Отчёт состоит из 8 глав
Глава 1 содержит технологические характеристики исследования: цель, задачи, объект, методы и информационную базу.
В главе 2 приведены основные показатели книжного рынка России, включая информацию о текущем состоянии и динамике развития объемов книгопечатания и тираже книг в России в последние годы, объемах и темпах роста рынка, ценообразование на книжном рынке, чтении населением бумажных и электронных книг в России и потребительских предпочтениях.
Глава 3 описывает перспективы развития книжного рынка России и факторы, отрицательно и положительно влияющие на его состояние.
Глава 4 посвящена описанию розничной торговли книжной продукции в России (ведущим торговым сетям на книжном рынке России, текущему состоянию и динамике развития форматов розничной торговли книгами в России, электронной торговле книжной продукции в России).
Глава 5 описывает сегментацию книжного рынка России.
В главе 6 описано развитие книжного рынка в регионах, в частности в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Челябинске и Екатеринбурге.
Глава 7 содержит в себе информацию об издательском бизнесе в России и основных издателях.
В главе 8 описаны виды государственного регулирования книжного рынка в России, включая государственные программы, налогообложение и льготы, а также борьбу с контрафактной продукцией.
Цель исследования
Описать текущее состояние и перспективы развития книжного рынка России.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать текущее состояние книжного рынка России.
2. Определить объем, темпы роста и динамику развития книжного рынка России.
3. Определить тенденции и перспективы развития книжного рынка России.
4. Определить ключевые факторы, определяющие текущее состояние и развитие книжного рынка, его тенденции и перспективы развития.
5. Определить факторы, препятствующие росту рынка.
6. Оценить инвестиционную привлекательность книжного рынка России.
7. Охарактеризовать основных участников и их доли на российском книжном рынке:
o книготорговые компании;
o издательства.
8. Описать сегменты книжного рынка России.
9. Описать форматы розничной торговли книжной продукцией в России (в том числе, электронную торговлю).
10. Описать востребованность книжных жанров и авторов.
11. Охарактеризовать структуру ценообразования на книжную продукцию.
12. Определить рентабельность книжной торговли.
13. Описать участие государственных органов власти, выполняющих регулирующую функцию (принятие законодательных актов, налогообложение и т.д.), на развитие книжного рынка России.
14. Определить предпочтения потребителей книжной продукции.
15. Определить ключевые показатели ведущих мировых книжных рынков
Объект исследования
Книжный рынок России.
Метод сбора данных
Мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров рынка; Интернет; материалов маркетинговых и консалтинговых компаний; результаты исследований Discovery Research Group.
Метод анализа данных
Традиционный контент-анализ документов
Информационная база исследования:
1. Печатные и электронные, деловые и специализированные издания.
2. Ресурсы сети Интернет.
3. Материалы компаний.
4. Аналитические обзорные статьи в прессе.
5. Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.
6. Экспертные оценки.
7. Интервью с производителями и другими участниками рынка.
8. Материалы отраслевых учреждений и базы данных.
9. Базы данных Discovery Research Group.
Список схем и диаграмм …9
Резюме…13
Глава 1. Технологические характеристики исследования…14
Цель исследования…14
Задачи исследования…14
Объект исследования…14
Метод сбора данных…14
Метод анализа данных…15
Информационная база исследования…15
Глава 2. Основные показатели книжного рынка России…16
§ 1. Объемы книгопечатания и тираж книг в России: текущее состояние и динамика развития в последние годы…16
§ 2. Объем и темпы роста рынка … 25
§ 3. Ценообразование на книжном рынке…29
§ 4. Чтение населением бумажных и электронных книг в России…31
§ 5. Потребительские предпочтения…40
Глава 3. Перспективы развития и факторы, влияющие на состояние книжного рынка России…43
§ 1. Прогноз и перспективы развития книжного рынка России…43
§ 2. Факторы, отрицательно влияющие на развитие рынка…51
§ 3. Факторы, положительно влияющие на развитие рынка…54
Глава 4. Розничная торговля книжной продукцией в России…56
§ 1. Розничная торговая сеть по продаже книг в России: текущее состояние и перспективы развития, доли форматов торговли…56
§ 2. Ведущие торговые сети на книжном рынке России…73
§ 3. Текущее состояние и динамика развития форматов розничной торговли книгами в России…82
Супермаркеты и гипермаркеты… 93
Традиционные книжные магазины стоимостном выражении… 93
Книжные ярмарки… 94
§ 4. Электронная торговля книжной продукцией в России…96
§ 5. Франчайзинг…98
Глава 5. Сегменты книжного рынка России…100
§ 1. Сегментация напечатанных книг по жанрам…100
Переводная литература… 115
Глава 6. Развитие книжного рынка в регионах…119
§ 1. Санкт-Петербург…119
§ 2. Новосибирск…121
§ 3. Челябинск…123
§ 4. Екатеринбург…125
Глава 7. Издательский бизнес в России…128
§ 1. Книгоиздательский бизнес в России…128
Направления развития книгоиздательского бизнесаСупермаркеты и гипермаркеты… 128
§ 3. Маркетинговая политика издательств…142
§ 4. Слияние АСТ и "Эксмо"…144
§ 5. "ЭКСМО"…148
§ 6. "АСТ"…152
§ 7. Азбука-Аттикус…153
§ 8. "Просвещение"…156
§ 9. "Эгмонт Россия"…158
§ 10. "Рипол-Классик"…160
§ 11. ИЦ "Академия"…163
§ 12. "Олма-Пресс"Рынок теплоизоляции в Южном ФО…164
§ 12. "Дрофа"…167
Глава 8. Государственное регулирование книжного рынка…168
§ 1. Государственные программы…168
§ 2. Налогообложение и льготы…173
§ 3. Борьба с контрафактной продукцией…179
Перечень приложений к отчету:
Отчет содержит 80 диаграмм и 27 таблиц.
По данным "Анализа рынка подгузников для взрослых в России", подготовленного BusinesStat в 2025 г, в 2024 г в их продажи в стране выросли на 1% и составили 746 млн шт. Потребители привыкли использовать подгузники для ухода за пожилыми, инвалидами, лежачими пациентами. При этом произошла частичная стабилизация логистических цепочек при поставках сырья, что благоприятно отразилось на производстве санитарно-гигиенических изделий и расширило возможности продаж.
По данным "Анализа рынка коммерческих дата-центров в России", подготовленного BusinesStat в 2025 г, в 2020-2024 гг оборот рынка ЦОД в стране увеличился более чем в 2,5 раза: с 42,9 до 113,1 млрд рублей. Одной из главных причин развития рынка выступает стремительный рост объемов данных, не только на фоне увеличения количества пользователей интернета в стране, но и вследствие развития цифровой экономики, а также роста объемов данных, генерируемых бизнесом и государством.
По данным «Анализа рынка профосмотров в России», подготовленного BusinesStat в 2025 г, за 2020-2024 гг численность обязательных медицинских осмотров, законодательно предусмотренных для отдельных видов профессиональной деятельности в России, снизилась на 8%: с 24,2 до 22,3 млн.