Малый и средний бизнес Санкт-Петербурга, представители которого являются основными потребителями аутсорсинга, значительно отличается от московского и общероссийского. В частности, количество предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) на душу населения в северной столице более чем в 1,5 раза выше, чем в Москве и в три раза выше, чем в среднем по России. Между тем, в Санкт-Петербурге проживает около 3% населения, тогда как в Москве - более 7%.
Темпы роста численности предприятий МСБ в Санкт-Петербурге сравнимы с общероссийскими, между тем, данный показатель в Москве снижается с каждым годом, в результате чего «вклад» столицы в общую численность представителей МСБ России с каждым годом падает.
Положительная динамика развития МСБ в Санкт-Петербурге свидетельствует о наличии в этом городе благоприятных условий для развития аутсорсинга бухгалтерских услуг и высоком потенциале рынка.
В 2008 году на рынке аутсорсинга бухгалтерских услуг Санкт-Петербурга было зафиксировано падение объема, когда в результате 10% снижения численности предприятий МСБ, рынок сократился на _____ в сопоставимых ценах.
По оценке «Экспресс-Обзор», 2009 год завершился ростом объема рынка на уровне ___ в фактических ценах, что стало возможно благодаря всплеску интереса, вызванного кризисом, и незначительному увеличению численности предприятий МСБ. Рост рынка в сопоставимых ценах составил всего лишь ___.
В ближайшей перспективе динамичного развития рынка, наблюдаемого до 2008 года, ожидать не приходится. Однако стадия интенсивного роста рынка еще не пройдена, а потенциал огромен, и, следовательно, рост рынка в будущем неизбежен. По итогам 2009 года рынок был насыщен только на 5,5%. Именно столько компаний (от возможного числа потенциальных пользователей в Санкт-Петербурге) пользуются этой услугой.
Наибольшей популярностью бухгалтерские услуги пользуются у предприятий оптовой и розничной торговли - почти 70% всего объема рынка аутсорсинга Санкт-Петербурга. Далее следуют производственные и строительные компании, и, наконец, компании, предоставляющие услуги населению.
Стоимость услуг бухгалтерского аутсорсинга зависит от степени сложности поставленной клиентом задачи, от сроков выполнения, от численности сотрудников компании-клиента, ее оборота, и, конечно, от репутации бухгалтерской компании. Если сравнивать использование услуги с содержанием в штате одного бухгалтера, то экономия, по оценке «Экспресс-Обзор», в среднем составляет порядка 75%.
Исследование рынка аутсорсинга бухгалтерских услуг включает в себя 3 основные части:
Среди петербуржцев в возрасте от 18 до 65 лет доля потребителей алкоголя составила около 70%. Практики потребления отличаются у мужчин и женщин. Среди мужчин доля потребителей пива и крепких напитков заметно больше. И в целом репертуар напитков шире. Типично женский напиток – шампанское. А вот вино за последний год в одинаковой степени было популярно и среди мужчин, и среди женщин.
Гипермаркеты, супермаркеты и сетевые алкомаркеты – практически одинаково популярные места покупки алкоголя. Мужчины как активные потребители выбирают наиболее разнообразные форматы магазинов.
Пиво – один из самых любимых алкогольных напитков петербуржцев. Около 40% опрошенных горожан пили его за последний год. Наиболее типичные потребители пива – мужчины в возрасте от 25 до 34 лет.