Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России и СНГ.
***
Описание бизнес-плана
Описание проекта и целесообразность его реализации
В основе концепции данного проекта лежит реконструкция существующего производства – мясоперерабатывающего комбината ЗАО «БЕТА» – с целью расширения производственной мощности и последующего сбыта продукции – свиных полутуш – на территории г. Москва, Московской области, регионов России.
С момента основания компания ЗАО «БЕТА» специализировалась на переработке и реализации свиных полутуш. На данный момент предприятие готово к расширению производства.
Потенциальным рынком сбыта инициаторы проекта определяют также рынок Китая, куда будут направляться мясные полуфабрикаты, производство которых уже налажено на сегодняшний день в рамках деятельности ЗАО «БЕТА» с учетом существующих мощностей.
С 2008 по 2013 год российский рынок мяса вырос на ***млн. тонн, и в настоящее время оценивается в ***млн. тонн, то есть в *** млрд. € в оптовых ценах. По оценкам Института аграрного маркетинга (ИАМ), до 2015 года мясной рынок России будет расти на ***% в год. Причем темпы роста потребления в Москве будут выше общероссийского показателя и составят порядка ***%.
Порядка ***% мяса, произведенного на территории России и ввезенного по импорту, продается в сыром виде. Около ***% используется для изготовления колбас, около ***% идет на производство полуфабрикатов, порядка ***% – на выпуск консервов. Тенденция нескольких последних лет – рынок колбас растет на ***% в год, категория мясных полуфабрикатов увеличивает свою долю порядка ***% ежегодно.
Среди основных тенденций отечественного мясного рынка – переход потребителей с замороженной мясной продукции на охлажденную. Наиболее активную динамику развития и интенсивный рост показывает сегмент охлажденного мяса и натуральных полуфабрикатов.
Основные показатели проекта:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Заявитель по проекту |
ООО «Альфа» |
2 |
Цель проекта |
Расширение производственной мощности существующего предприятия |
3 |
Сумма инвестиций для реализации проекта |
***тыс. € |
4 |
Источник инвестиций |
Кредитные средства |
5 |
Срок реализации проекта |
*** месяцев |
6 |
Общий срок планирования по проекту |
5 лет |
7 |
Производственная мощность |
***голов в месяц |
8 |
NPV |
*** |
9 |
IRR |
***% |
10 |
Срок окупаемости |
*** месяцев |
11 |
Дисконтированный срок окупаемости |
*** месяц |
12 |
Количество новых рабочих мест |
*** |
13 |
Риски и угрозы проекта |
Усиление конкуренции на рынке. |
Изменение потребительских предпочтений, снижение спроса на услуги. |
||
Риски ресурсной базы (дефицит ключевого ресурса, рост цен). |
||
Неблагоприятная политика государства (ограничения импортных условий), усиление санкций. |
||
14 |
Факторы, оказывающие положительное влияние на реализацию проекта |
Известность торговой марки «БЕТА». |
Высокое качество реализуемой продукции. |
||
Наличие опытных руководителей. |
||
Организация обучения персонала. |
||
Накопленный опыт работы на рынке и собственный канал сбыта (сеть супермаркетов). |
||
15 |
Возможности проекта |
Расширение рынков сбыта (выход на рынок Китая). |
Дальнейшее расширение производственной мощности. |
||
Подъем экономики, увеличение спроса. |
||
Рост реальных доходов населения. |
||
Выход на новые сегменты рынка. |
||
Усиленная рекламная компания. |
||
Перспективное планирование объемов сбыта. |
Выдержки из исследования
Несмотря на то, что животноводство – отрасль, которая напрямую зависит от природных условий, на сегодняшний день оно распространено повсеместно, с большей или меньшей концентрацией в зависимости от достаточности кормовой базы.
Так, Россия на данный момент входит в страны-лидеры во всех трех основных направлениях: производство молока, масла и производство мяса и мясной продукции.
Подтверждением вышесказанному можно считать прогноз ФАО, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, на 2015 год, согласно которому глобальная торговля мясом в 2015 году покажет рост в ***%, несмотря на общемировые финансовые сложности и тенденции. Так, мировой объем мясного рынка к концу года составит свыше ***миллионов тонн.
Лидирующим сегментом мировой мясной индустрии выступает, как и в предыдущие годы, сегмент птицы, с небольшим отставанием за ним следуют говядина и свинина (*** млн. тонн совокупно в номинальном выражении).
Рост объемов мирового производства закономерно вызывает снижение общемировой цены на мясо и мясную продукцию, дополнительным фактором стало продуктовое эмбарго (запрет на поставки свинины из ЕС в Россию) и переориентация мясных стран-производителей на страны Азии.
В 2014 году в хозяйствах всех категорий России было произведено скота и птицы на убой в живом весе в объеме ***млн. тонн. Данный показатель на ***тыс. тонн или на 4,1% выше уровня 2013 года, а также выше целевого индикатора на 0,1% (***млн. тонн). Свиноводство по итогам 2014 года также показало прирост: производство свиней на убой в живом весе выросло на 4,7% по сравнению с предыдущим годом. Продуктивность в секторе свиноводства за год выросла на 2,7%.
В разрезе производства по округам Российской Федерации лидирует Центральный федеральный округ, с долей в ***% от общего объема производства – *** тыс. тонн мясной продукции по итогам 2014 года.
Благоприятные тенденции для производственных целей проекта отмечены, в том числе, и по итогам 1 квартала 2015 года: так, производство говядины, свинины, мяса птицы, баранины и козлятины во всех категориях хозяйств Российской Федерации увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,8% или на ***тыс. тонн и достигло ***млн. тонн в убойном весе. Доля свинины в общем объеме составила ***%, а поголовье свиней по состоянию на март 2015 года зафиксировано на уровне свыше *** миллионов голов.
При анализе свиноводческого сектора России было установлено также, что как объемы производства, так и рост поголовья имеют положительную динамику: в 2014 году производство свиней на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий страны составило ***тыс. тонн или на 4,7% (+*** тыс. тонн) больше уровня аналогичного периода 2013 года. Свиней на убой в убойном весе было произведено ***тыс. тонн в хозяйствах всех категорий Российской Федерации. Флагманом по производству свиней на убой в живом весе на сегодняшний день является Белгородская область – *** тыс. тонн.
С начала 2015 года отечественные сельскохозяйственные организации произвели свиней на убой в живом весе в объеме ***тыс. тонн, тем самым показав прирост на ***%.
Поголовье свиней в российских сельхозорганизациях на конец марта 2015 года составило ***млн. голов, что на 8,4% выше соответствующего показателя 2014 года.
Ценовые тенденции также имеют положительную окраску: по данным Росстата в марте 2015 года цены сельскохозяйственных производителей на свиней (в убойном весе) составили ***€/кг (+2,4% с начала месяца, +5,2% с начала года).
Принимая во внимание рассматриваемый период (2012-2014 годы) индекс цен на скот и птицу сельскохозяйственных производителей составил 104%, 102% и 115% соответственно, что говорит об уверенном росте цены на основные категории мяса и продукции. В 2012 году индекс цен на свиней живых составлял 109%, далее отмечалось незначительное падение – 91% – по итогам 2013 года. Тем не менее, индекс 2014 года составил 123%. Таким образом, средняя цена сельхозпроизводителей – ***€/тонну , ***€/тонну , ***€/тонну в период 2012-2014 годов (соответственно).
По состоянию на конец 2014 года цена сельхозпроизводителей составила ***€/кг, *** €/кг, ***€/кг за свинину 2,3,4 категорий соответственно .
Крупнейшими игроками российского рынка до 2014 года традиционно являлись три ведущие компании: «Мираторг» – *** тыс. тонн, «Черкизово» – ***тыс. тонн, «Агро-Белогорье» – *** тыс. тонн (данные производства по итогам 2013 года). Доля лидеров составляла 25%. Однако в 2014 году Национальный союз свиноводов опубликовал данные, согласно которым на российском рынке свиноводства произошла перестановка производственных сил: с 5 позиции ГК «Русагро» переместилась на 2 позицию, нарастив объемы производства на 36,8% всего за год. За 2014 года доля рынка 20 крупнейших производителей свинины составила 60% (тройка лидеров – АПХ «Мираторг» – *** тыс. тонн, ГК «Русагро» – ***8 тыс. тонн, ГК «Черкизово» – ***тыс. тонн).
Важно отметить, что, учитывая потенциальные производственные мощности проекта и выход на 2 400 216 голов свиней в год, объем производства Проекта составит 80% от объема производства крупнейшего российского производителя («Мираторг» – 3 млн. голов свиней в год, совокупная производственная мощность свинокомплексов компании ).
Московская область в страновом рейтинге животноводства занимает 15 место, сектор свиноводства при этом занимает долю в 18,4% (при 67,4% рынка у лидирующего сегмента – птицы). На 1 января 2015 года в хозяйствах всех категорий поголовье свиней составило *** тыс. голов (101,8% к периоду 2013 года).
Согласно проведенному анализу, основными игроками животноводческой отрасли Московской области являются три основные компании: «Feedland Group/Фидлэнд Групп», ГК, «Агроплемсоюз» ОАО, «Евро-Агросоюз». Компании ведут деятельность в основных секторах животноводства, в том числе – отрасли свиноводства.
Важно отметить, что для целей Проекта существенную роль играет и уровень потребления мясной продукции в целом по стране. Несмотря на финансовый кризис и общее снижение потребления продовольствия (по данным ФОМ, ВЦИОМ), потребление мяса в России за последние 4 года выросло на ***кг (на человека в год), а с 1998 года – на *** кг (на человека в год).
В секторе индустриального свиноводства производство выросло в 4 раза – до *** млн. тонн (по итогам 2013 года). Годовой объем производства мяса и субпродуктов пищевых убойных животных в период 2010-2013 гг. выросло на ***тыс. тонн (рост 30,8%), полуфабрикатов мясных охлажденных – на *** тыс. тонн (рост 40,2%), полуфабрикатов мясных подмороженных и замороженных – на *** тыс. тонн (рост 32,2%).
Положительную динамику показывают категории «изделия колбасные из термически обработанных ингредиентов» (+16,2%), «изделия колбасные копченые» (+3,6%), «консервы мясные (мясосодержащие)» (+3,2%). Соответственно, данные сегменты можно считать потенциально привлекательными для производства.
Лидирующими являются свинина и говядина парные, а также свинина и говядина подмороженные и замороженные, номинальный объем которых составляет ***тыс. тонн или 89,9% рынка.
Из вышесказанного можно сделать заключение, что деятельность Проекта будет осуществляться в части рынка, которая является доминирующей в общей доле мясного рынка России, имеет устойчивые показатели развития, потенциал и возможности реализации производственных возможностей для новых игроков.
1. Резюме проекта |
4 |
1.1. Общая информация о проекте |
4 |
2. Описание и основные характеристики проекта |
5 |
2.1. Суть проекта |
5 |
2.2. Стоимость реализации проекта |
5 |
2.3. Источники инвестиций |
6 |
2.4. Поддержка проекта на государственном уровне |
6 |
3. Информация об основных участниках проекта |
10 |
3.1. Контактная информация и реквизиты инициатора проекта |
10 |
3.2. Виды и объемы деятельности |
11 |
3.5. Информация о ключевых менеджерах компании ООО «Альфа» |
14 |
4. Описание продукта |
15 |
4.1. Продуктовый ряд, объемы, качество, цены |
15 |
Раздел 5. Анализ рынка |
16 |
5.1. Мировой сектор животноводства |
16 |
5.2. Анализ мясного сектора Российской Федерации |
16 |
5.3. Анализ отрасли свиноводства России |
22 |
5.4. Основные игроки свиноводческой отрасли Российской Федерации |
24 |
5.5. Анализ животноводческого комплекса Московской области |
26 |
5.6. Основные игроки животноводческой отрасли Московской области |
27 |
5.7. Анализ тенденций ценообразования производителей мяса |
28 |
5.8. Тенденции потребления мясной продукции |
31 |
5.9. Рынок мясных и колбасных изделий |
32 |
6. Организационный план |
37 |
6.1. Этапы реализации проекта |
37 |
6.2. Календарный график реализации проекта |
37 |
7. Производственный план |
38 |
7.1. Производственный план |
38 |
7.2. Технология производства продуктов, описание оборудования |
38 |
7.3. План персонала |
45 |
7.4. Расчеты потребностей в финансировании |
46 |
8. Финансовый план |
47 |
8.1. Условия и допущения, принятые для расчета |
47 |
8.2. Исходные данные |
48 |
8.2.1. Налоговое окружение |
48 |
8.2.2. Номенклатура и цены продукции |
48 |
8.2.3. Загрузка производства и план продаж |
48 |
8.2.4. Номенклатура и цены сырья, материалов и пр. |
50 |
8.2.5. Численность персонала и заработная плата |
50 |
8.2.6. Калькуляция затрат |
54 |
8.2.7. Капитальные затраты и амортизация |
55 |
8.2.8. Нормы оборота текущих активов и пассивов |
57 |
8.3. Калькуляция себестоимости продукции |
59 |
8.4. Расчет выручки |
59 |
8.5. Инвестиционные издержки (капиталовложения) |
61 |
8.6. Расчет прибылей, убытков и денежных потоков |
62 |
8.7. Прогнозный баланс |
64 |
8.8. Налоговые и страховые отчисления |
65 |
8.9. Источники, формы и условия финансирования |
66 |
8.10. Оценка экономической эффективности проекта |
66 |
8.10.1. Расчет ставки дисконтирования |
66 |
8.10.2. Показатели экономической эффективности проекта |
73 |
8.10.3. Финансовая состоятельность проекта |
74 |
9. Оценка рисков |
76 |
9.1. Анализ чувствительности |
76 |
9.2.Уровень безубыточности |
80 |
9.3. Оценка проектных рисков |
82 |
9.4. SWOT-анализ |
85 |
По исследованиям компании ГидМаркет, объём потребления доставки пиццы в России значительно увеличился за последние несколько лет. В 2019 году средний россиянин тратил на доставку пиццы около 627 рублей в год. Однако к 2023 году этот показатель вырос до 1,3 тысячи рублей на человека в год.
По данным «Анализа рынка жевательного мармелада в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, за 2019-2023 гг его импорт в страну снизился на 60%: с 17,7 до 7,1 тыс т. На рынке происходит активное импортозамещение, а мировой локдаун на фоне пандемии в 2020 г и санкционный кризис в 2022-2023 гг ускорили процесс.
По данным «Анализа рынка керамического кирпича в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, его производство в стране в 2023 г сократилось на 5,9%: с 5,7 до 5,3 млрд условных кирпичей.