший обороты еще в конце 80-х гг., стал основной причиной снижения спроса на школьную канцелярию.
Поэтому канцелярский рынок растет преимущественно за счет офисной канцелярии: в 2007 году ее продажи увеличились на 9,1% в рублях и составили 64,4% от общего рынка, в то время как объем школьной канцелярии увеличился всего на 1,8%.
Тон в офисной канцелярии задают корпоративные продажи - в 2007 году они заняли 68,3% всех офисных канцелярских товаров.
Говоря о региональной структуре рынка по России в целом, следует отметить его неравномерность: рынок достаточно развит, например, в Москве и Санкт-Петербурге, но слабо развит в менее крупных городах. На долю московского и питерского канцелярских рынков в 2007 году пришлось около 24% всех продаж. При этом еще в 2003 году эта доля составляла почти 30%.
И доля Москвы, и доля Санкт-Петербурга из года в год сокращается, что говорит о постепенном насыщении этих рынков. По прогнозам, в 2009 году, например, на Москву придется 14,2% общего рынка канцтоваров в стоимостном выражении.
Одной из причин этого насыщения могут служить достаточно развитые сети гипермаркетов и супермаркетов в двух российских столицах, предлагающие вполне достаточный для среднего потребителя ассортимент канцтоваров, а также высокие арендные ставки для продавцов канцтоваров. Если говорить о Москве, то здесь и вовсе свободных ниш практически не осталось. Также сложившаяся ситуация объясняется разным финансовым положением регионов и невысокой культурой потребления канцелярских товаров в отдаленных от центра районах. О стагнации и насыщении московского и питерского рынков говорят и их низкие темпы прироста - менее 3% в 2007 году.
Наибольшую долю на рынке канцтоваров в 2007 году заняли бумажно-беловые изделия (ББИ) - чуть больше 40%. Столь высокая доля ББИ объясняется тем, что это один из немногих сегментов, где хорошо развито российское производство. На долю ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК» и ОАО «Светогорский ЦБК» приходится основная часть этой продукции. В последнее время стала наращивать свои производственные мощности ГП (группа предприятий) «Северо-Западная лесопромышленная компания».
По оценке «Экспресс-Обзор», объем продаж офисной бумаги в 2007 году составил 14,7 млрд. руб. В 2008-2009 гг. рынок офисной бумаги продолжит увеличиваться, что объясняется популярностью бумаги как таковой (ее используют не только для печатания документов, но и в качестве черновиков, редко когда лист бумаги существует больше суток). При этом можно заметить очевидную тенденцию: импортная офисная бумага вытесняется отечественной. В 2009 году на долю зарубежной бумаги придется всего 20% совокупного рынка в натуральном выражении.
В отличие от рынка офисной бумаги, который стабильно увеличивается, в сегменте рынка тетрадей все не так гладко. По итогам 2007 года производство тетрадей уменьшилось на 3% в натуральном выражении. Сокращение выпуска тетрадей объясняется снижением спроса на них из-за уменьшения числа потребителей. За последние восемь лет численность учащихся в школах сократилась более чем на 30%. А, как известно, именно школьники от 7 до 18 лет являются основными потребителями тетрадей. К тому же новые технологии и новые носители вытесняют традиционные, на смену тетрадям приходят микрочипы и флэш-карты.
Положительным моментом для отечественного производства является то, что по сравнению с западными тетрадями российские тетради дешевы и потому очень популярны.
Даже высокие темпы прироста объема импорта тетрадей - почти 25% по итогам 2007 года в натуральном выражении - не улучшают ситуации на рынке. По итогам 2009 года он увеличится всего на 2,7% в натуральном выражении.
Не очень хорошо дела обстоят и с производством пишущих принадлежностей. Например, в 2007 году выпуск шариковых авторучек сократился на 26,8% в натуральном выражении.
Такие низкие показатели отечественного производства объясняются тем, что производство хорошей ручки, как и других пишущих принадлежностей, является сложным, высокотехнологичным и дорогостоящим процессом. В России выпуск ручек происходит в основном на уровне «отверточной сборки». Но есть и исключения. Например, ООО «Стамм», ООО «Пишущие принадлежности Беркли» и Erich Krause производят достаточно хорошие и качественные ручки, но их выпуск невелик.
Рынок товаров для творчества демонстрирует удивительное постоянство. Позиции лидеров - «Гамма» и «Луч» - практически не меняются на протяжении десятка лет, а их совокупная доля неизменно составляет порядка 70%.
Канцелярская отрасль достаточно сильно консолидирована - в 2006 году 55,5% всего рынка занимали 8 крупнейших игроков-дистрибуторов. Из них на долю «Комуса» приходилось 20,5%.
Исследование рынка канцтоваров включает в себя 7 основных частей:
Более подробное содержание каждой части приведено в оглавлении.
Методология:
АННОТАЦИЯ | 2 | |||
О КОМПАНИИ "ЭКСПРЕСС-ОБЗОР" | 4 | |||
ОГЛАВЛЕНИЕ | 5 | |||
РЫНОК КАНЦТОВАРОВ | 14 | |||
ВВЕДЕНИЕ | 14 | |||
ОБЪЕМ РЫНКА (в стоимостном выражении) | 16 | |||
| Динамика объема рынка 2003-2009 | 16 | ||
| Основные тенденции | 18 | ||
| Структура рынка канцтоваров по товарным группам 2005-2008 | 22 | ||
| Структура рынка канцтоваров по сфере применения (офис/школа) 2003-2009 | 23 | ||
| Региональная структура рынка канцтоваров (г. Москва, Санкт-Петербург, другие) 2003-2009 | 25 | ||
| Основные каналы дистрибуции | 27 | ||
| Основные каналы сбыта | 27 | ||
ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ | 29 | |||
| Доли на рынке 8-ми крупнейших игроков-дистрибуторов 2003-2006 | 29 | ||
| Положение игроков-дистрибуторов на рынке и пути их развития | 30 | ||
| Основные события (слияния/поглощения) 2006-2008 | 31 | ||
| Сравнительная характеристика основных игроков-дистрибуторов | 33 | ||
РЫНОК ТЕТРАДЕЙ | 40 | |||
| ПРОИЗВОДСТВО | 40 | ||
|
| Динамика производства 2003-2009 | 40 | |
|
| Структура производства по товарным группам (общие тетради/тетради 12 л) 2003-2009 | 41 | |
|
| Региональная структура производства 2005-2007 (данные официальной статистики) | 42 | |
|
|
| Тетради всех видов | 42 |
|
|
| Общие тетради | 43 |
|
|
| Тетради 12 л | 45 |
|
|
| Нагрузка федеральных округов в производстве тетрадей различных видов (общие тетради/тетради 12 л) | 48 |
|
| Рейтинг крупнейших производителей 2003-2007 | 49 | |
|
|
| Тетради всех видов | 49 |
|
|
| Общие тетради | 51 |
|
|
| Тетради 12 л | 53 |
|
| Основные тенденции в производстве сырья | 54 | |
| ЭКСПОРТ | 56 | ||
|
| Динамика объема экспорта 2003 - 2009 (данные официальной статистики) | 56 | |
|
| Направления российского экспорта (по странам) 2003-2007 (данные официальной статистики) | 57 | |
| ИМПОРТ | 59 | ||
|
| Динамика объема импорта 2003-2009 (данные официальной статистики) | 59 | |
|
| Страны-поставщики 2003-2007 (данные официальной статистики) | 60 | |
| ОБЪЕМ РЫНКА | 61 | ||
|
| Динамика объема рынка 2003-2009 | 61 | |
|
| Структура рынка (импортная/отечественная продукция) 2003-2009 | 62 | |
| ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ-ПРОИЗВОДИТЕЛИ | 63 | ||
|
| Основные события (слияния/поглощения) 2007 | 63 | |
|
| Сравнительная характеристика основных игроков | 64 | |
РЫНОК ОФИСНОЙ БУМАГИ | 68 | |||
| ИМПОРТ (в натуральном выражении) | 68 | ||
|
| Динамика объема импорта 2003-2009 | 68 | |
| ОБЪЕМ РЫНКА | 69 | ||
|
| Динамика объема рынка 2003-2009 | 69 | |
|
| Структура рынка по товарным группам (класс А, В, С, цветная бумага) 2004-2009 | 70 | |
|
| Основные тенденции в производстве сырья | 71 | |
|
| Классификация офисной бумаги (класс А, В, С) | 73 | |
| ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ | 74 | ||
|
| Основные события 2007-2008 | 74 | |
|
| Сравнительная характеристика основных игроков | 75 | |
РЫНОК ПАПОК | 78 | |||
| ПРОИЗВОДСТВО (в натуральном выражении) | 78 | ||
|
| Динамика производства 2003-2007 (данные официальной статистики) | 78 | |
|
| Региональная структура производства 2005-2007 (данные официальной статистики) | 78 | |
| ЭКСПОРТ | 80 | ||
|
| Динамика объема экспорта 2003-2007 (данные официальной статистики) | 80 | |
|
| Направления российского экспорта (по странам) 2003-2007 (данные официальной статистики) | 81 | |
| ИМПОРТ | 82 | ||
|
| Динамика объема импорта 2003-2007 (данные официальной статистики) | 82 | |
|
| Страны-поставщики 2003-2007 | 82 | |
| ОБЪЕМ РЫНКА (в стоимостном выражении) | 84 | ||
|
| Динамика объема рынка 2005-2008 | 84 | |
|
| Структура рынка по товарным группам 2005-2008 | 84 | |
| СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИГРОКОВ-ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ | 85 | ||
РЫНОК ТОВАРОВ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА | 87 | |||
| ЭКСПОРТ | 87 | ||
|
| Динамика и структура объема экспорта 2003-2007 (данные официальной статистики) | 87 | |
|
| Направления российского экспорта (по странам) 2003-2007 (данные официальной статистики) | 87 | |
| ИМПОРТ | 89 | ||
|
| Динамика и структура объема импорта 2003-2007 (данные официальной статистики) | 89 | |
|
| Страны-поставщики 2003-2007 (данные официальной статистики) | 89 | |
| ОБЪЕМ РЫНКА (в стоимостном выражении) | 91 | ||
|
| Динамика объема рынка 2005-2008 | 91 | |
| ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ | 91 | ||
|
| Доли на рынке 2-х крупнейших игроков 2005-2007 | 91 | |
|
| Сравнительная характеристика основных игроков | 92 | |
|
| Основные события (слияния/поглощения) 2007 | 93 | |
РЫНОК ПИШУЩИХ ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ | 94 | |||
| ПРОИЗВОДСТВО (в натуральном выражении) | 94 | ||
|
| Динамика производства шариковых авторучек 2003-2007 (данные официальной статистики) | 94 | |
|
| Динамика и структура производства карандашей 2003-2009 (данные официальной статистики) | 94 | |
| ЭКСПОРТ | 96 | ||
|
| Ручки всех видов | 96 | |
|
|
| Динамика объема экспорта 2003-2007 (данные официальной статистики) | 96 |
|
|
| Структура экспорта по товарным группам 2003-2007 (данные официальной статистики) | 96 |
|
| Карандаши всех видов | 97 | |
|
|
| Динамика объема экспорта 2003-2007 (данные официальной статистики) | 97 |
|
|
| Структура экспорта по товарным группам 2003-2007 (данные официальной статистики) | 98 |
|
|
| Направления российского экспорта (по странам) 2003-2007 (данные официальной статистики) | 99 |
| ИМПОРТ | 99 | ||
|
| Ручки всех видов | 99 | |
|
|
| Динамика объема импорта 2003-2007 (данные официальной статистики) | 99 |
|
|
| Структура импорта по товарным группам 2003-2007 (данные официальной статистики) | 100 |
|
|
| Страны-поставщики 2003-2007 (данные официальной статистики) | 101 |
|
| Карандаши всех видов | 102 | |
|
|
| Динамика объема импорта 2003-2007 (данные официальной статистики) | 102 |
|
|
| Структура импорта по товарным группам 2003-2007 (данные официальной статистики) | 102 |
|
|
| Страны-поставщики 2003-2007 (данные официальной статистики) | 103 |
| ОБЪЕМ РЫНКА (в стоимостном выражении) | 105 | ||
|
| Динамика объема рынка 2005-2008 | 105 | |
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ ВЭД | 106 | |||
| ШТЕМПЕЛЬНЫЕ ТОВАРЫ | 106 | ||
|
| Динамика объема экспорта и импорта 2003-2007 (данные официальной статистики) | 106 | |
|
| Направления российского экспорта (по странам) 2003-2007 (данные официальной статистики) | 106 | |
|
| Страны-поставщики 2003-2007 (данные официальной статистики) | 107 | |
| КАНЦЕЛЯРСКИЕ МЕЛОЧИ | 109 | ||
|
| Динамика объема экспорта 2003-2007 (данные официальной статистики) | 109 | |
|
| Динамика объема импорта 2003-2007 (данные официальной статистики) | 109 | |
| СВПИ (средства визуальной подачи информации) | 110 | ||
|
| Динамика объема экспорта и импорта 2003-2007 (данные официальной статистики) | 110 | |
| НАСТОЛЬНЫЕ НАБОРЫ И АКСЕССУАРЫ | 111 | ||
|
| Динамика объема экспорта и импорта 2003-2007 (данные официальной статистики) | 111 | |
ОСНОВНЫЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНКА | 112 | |||
| РЫНОК КАНЦТОВАРОВ | 112 | ||
| РЫНОК ТЕТРАДЕЙ | 113 | ||
| РЫНОК ОФИСНОЙ БУМАГИ | 114 | ||
| РЫНОК ПАПОК | 114 | ||
| РЫНОК ТОВАРОВ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА | 115 | ||
| РЫНОК ПИШУЩИХ ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ | 115 | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ | 116 | |||
| Курс доллара и численность населения РФ | 116 | ||
| Основные определения и допущения | 116 | ||
| Классификация рынка канцтоваров (оценка "Экспресс-Обзор") | 116 | ||
| Оценки экспертов, использованные в исследовании | 117 |
― Каким был 2021 год для Вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?
В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок эквайринга: итоги 2021 г., прогноз до 2025 г.», выяснилось, что по итогам 2021 г. объем российского рынка эквайринга (объем комиссии) составил около 580 млрд. руб. Показатель за год увеличился на более 20%.
В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок бизнес-авиации: итоги 2021 г., прогноз до 2025 г.», выяснилось, в 2021 г. объем российского рынка бизнес-авиации по совокупной выручке ведущих участников – эксплуатантов бизнес-джетов и авиаброкеров – составил более 60,00 млрд. руб. Причем в структуре объема российского рынка бизнес-авиации доля компаний-экплуатантов составляет 87,1%, а авиаброкеров – всего 12,9%.