39 000 ₽
Российский парфюмерно-косметический ритейл в условиях кризиса
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
39 000 ₽
Демоверсия
РБК Исследования рынков

Российский парфюмерно-косметический ритейл в условиях кризиса

Дата выпуска: 7 июля 2009
Количество страниц: 187
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 47355
39 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание Иллюстрации Таблицы
Описание

Маркетинговое исследование «Российский парфюмерно-косметический ритейл в условиях кризиса» касается проблематики развития рынка российской парфюмерии и косметики в период с декабря 2008 года по апрель 2009 года. Данное исследование также включает в себя анализ покупательских предпочтений, которые не могли остаться неизменными в кризисных условиях. Товары парфюмерии и косметики относятся к непродовольственным, поэтому их уровень спроса является сильно подверженным кризисным условиям.

В частности материалы исследования «Российский парфюмерно-косметический ритейл в условиях кризиса» свидетельствуют о том, что при наступлении кризиса, российские потребители стали значительно меньше расходовать средств на приобретение товаров парфюмерии и косметики. Экономия заключается в уменьшении частоты и количества покупок (продукции того же производителя), приобретении более дешевых товаров или закупки впрок, приобретении товаров в тех каналах продаж, где установлена минимальная цена. Крайним методом экономии является отказ от покупки продукции данной категории.

Снижение спроса на товары парфюмерии и косметики приводит к необходимости проведения политики снижения цен, но это становится практически невозможным, когда товары являются импортными или изготавливаются из импортного сырья. Розничный рост цен на товары парфюмерии и косметики, наблюдавшийся с самого начала кризиса, привел к еще большему снижению потребительской активности в соответствующем сегменте рынка.

Маркетинговое исследование «Российский парфюмерно-косметический ритейл в условиях кризиса», позволившее получить общее представление о состоянии российского рынка продукции косметики и парфюмерии, проводилось с апреля по июнь 2009 года. Исследование было основано на следующих методах исследования:

  • Интернет-опрос посетителей ресурса РосБизнесКонсалтинг;
  • Кабинетное исследование, направленное на изучение материалов конференций, а также печатных и электронных СМИ.

При составлении общего обзора рынка была сформулирована классификация каналов, форматов реализации парфюмерных и косметических товаров. Дополнительно в исследовании были составлены среднесрочные прогнозы в отношении дальнейшего развития российского рынка. Благодаря обзору всемирной торговой сети продукции косметики и парфюмерии, становится возможным провести сопоставление показателей развития российского рынка с показателями развития рынков других стран. Сопоставление позволяет сформулировать некоторые прогнозы в отношении развития российского рынка, но по принципу аналогии.

Маркетинговое исследование «Российский парфюмерно-косметический ритейл в условиях кризиса» содержит в себе информацию об особенностях регионального развития российского рынка товаров парфюмерии и косметики, то есть в исследовании выделены наиболее значимые участники этого рынка, а также составлено представление о степени освоения конкретного региона. В отношении крупнейших операторов, занимающихся розничной торговлей товарами парфюмерии и косметики, приводятся профили. Профили включают контактную информацию, общее описание компании, данные о руководстве компании, о планах и главных направлениях развития, также размещается динамика основных экономических показателей компании.

Развернуть
Содержание

Аннотация

 

3

Полное оглавление

4

Список диаграмм

 

6

Список таблиц

 

8

Состояние мирового и европейского розничного рынка парфюмерии и косметики

10

 

Макроэкономические показатели мировой экономики

10

 

Тенденции мирового и европейского розничного рынка парфюмерии и косметики

11

 

Участники европейского парфюмерно-косметического рынка

17

Российский парфюмерно-косметический рынок: объем, сегментация, тенденции развития

26

 

Макроэкономические показатели российской экономики

26

 

Актуальная ситуация на парфюмерно-косметическом рынке РФ

31

 

Изменение потребления парфюмерии и косметики в условиях кризиса

35

 

Сегментация парфюмерно-косметического рынка

41

 

 

Тенденции развития сегментов парфюмерно-косметического рынка

43

Крупнейшие компании парфюмерно-косметического ритейла РФ: тенденции и перспективы развития

46

 

Антикризисные меры парфюмерно-косметических сетей

51

 

Консолидация парфюмерно-косметической розницы, сделки M&A

52

Каналы продаж и форматы торговли парфюмерно-косметической продукцией

55

 

Тенденции потребления селективной продукции

60

 

Специализированные магазины / розничные парфюмерно-косметические сети

60

 

Универмаги (Department Store) / продуктовые супермаркеты, гипермаркеты

62

 

Прямые продажи / продажи по каталогам

62

 

Аптеки

 

65

 

Дрогери

 

71

 

Электронные продажи

74

 

Открытые рынки

75

Развитие парфюмерно-косметических сетей в регионах России

76

 

Макроэкономические показатели развития федеральных округов России в 2008 г.

76

 

Тенденции развития парфюмерно-косметического ритейла в регионах РФ

81

 

Центральный Федеральный округ

84

 

 

Макроэкономическая ситуация

84

 

 

Развитие парфюмерно-косметического ритейла в ЦФО

86

 

Северо-Западный Федеральный округ

95

 

 

Развитие парфюмерно-косметического ритейла в СЗФО

97

 

Южный Федеральный округ

104

 

 

Развитие парфюмерно-косметического ритейла в ЮФО

106

 

Приволжский Федеральный округ

112

 

 

Развитие парфюмерно-косметического ритейла в ПФО

115

 

Уральский Федеральный округ

124

 

 

Развитие парфюмерно-косметического ритейла в УрФО

126

 

Сибирский Федеральный округ

131

 

 

Развитие парфюмерно-косметического ритейла в СФО

134

 

Дальневосточный Федеральный округ

141

 

 

Развитие парфюмерно-косметического ритейла в ДВФО

142

Профили участников рынка

146

 

ILE DE BEAUTE

146

 

 

Основные показатели

146

 

 

Финансовые показатели

149

 

 

История компании

150

 

 

Основные направления развития и планы

150

 

 

Акционеры и правление

153

 

 

Контактная информация

153

 

Douglas

 

153

 

 

Основные показатели

153

 

 

Финансовые показатели

155

 

 

История компании

155

 

 

Основные направления развития и планы

155

 

 

Акционеры и правление

156

 

 

Контактная информация

156

 

Косметичка

 

157

 

 

Основные показатели

157

 

 

Финансовые показатели

158

 

 

История компании

158

 

 

Основные направления развития и планы

158

 

 

Акционеры и правление

158

 

 

Контактная информация

158

 

Л'Этуаль, Sephora

159

 

 

Основные показатели

159

 

 

Финансовые показатели

165

 

 

История компании

165

 

 

Основные направления развития и планы

166

 

 

Акционеры и правление

168

 

 

Контактная информация

168

 

РИВ ГОШ

 

168

 

 

Основные показатели

168

 

 

Финансовые показатели

171

 

 

Основные направления развития и планы

171

 

 

Акционеры и правление

172

 

 

Контактная информация

172

 

Ол!Гуд

 

173

 

 

Основные показатели

173

 

 

Финансовые показатели

175

 

 

История компании

175

 

 

Основные направления развития и планы

175

 

 

Акционеры и правление

176

 

 

Контактная информация

176

 

Подружка

 

177

 

 

Основные показатели

177

 

 

Финансовые показатели

178

 

 

История компании

178

 

 

Основные направления развития и планы

178

 

 

Акционеры и правление

179

 

 

Контактная информация

179

 

Улыбка радуги

179

 

 

Основные показатели

179

 

 

Финансовые показатели

180

 

 

История компании

180

 

 

Основные направления развития и планы

180

 

 

Акционеры и правление

181

 

 

Контактная информация

181

 

Lush

 

182

 

 

Основные показатели

182

 

 

Финансовые показатели

183

 

 

Основные направления развития и планы

183

 

 

Акционеры и правление

184

 

 

Контактная информация

184

 

L'Occitane

 

185

 

 

Основные показатели

185

 

 

Финансовые показатели

186

 

 

Основные направления развития и планы

186

 

 

Акционеры и правление

186

 

 

Контактная информация

186

Развернуть
Иллюстрации

Рис. 1. Динамика мировой экономики в 2007-2010 гг., %.................................................. 10

Рис. 2. Динамика мирового экспорта, 2006-2009 гг., %....................................................... 11

Рис. 3. Объем парфюмерно-косметического рынка стран Европы в 2007 г., € млрд.. 12

Рис. 4. Рост выручки компании LVMH от продажи парфюмерно-косметической продукции, 2005-2008 гг., € млрд....................................................................................................................... 18

Рис. 5. Динамика оборота Parfumerie Douglas, € млрд, 2003/04-2007/08 гг.................. 19

Рис. 6. Номинальный объем ВВП РФ, млрд руб., 2002-2008 гг., прогноз на 2009 г..... 28

Рис. 7. Сравнение реальных темпов роста основных индикаторов, %, 2000-2008 гг., прогноз на 2009-2010 гг............................................................................................................................ 29

Рис. 8. Динамика объема российского парфюмерно-косметического рынка (без учета нелегального импорта) 2001-2009 гг., $ млрд.......................................................................................... 32

Рис. 9. Структура продаж парфюмерно-косметических товаров - распределение по каналам продаж, 2008 г........................................................................................................................ 34

Рис. 10. Доля изменивших потребление непродовольственных товаров FMCG под влиянием кризиса в апреле 2009 г./декабре 2008 г. по сравнению с докризисным периодом, % от покупателей товаров............................................................................................................ 36

Рис. 11. Доля отказавшихся от покупки товаров FMCG под влиянием кризиса в апреле 2009 г./декабре 2008 г. по сравнению с докризисным периодом, % от покупателей товаров        38

Рис. 12. Доля сокративших объем/частоту покупки непродовольственных товаров FMCG под влиянием кризиса в апреле 2009 г./декабре 2008 г. по сравнению с докризисным периодом, % от покупателей товаров....................................................................................................... 39

Рис. 13. Доля перешедших на более дешевые марки товаров FMCG под влиянием кризиса в апреле 2009 г./декабре 2008 г. по сравнению с докризисным периодом, % от покупателей товаров.................................................................................................................................... 39

Рис. 14. Доля покупающих товарs FMCG впрок/большими упаковками под влиянием кризиса в апреле 2009 г./декабре 2008 г. по сравнению с докризисным периодом, % от покупателей товаров.................................................................................................................................... 40

Рис. 15. Доля поменявших место покупки непродовольственных товаров FMCG под влиянием кризиса в апреле 2009 г. по сравнению с докризисным периодом, % от покупателей товаров.................................................................................................................................................... 40

Рис. 16. Доли в стоимостном выражении ведущих производителей парфюмерии и косметики, I кв. 2009 г........................................................................................................................................ 44

Рис. 17. Структура сегментов парфюмерно-косметического рынка РФ в совокупном объеме продаж, %, 2008 г................................................................................................................... 44

Рис. 18. Прирост числа магазинов крупных операторов парфюмерно-косметической розницы в 2008 г. в сравнении с 2007 г., %........................................................................................ 48

Рис. 19. Динамика структуры каналов продаж парфюмерно-косметической продукции (доля в совокупном объеме рынка в стоимостном выражении), 2007-2008 гг., %............. 58

Рис. 20. Места покупки парфюмерии: опрос РБК, июнь 2009 г., % от опрошенных.... 58

Рис. 21. Крупнейшие компании, осуществляющих прямые продажи косметики и парфюмерии, в общем объеме прямых продаж косметики и парфюмерии ыв России, %, 2008 г. 63

Рис. 22. Динамика объема продаж косметической продукции через аптеки в РФ  в розничных ценах, 2005-2008 гг., $ млн.................................................................................................. 67

Рис. 23. Структура продаж косметики через аптеки - распределение по типам, 2008 г. 68

Рис. 24. Доли оборота розничной торговли федеральных округов РФ, 2008 г............ 77

Рис. 25. Денежные доходы на душу населения по федеральным округам,  2007 г.... 78

Рис. 26. Распределение сетевых парфюмерно-косметических магазинов (включая дрогери) по федеральным округам РФ, 2009 г..................................................................................... 82

Рис. 27. Количество сетевых парфюмерно-косметических магазинов (включая дрогери) в крупных городах РФ, май-июнь 2009 г............................................................................................. 83

Рис. 28. Насыщенность рынков крупных городов РФ сетевыми парфюмерно-косметическими магазинами (количество магазинов, принадлежащих сетям, на 100 тыс. человек населения), 2007-2008 гг............................................................................................................................ 84

Рис. 29. Динамика номинального оборота розничной торговли Центрального Федерального округа 2001-2008 гг............................................................................................................................ 85

Рис. 30. Динамика номинального оборота розничной торговли Москвы 2001-2008 гг. 86

Рис. 31. Динамика номинального оборота розничной торговли Северо-Западного Федерального округа, 2001-2008 гг.............................................................................................................. 96

Рис. 32. Динамика номинального оборота розничной торговли Санкт-Петербурга, 2001-2008 гг..................................................................................................................................................... 97

Рис. 33. Динамика номинального оборота розничной торговли Южного Федерального округа 2001-2008 гг.................................................................................................................................... 104

Рис. 34. Динамика оборота розничной торговли Ростовской области 2001-2007 гг. 106

Рис. 35. Динамика номинального оборота розничной торговли Приволжского Федерального округа 2001-2007 гг.......................................................................................................................... 113

Рис. 36. Динамика оборота розничной торговли Нижегородской области 2001-2008 гг.   114

Рис. 37. Динамика оборота розничной торговли Самарской области 2001-2007 гг. 114

Рис. 38. Динамика номинального оборота розничной торговли Уральского Федерального округа 2001-2008 гг.......................................................................................................................... 125

Рис. 39. Динамика номинального оборота розничной торговли Свердловской области 2001-2008 гг.............................................................................................................................................. 126

Рис. 40. Динамика номинального оборота розничной торговли Сибирского Федерального округа 2001-2008 гг.......................................................................................................................... 132

Рис. 41. Динамика номинального оборота розничной торговли Новосибирской области 2001-2008 гг.............................................................................................................................................. 134

Рис. 42. Динамика номинального оборота розничной торговли Дальневосточного Федерального округа 2001-2008 гг............................................................................................................. 142

Развернуть
Таблицы

Табл. 1. Показатели работы парфюмерно-косметической сети Douglas в странах присутствия, 2007/2008 гг............................................................................................................................. 20

Табл. 2. Международные операторы и их основные сети парфюмерно-косметической продукции, 2008 г........................................................................................................................................ 24

Табл. 3. Макроэкономические показатели РФ за первый квартал 2009 г., % к аналогичному периоду 2008 г........................................................................................................................................ 27

Табл. 4. Среднегодовые курсы валют, 2002-2008 гг., прогноз на 2009 г......................... 27

Табл. 5. Темпы изменения реальных располагаемых доходов населения, в % к предыдущему году, 2004-2008 гг., прогноз на 2009 г......................................................................................... 29

Табл. 6. Номинально начисленная среднемесячная заработная плата (руб.) и темпы прироста реальной заработной платы (%), 2004-2008 гг., прогноз на 2009 г........................... 29

Табл. 7. Global Retail Development Index 2009....................................................................... 30

Табл. 8 Потребление косметики, товаров по уходу за собой и парфюмерии FMCG, % от общего количества опрошенных..................................................................................................... 35

Табл. 9 Темпы прироста доли изменивших потребление непродовольственных товаров FMCG под воздействием кризиса в апреле 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г., %..... 36

Табл. 10 Классификация непродовольственных товаров FMCG по уровню потребления в условиях кризиса..................................................................................................................................... 37

Табл. 11 Изменение потребления непродовольственных товаров FMCG под влиянием кризиса, % от пользователей/покупателей товаров......................................................................... 37

Табл. 12. Классификация сегментов парфюмерно-косметического рынка................... 41

Табл. 13. Ведущие парфюмерно-косметические сети РФ.................................................. 47

Табл. 14. Рейтинг локальных сетей по количеству магазинов (не менее 5 ед.), март 2009 г., ед..................................................................................................................................................... 49

Табл. 15. Условия франшиз ряда парфюмерно-косметических сетей........................... 51

Табл. 16. Сделки на парфюмерно-косметическом розничном рынке России, 2005-2008 гг.         53

Табл. 17. Основные каналы розничной продажи парфюмерно-косметической продукции, представленные на российском рынке........................................................................... 56

Табл. 18. Форматы розничной торговли парфюмерно-косметическими продуктами. 61

Табл. 19. Сегментация аптечного ассортимента, 2008 г..................................................... 66

Табл. 20. Доля нелекарственного ассортимента в продажах TOP25 аптечных сетей, 2008 г., % от общего объема продаж в денежном выражении......................................................... 67

Табл. 21. Топ-10 брендов в общем объеме продаж селективной косметики в аптеках, 2008 г., %.................................................................................................................................................... 68

Табл. 22. Топ-10 брендов в общем объеме продаж лечебной косметики в аптеках, 2008 г., %    69

Табл. 23. Топ-10 брендов в общем объеме продаж косметики mass-market в аптеках, 2008 г., %.................................................................................................................................................... 70

Табл. 24. Ведущие сети формата "дрогери".......................................................................... 72

Табл. 25. Оборот розничной торговли в регионах РФ, 2008 г............................................ 77

Табл. 26. Денежные доходы в расчете на душу населения в регионах РФ, 2007 г..... 78

Табл. 27. Оборот розничной торговли по регионам ЦФО, 2008 г..................................... 85

Табл. 28. Парфюмерно-косметические сети, работающие на территории Центрального Федерального округа............................................................................................................ 86

Табл. 29. Рейтинг регионов ЦФО по количеству сетевых парфюмерно-косметических магазинов, 2009 г........................................................................................................................................ 88

Табл. 30. Сетевые парфюмерно-косметические магазины в регионах ЦФО, 2009 г.. 89

Табл. 31. Оборот розничной торговли по регионам СЗФО, 2008 г................................... 96

Табл. 32. Парфюмерно-косметические сети, работающие на территории Северо-Западного Федерального округа............................................................................................................ 97

Табл. 33. Рейтинг регионов СЗФО по количеству сетевых парфюмерно-косметических магазинов, 2009 г........................................................................................................................................ 98

Табл. 34. Сетевые парфюмерно-косметические магазины в регионах СЗФО, 2009 г. 100

Табл. 35. Оборот розничной торговли по регионам ЮФО, 2008 г.................................. 104

Табл. 36. Денежные доходы на душу населения в ЮФО, январь-март 2009 г............ 105

Табл. 37. Парфюмерно-косметические сети, работающие на территории Южного Федерального округа..................................................................................................................................... 106

Табл. 38. Рейтинг регионов ЮФО по количеству сетевых парфюмерно-косметических магазинов, 2009 г...................................................................................................................................... 107

Табл. 39. Сетевые парфюмерно-косметические магазины в регионах ЮФО, 2009 г. 109

Табл. 40. Оборот розничной торговли по регионам ПФО, 2008 г................................... 113

Табл. 41. Парфюмерно-косметические сети, работающие на территории Приволжского Федерального округа.......................................................................................................... 115

Табл. 42. Рейтинг регионов ПФО по количеству сетевых парфюмерно-косметических магазинов, 2009 г...................................................................................................................................... 116

Табл. 43. Сетевые парфюмерно-косметические магазины в регионах ПФО, 2009 г. 120

Табл. 44. Оборот розничной торговли по регионам УрФО, 2008 г................................. 125

Табл. 45. Денежные доходы на душу населения по регионам УрФО, 2008 г.............. 125

Табл. 46. Парфюмерно-косметические сети, работающие на территории Уральского Федерального округа..................................................................................................................................... 126

Табл. 47. Рейтинг регионов УрФО по количеству сетевых парфюмерно-косметических магазинов, 2009 г...................................................................................................................................... 127

Табл. 48. Сетевые парфюмерно-косметические магазины в регионах УрФО, 2009 г. 130

Табл. 49. Оборот розничной торговли по регионам СФО, 2008 г................................... 132

Табл. 50. Средняя начисленная заработная плата в регионах СФО, 2008 г............... 133

Табл. 51. Среднедушевые денежные доходы в регионах СФО в сентябре 2008 г.... 133

Табл. 52. Парфюмерно-косметические сети, работающие на территории Сибирского Федерального округа.......................................................................................................... 134

Табл. 53. Рейтинг регионов СФО по количеству сетевых парфюмерно-косметических магазинов, 2009 г...................................................................................................................................... 136

Табл. 54. Сетевые парфюмерно-косметические магазины в регионах СФО, 2009 г. 139

Табл. 55. Оборот розничной торговли по регионам ДВФО, 2008 г................................. 142

Табл. 56. Парфюмерно-косметические сети, работающие на территории Дальневосточного Федерального округа.......................................................................................................... 143

Табл. 57. Рейтинг регионов ДВФО по количеству сетевых парфюмерно-косметических магазинов, 2009 г...................................................................................................................................... 143

Табл. 58. Сетевые парфюмерно-косметические магазины в регионах ДВФО, 2009 г. 144

Развернуть
Материалы по теме
Статья, 23 января 2020 Компания "Строительная информация" Рынок вододисперсионных лакокрасочных материалов Рост рынка вододисперсионных ЛКМ строительного назначения составил 4% в натуральном выражении. В деньгах рынок вырос на 2%.

По данным исследования, проведенного компанией «Строительная информация», в сегменте вододисперсионных ЛКМ по итогам первого полугодия 2019 года отмечен рост рынка на 4%. По предварительной оценке, по году в целом темп прироста не увеличится, по сравнению с 2018 годом прирост останется на уровне 3-4%.
Емкость рынка водных ЛКМ по итогам 2019 года в натуральном выражении можно оценить на уровне 930-940 тыс. тонн. Стоимостная оценка рынка текущего года порядка 169 млрд. рублей. В следующем году в натуральном выражении можно ожидать рост рынка на те же 3-4%. При этом вряд ли рынок в деньгах в 2020 году вырастет пропорционально тоннажу. С учетом перераспределения структуры потребления в сторону более дешевых продуктов внутри групп материалов, а также пусть небольшого, но все-таки снижения доли более дорогих импортных материалов, в деньгах рынок водных ЛКМ в 2020 году увеличится приблизительно на 2%.
Динамика выпуска и потребления в отдельных товарных группах не одинакова – с более высоким, чем в целом по рынку темпом росли продажи готовых шпатлевок и грунтовок, наименьший темп прироста зафиксирован применительно к краскам, лакам, антисептикам.

Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Показать еще